?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.




    Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.




    В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал. На её месте четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Реконструкция первоначального вида собора (Сергей Заграевский):




    Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
    В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.

    В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
    После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

    Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.




    Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности, об этом с сокрушением писал Никодим Кондаков. Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.

    В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1960 и 1980-х годах.




    Особого внимания заслуживает резьба по камню, украшающая храм. Вот лишь несколько деталей:




























    Источники: Википедия; фото: #Россия@medieval_architecture .



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Oct. 27th, 2017 01:52 pm (UTC)
Да, древняя удивительная церковь, влияние Византии конкретное в декоре)
sergeyurich
Oct. 27th, 2017 02:51 pm (UTC)
Володя, влияние Византии совершенно естественно для древнерусской архитектуры. Но такая резьба по камню - это наше (в особенности, когда речь идет об архитектурных памятниках Владимиро-Суздальксой Руси 12 -13 веков.
Самым совершенным в этом смысле я считаю Дмитриевский собор Владимира, построенный при Всеволоде Большое Гнездо. А в его великолепнейшем внешнем оформлении (он, как ты, разумеется, знаешь, почти весь покрыт резьбой по камню) больше влияния западноевропейской архитектуры (романского стиля). Ведь и Андрей Боголюбский и его младший брат Всеволод приглашали мастеров из Германии.
vladimirdar
Oct. 27th, 2017 04:00 pm (UTC)
Хорошо, просто я увидел мотивы и не мог не вставить)))
carina_marina
Oct. 27th, 2017 10:23 pm (UTC)
Да, Сергей, связь с романским искусством настолько велика, что отчетливо бросается в глаза при сравнении. В этом году, путешествуя по Франции, мы были в Муасске, я рвалась туда давно, и прежде всего из-за портала аббатства Св.Петра с его знаменитыми пророками и Св.Петром -этой бесподобной резьбой, что дошла до нас, ведь Клюни погибло, а мастера те же. Капители в клуатре - это целая поэма в камне! Эти чудовища, птицы, львы... )
Очень близко по мотивам к собору Юрьева Польского, который я очень люблю, могу ездить туда бесконечно)
sergeyurich
Oct. 28th, 2017 09:18 am (UTC)
Конечно же, домонгольская архитектура Владимиро-Суздальской земли имеет много общего с романской архитектурой Западной Европы (в особенности это относится к декоративному убранству храмов).
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com