?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
    На мой взгляд, одним из интереснейших храмов, построенных в Москве в конце XVIII века за пределами Камер-Коллежского вала, является церковь Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.




    Эта церковь, которую можно отнести к раннему классицизму (хотя элементы барокко, несомненно, так же присутствуют) имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в середину XVIII века, поэтому она интересна не только с архитектурной точки зрения.




      Лазаревское кладбище

 В 1758 году императрица Елизавета Петровна распорядилась об учреждении в Москве за пределами городской черты первого в первопрестольной общегородского кладбища, предназначавшегося для захоронения бедняков, нищих, бездомных бродяг и прочих люмпенов, в том числе и преступников.
      Местом для этого была избрана Марьина роща.

 Впрочем, в Марьиной роще и прежде хоронили всякого рода безродных людей, поскольку мест для них на московских кладбищах при церковных приходах и монастырях давно уже не было. Да и сама эта, тогда ещё подмосковная, местность пользовалась не самой лучшей славой (даже во второй половине XIX века о ее населении говорили так: «В Марьиной роще – люди проще»).




      Да что там XIX век! Помните, как в культовом фильме режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», уголовник по кличке Кирпич (замечательная роль С. Садальского), отвечает на вопрос Жеглова (В. Высоцкий) о месте, где может скрываться Фокс: «Мало ли «малин» в Марьиной роще!»? А ведь действие в фильме происходит в 1945 году.




      Один из самых высоких уровней преступности и, соответственно, концентрации криминального элемента в ближайшем к Москве предместье (впрочем, и в самой Москве таких мест хватало, достаточно вспомнить хотя бы Хитровку) делал Марьину рощу одним из самых подходящих мест для «божедомки» - так называли места захоронения всяческих отбросов общества, бедняков и неопознанных трупов, которых часто закапывали в общих могилах. Поэтому выбор московскими властями именно Марьиной рощи для организации общегородского погоста для представителей низших слоев московского общества нисколько не удивителен.




      Но какими бы не были «клиенты» этого кладбища, по православным традициям их нужно было отпевать. Для этого на кладбище выстроили скромную деревянную церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря (того самого, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти – см.: Ин.11:1-45). Эта церковь долго не просуществовала, но именно от нее и получило название кладбище в Марьиной роще.

      Кстати, одна из улиц в непосредственной близости от этого кладбища, которого уже давно не существует, до сих пор называется Лазаревской. Те, кто считает, что она получила свое имя в честь знаменитого русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, сильно заблуждаются.

 Единственным в Москве кладбищем для бедных Лазаревское было недолго.
      В 1770 году Москву поразила чума, эпидемия которой продолжалась до 1722 года. Этот страшный по своим последствиям мор, унесший жизни от 50 до 100 тысяч человек, описан многими очевидцами. Вот, например, воспоминания Иоганна Якоба Лерхе, одного из врачей, боровшихся с эпидемией: «Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов».




  Московская чума вызвала бунт, на усмирение которого императрицей Екатериной II был отправлен ее бывший фаворит Григорий Орлов.




       И здесь он проявил себя наилучшим образом, не ограничившись карательными действиями по подавлению бунта. Им были предприняты вполне разумные меры по предотвращению распространения эпидемии, в том числе и организация специальных мест для захоронения тысяч ее жертв.
      Так появились новые «божедомки» - Миусское кладбище, расположенное также как и прочие за пределами Камер-Коллежского вала,  ныне считающееся престижным Ваганьковское и другие.
      И, разумеется, большое количество трупов свозили на первую московскую «божедомку» - Лазаревское кладбище в Марьиной роще.
      Территория Лазаревского кладбища «благодаря» чуме 1770-1772 гг. разрослась, и старый деревянный храм в честь Лазаря Четырехдневного перестал удовлетворять нужды всех, кто хотел помянуть своих умерших родных.


    Современный храм




  В 1782 – 1786 гг. на средства состоятельного купца, московского чиновника (с небольшим чином титулярного советника) Луки Ивановича Долгова был построен и освящен новый каменный трехстолпный храм Сошествия Святого Духа.
        Этот меценат, отличавшийся большим "нищелюбием", не дожил до окончания строительства храма, он скончался в 1783 году, и финансирование строительства в память о муже продолжила его вдова Сусанна Филипповна.

  Дом Л. И. Долгова, как это не удивительно, сохранился до наших дней (проспект Мира, д.16, стр.1):






  Архитектором храма стал Елизвой Семенович Назаров (1747 – 1822), о котором хотелось бы рассказать несколько подробнее.
  Крепостной крестьянин, принадлежавший помещице А. М. Атяевой, Елизвой Назаров рано проявил себя как талантливый человек, и получил вольную благодаря содействию знаменитого архитектора В. И. Баженова, определившего в 1767 году молодого крестьянина в архитектурные ученики к кремлевскому строению в Москве. С 1768 года он уже работал в «Экспедиции кремлевского строения» под руководством того же В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. А в 1775 году достиг должности архитектора при московских департаментах Сената.

К числу строений Е. С. Назарова относятся:

        - Странноприемный дом графа Шереметева (Шереметевская больница; ныне Институт скорой помощи им. Склифософского):




        - Знаменская церковь Новоспасского монастыря:




        - Дом Ф. Ф. Набилкова (проспект Мира, д. 50):




  И, конечно же, церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1).




   Кстати, Е. С. Назаров был похоронен именно на Лазаревском кладбище.

