?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Аббатство Марии Лаах

    Аббатство Марии Лаах — одно из наиболее сохранившихся и примечательных зданий в романском стиле в Германии. Это связано прежде всего с тем, что собор практически не перестраивался в более позднее время. Изменения в готическом стиле (заостренные навершия башен) и барокко (расширенные окна бокового нефа) были убраны в ходе реставрационных работ в XX веке. Несмотря на свой возраст, здание выглядит гармоничным и полностью соответствующим своему времени.




    При постройке монастыря использовался так называемый план святого Галла, представленный на Ахенском синоде 816 года аббатом монастыря святого Галла Гоцбертом и Бенедиктом Анианским. Для строительства использовались коричнево-жёлтый лаахский туф, белый известняк из Лотарингии, на ранних стадиях — красный песчаник с реки Килль, затем серый туф из Вайберна, авгитовая лава из гор Айфеля. Крыши были первоначально покрыты медью, но в XIX веке она была заменена шифером.




    По форме собор представляет собой базилику с колоннами, двумя хорами, тремя нефами и двумя трансептами, увенчанную шестью башнями. Над обоими трансептами высится по башне. На западе от центральной башни с колокольней находятся две более низкие круглые башни; напротив, к восьмиугольной средокрестной башне с востока примыкают две более высокие квадратные башни. Ранее она возвышалась над ними, но после реставрации ей была возвращена плоская крыша в романском стиле. Восточная часть собора была закончена в 1177 году, а западная — в 1230. Три боковые башни не имеют ничего внутри, и лишь в северо-западной находится винтовая лестница. В южной круглой башне раньше также находились колокола. Внешние стены украшены лопатками. Особенностью храма является также построенный после завершения самого здания парадиз (1225—1235). Снаружи собор украшен рельефами с мифологическими существами и растительным орнаментом.




    Таким образом, Лаахский собор построен в традиции крупнейших соборов рейнских городов — Шпайера, Майнца и Вормса. Его внешний вид воплощает романскую идею «Божьей крепости», которую только усиливает сравнительно короткий неф. В структуре здания господствуют четкие и простые линии. В плане оно образует крест — символ христианства. Западная часть церкви ориентирована на заход солнца — темную сторону — и предназначалась для знати («военного сословия»), восточная — на восход, сторону света, и предназначалась для духовенства («ученого сословия»), а находящийся между ними неф был отведен для простонародья — «кормящего сословия».




    Внутри базилика оформлена также весьма просто, без вычурных декораций и аркад. В начале XIII века вместо деревянного накатного потолка в среднем нефе появился каменный свод. В восточном хоре, где проводятся мессы и находятся места для певчих, располагается уникальный алтарь с киворием. Киворий представляет собой покоящийся на колоннах балдахин; он был приобретен аббатом Дитрихом II фон Леменом в 1256 году. В то время он покрывал недавно созданное надгробие основателя монастыря Генриха II фон Лаах, ранее находившееся в клуатре, поскольку неф не был закончен. Теперь же его прах был захоронен неподалеку от четвёртой с запада пары колонн нефа. Усыпальница представляла собой нишу с саркофагом, над которой находилось надгробие с великолепной фигурой Генриха, выполненной из дерева. С XVII века балдахин осеняет главный алтарь собора. При аббатах Альберте и Грегоре был создан леттнер (алтарная перегородка); в XVII веке он был разрушен, но его скульптурные детали, включая фигуру Самсона, хранятся и сейчас в музее монастыря. При аббате Теодерихе были надстроены в готическом стиле башни — их навершия стали более крутыми, и на них появились карнизы; также при нём в восточном хоре появились окна в раннеготическом стиле. Пятнадцатый аббат, Виганд фон Паннау (1335—1360), закончил надстройку башен. Во время служения двадцать второго аббата, Симона фон дер Лайена, по его настоянию был надстроен парадиз, а часть колонн расписана фресками с изображениями святых Бенедикта (основатель ордена, юго-западная колонна западного хора), Николая (один из покровителей собора, северная сторона той же колонны; на фреске изображен среди прочих аббат Симон) и Христофора (южная сторона северо-западной колонны). До XIX века включительно двойные двери парадиза были заперты. В последующие годы монастырские здания частично перестраивались.




    В XVI веке в соборе насчитывалось 16 алтарей, посвящённых различным святым: один в западном хоре, восемь в нефе, два в восточном хоре, по одному в боковых апсидах трансепта, один в sacellum (святилище) в северной части трансепта и два в крипте. Находящийся в нефе рядом с могилой основателя монастыря «алтарь десяти тысяч мучеников» часто служил монахам, принявшим сан священника, для проведения первой мессы. В XVII веке эти алтари были убраны и частично заменены другими алтарями и сооружениями. Расположение и предназначение алтарей описал аббат Иоганн V Августин Маххаузен в своем сочинении Rituale Hyparchiae.




    В 1662—1668 гг. при аббате Плацидусе Кессенихе (1662—1696) проходило оформление внутреннего убранства церкви в стиле барокко. По его распоряжению был опущен уровень западного хора и поднят пол нефа, чтобы переместить в западный хор гробницу Генриха II, как в более подобающее место. В дальнейшем по его приказу были расширены окна бокового нефа в барочном стиле; в XX веке им было возвращено первоначальное состояние. Его преемники Йозеф Денс (1696—1711) и Клеменс Аах (1718—1731) заменили старые хоры времен фон дер Лайена новыми и установили в соборе резную кафедру. При аббате Йозефе II Мойрере в 1775 году архитектор Иоганн Зайц, ученик Бальтазара Неймана, пристроил к монастырскому зданию «крыло Йозефа». Вместе с мансардой, построенной П. Л. Ринклаке, оно существует и по сей день. Из монастырских построек эпохи Средневековья и Ренессанса сохранилась лишь башня часовни святого Николая, построенная при аббате Грегоре; сама же часовня была снесена в 1757 году по повелению аббата Генриха III Артца, а на её месте воздвигнута новая.




    В XIX веке были проведены две масштабные кампании по реставрации (в 1830-40-х и в 1880-х гг.), призванные устранить серьёзные повреждения (в частности, свода и крыши). Причинами повреждений были в том числе новый сток, построенный семейством Делиус в 1842—1844 гг. пятью метрами ниже старинной штольни Фульберта и заметно понизивший уровень воды в Лаахском озере, а также пожар 1885 года, в ходе которого выгорели фасад монастыря и келья настоятеля. Около 1830 года вернули первоначальный облик парадизу за счет сноса верхнего этажа; его следы ещё долго можно было видеть на фасаде собора.




    В 1891 году аббатство закупило шесть новых колоколов у бельгийского колокольного завода Adrien Causard (Теллин); этот завод существовал вплоть до 1970-х гг., а затем был переоборудован в музей колоколов. Не считая Шпайерского собора, Лаахский собор — единственная церковь в земле Рейнланд-Пфальц, в которой представлен полный колокольный ансамбль. В 1902 году начались первые работы по восстановлению романского облика собора, и окнам бокового нефа был возвращен первозданный облик.




Источник:
Готическая и романская архитектура



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
danitta
Dec. 11th, 2017 05:24 pm (UTC)
вот как такую красоту можно было построить тысячу лет назад, и чтобы она пережив все перипетии истории, дожила до наших дней (пусть и с реставрациями)?
sergeyurich
Dec. 12th, 2017 03:49 pm (UTC)
Я и сам постоянно этому удивляюсь!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com