?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Окно-роза" в готике

    Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.




    Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.




    Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.










    Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.







    Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.










    Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

    Источник: Архитектура Средневековья



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Oct. 16th, 2017 02:38 pm (UTC)
Восхитительно!
sergeyurich
Oct. 16th, 2017 02:43 pm (UTC)
Да, я вообще очень люблю готику во всех ее архитектурных проявлениях, и всегда, бывая в европейских городах, богатых готической архитектурой, обращаю пристальное внимание на витражи и окна-розы.
barbra_forever
Oct. 16th, 2017 03:31 pm (UTC)
Спасибо, очень!..
sergeyurich
Oct. 16th, 2017 03:45 pm (UTC)
Пожалуйста!
livejournal
Oct. 16th, 2017 03:33 pm (UTC)
"Окно-роза" в готике
Пользователь barbra_forever сослался на вашу запись в своей записи «"Окно-роза" в готике» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Окно-роза" в готике [...]
carina_marina
Oct. 17th, 2017 03:25 pm (UTC)
В соборе Парижской Богоматери окно называется "роза алхимиков"), оно прекрасно, спору нет, но может быть в силу погодных явлений, редко "играет" - дает блики в храме. Мы не видели ни разу, хоть и были в Париже несколько раз, один - даже на Троицу.
А вот в Шартре нам повезло: день был влажный, облачный, но вдруг выглянуло солнце, и внутри собора все вспыхнуло, и заиграли цветные блики на всем! Это было божественно! Витражи все настоящие( 1225) с преобладанием синего, но этот "синий" - удивительный, оттенок его трудно повторить ( я читала об этом).
Во время бомбежек не пострадали. Там и пол интересный: лабиринт.
sergeyurich
Oct. 17th, 2017 03:32 pm (UTC)
Да, это самый интересный момент, когда ты в пасмурную погоду находишься в храме, и не понимаешь, что же такого в этих витражах, которыми все так восхищаются? А потом, когда выглядывает солнце, ну а дальше все по Вашему тексту...)
carina_marina
Oct. 17th, 2017 03:58 pm (UTC)
Вы знаете, Сергей, больше всего меня удивляет, что они все разные, я имею в виду не архитектуру, это само собой понятно, но как бы "характер" места и здания, атмосфера.
sergeyurich
Oct. 17th, 2017 04:39 pm (UTC)
Марина, а вот это меня уже давно не удивляет (если Вы о витражах). Приходилось видеть самые разные: и готические и модернистские (например, в Мадриде и в моей любимой Чехии).

А что касается общей атмосферы места, в котором построено то или иное здание, то это как раз самое главное для его восприятия для тех, кто не просто коллекционирует фотографии мест, к которых побывал. И в этом Вы снова, безусловно, правы.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com