   Впрочем, вполне достоверной является версия, что проект храма принадлежит самому В. И. Баженову, а его ученик Е. С. Назаров был лишь смотрителем при возведении церкви.




        В пользу этой версии говорит то, что В. И. Баженов был женат на дочери заказчика храма Л. И Долгова. Да и сама архитектура храма Сошествия Святого Духа более соответствует стилистике Баженова, нежели тем постройкам Назарова, в авторстве которых нет никаких сомнений.

Эскиз западного фасада храма:




  Но независимо от того, кто именно являлся автором храма, он получился очень интересным. Он выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим фонарем с шарообразной главкой и крестом.




  Прямоугольная трапезная сначала была намного меньше той, которую мы видим теперь (она была увеличена в 1902 – 1904 гг. по проекту архитектора С. Ф. Вознесенского).




       С запада трапезная заканчивается четырехколонным портиком с двумя колокольнями по бокам.







  Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных, что делает этот храм уникальным в архитектурном аспекте.

  Храм был расписан итальянскими художниками Антонио Клаудо (автором сохранившихся фресок Донского монастыря) и Джованни Скотти.

  После завершения строительства храма на Лазаревском кладбище статус этого погоста значительно повысился. В XIX веке это кладбище уже не было только лишь «божедомкой». Так на нем были похоронены С. Н. Сандунов (в 1820 г.), мать Ф. М. Достоевского (в 1837 г.), жена В. Г. Белинского (в 1890 г.) и художник В. М. Васнецов (в 1926 г.).

  В 1917 году для храма, как и для всей страны, наступили трудные времена. Впрочем, проблемы начались еще до того как к власти пришли большевики.
  С 1914 года в храме служил протоиерей Николай Александрович Скворцов, профессор Московской духовной академии, автор множества трудов по истории Москвы и ее памятников (в частности, ему принадлежит труд «Археология и топография Москвы». Архив Н. А. Скворцова  хранится в РГБ).
        В ночь с 14 на 15 августа он был убит вместе со своей женой в собственном доме при церкви. Ранее он собирал средства для организации детского приюта при храме. Эти деньги, видимо, и были целью убийц.

    Богослужения в храме продолжались до начала 1930-х годов. Храм Сошествия Духа Святого был включен в список объектов, подлежащих сносу. Но его спасло то, что даже атеистическая власть не могла не признать его уникальность, и отнесла его к «памятникам архитектуры первой категории».



    Впрочем, это не помешало совершенно варварски использовать здание церкви, в которой расположились общежитие, школа, а также мастерские Театра оперетты, что, конечно же, никак не могло способствовать сохранности храма.
       Лишь в 1991 году храм был возвращен РПЦ, но даже после этого в нем еще несколько лет продолжала функционировать репетиционная сцена театра.




       В настоящее время храм восстановлен полностью (по крайней мере, он сейчас внешне выглядит вполне достойно памятника, признанного объектом культурного наследия федерального значения).


       А вот судьба Лазаревского кладбища была иной.

       В 1934 году кладбище было закрыто, а еще через три года могилы сравняли с землей бульдозерами. На территории бывшего Лазаревского кладбища был устроен детский парк, ныне носящий название «Фестивальный», а через часть кладбища сейчас проходит оживленная автомагистраль – Сущевский вал.

Детский парк на месте кладбища (фото 1936 г.):




       Это только первая часть статьи о храме Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.
       Во второй части будут мои собственные фотографии этого храма в самых подробных деталях (благо, что я каждый день хожу мимо него на работу и обратно).

       Так что, продолжение следует.
      Благодарю за внимание.
       Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Oct. 22nd, 2017 01:35 pm (UTC)
Спасибо невероятное!
Очень интересно!
Будем ждать ваших фотографий - что там сегодня?)

Да, хорошо, что храм сохранился, хорошо, что вернули Церкви. Сейчас там ведь идут службы, да?
))) И звучит забавно: Церковь Сошествия Святого Духа на улице Советской Армии))) -но это так, тонкости языка)
Спасибо!
И молодец Орлов, в его борьбе с эпидемией!
Спасибо Вам!
sergeyurich
Oct. 22nd, 2017 02:13 pm (UTC)
Да, службы в этом храме идут с 1991 года (а может и раньше).

Ничего забавного!
Улица Советской армии идет от метро "Марьина роща" к Музею Советской Армии (сейчас он, конечно же, называется по другому, хотя большая часть экспозиции этого музея посвящена именно славной истории Советской армии) и дальше к Театру Советской армии). Очень хорошо, что эту улицу не переименовали (в честь кладбища есть Лазаревская улица, и этого более чем достаточно!).

Григорий Орлов, разумеется, проявил себя самым лучшим образом при усмирении московского чумного бунта, за что и удостоился особенной награды от императрицы.
carina_marina
Oct. 22nd, 2017 04:55 pm (UTC)
Ну, Вы меня поразили! Я можно сказать, почти все там знаю, а этот огромный! храм - нет! Обязательно посмотрю и зайду).
sergeyurich
Oct. 23rd, 2017 02:15 pm (UTC)
Марина! Этот храм плохо видно и со стороны Сущевского вала, и со стороны ул. Советской армии из-за того, что он расположен в относительной глубине парка "Фестивальный". Очень мешают деревья. Я вот жду, когда совсем опадет листва, чтобы можно было спокойно пофотографировать эту интереснейшую церковь со всех сторон.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com