?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Радонеж

    Предлагаю вам относительно небольшую экскурсию в маленькое село Радонеж, расположенное в Сергиево-Посадском районе Московский области, известное, прежде всего, тем, что является малой родиной одного из самых почитаемых в нашей стране святых – преподобного Сергия (до иночества – Варфоломея) Радонежского.

    Памятник Сергию Радонежскому (установлен 29 мая 1988 года; скульптор В. М. Клыков):






    Речь здесь пойдет о многом, в том числе и о неблаговидном (а лучше сказать, преступном) поведении как отдельных частных лиц, так и некоторых государственных муниципальных чиновников, совершенно наплевательски относящихся к историческому наследию нашей страны.
    Так что, если вы рассчитываете на пост с просто красивыми картинками и только, то можете не заходить под кат.
    А если вам не безразлична история России, то прочитайте это обязательно (причем, перепост приветствуется, чтобы как можно больше людей были в курсе беспредела, творящегося прямо сегодня на наших глазах).





    Это место было населено людьми еще задолго до того, как сюда переселились родители Варфоломея, будущего великого подвижника Земли Русской, обедневшая боярская семья из Ростова.

    По археологическим данным, селища и городища в окрестностях небольшой речушки Пажи, являющейся притоком Вори, существовали здесь как минимум с конца XII века (а возможно и еще раньше – с середины XI века).
    И населяли их, предположительно, представители славянского племени кривичей. Да и само происхождение названия этого поселения объясняется тем, что его основал некий новгородец по имени Радонег, построивший здесь укрепление, назвав его по своему имени.
    Хотя и ещё раньше – в I тысячелетии н.э. здесь обитали финно-угорские (вероятнее всего, меря) и балтские племена, о чем свидетельствует городище дьяковского типа, обнаруженное археологами в непосредственной близости от Радонежа.

    Несмотря на разорение этих славянских поселений во время Батыева нашествия зимой 1238 года, вскоре (во второй половине XIII века) земли по течению Вори и Пажи снова заселяются. Этому способствовало, в частности, и то, что здесь проходила дорога на Переславль-Залесский, вдоль которой расселявшиеся подданные московских князей основывали свои деревни и села.

    Эту древнюю Переславскую дорогу и сейчас можно увидеть, если, конечно же, знать о том, что она здесь была.
    Вот на этих фотографиях современные паломники, идущие к одному из многочисленных родников, вероятнее всего, даже и не подозревая об этом, шествуют именно по Переславской дороге, связывающей Москву с Переславлем-Залесским:












    В особенности активным процесс заселения этих земель стал после того, как московский князь Иван Данилович Калита, одержавший победу в борьбе за великокняжеский ярлык над своими главными соперниками – тверскими князьями, установил на подвластных ему территориях, как свидетельствуют летописные источники, «тишину на 40 лет».
    Относительное спокойствие, которое установилось во владениях Калиты, способствовало тому, что сюда стали все чаще переселяться жители соседних княжеств, постоянно подвергавшихся набегам то со стороны Орды, то из Литвы, а также уставших от вечных междоусобиц многочисленных удельных князей, не брезгующих прибегать к помощи тех же ордынцев, год из года разоряющих крестьянские хозяйства, просто не успевающие восстанавливаться после очередного погрома.
    Поэтому не случайно, что семья ростовского боярина Кирилла, отца Сергия Радонежского, переселилась в Радонеж именно во время правления рачительного московского князя Ивана Даниловича, гарантирующего на своих землях спокойствие переселенцам.

    Да и кроме того, просто посмотрите, насколько красивы эти места. Любому человеку с развитым эстетическим чувством они просто не могут не приглянуться. А кто сказал, что у русских людей XIV века это чувство было не развито?










    По духовной грамоте (завещанию) Ивана Калиты (1340 г.) Радонеж достался его второй жене Ульяне, а от нее – Андрею Ивановичу – младшему из сыновей Калиты, умершему от чумы в 1353 г. Село было унаследовано знаменитым полководцем, двоюродным братом Дмитрия Донского, Владимиром Андреевичем Серпуховским (в 1374 г.), известному также по прозвищу Храбрый (кстати, еще во времена Ивана Грозного именно его, а не московского князя Дмитрия, называли Донским, поскольку его роль в Куликовской битве была едва ли не большей, чем роль его старшего брата).

    Вероятно, в середине XIV века (до походов 1368 – 1372 гг.) на Московское княжество литовского князя Ольгерда, в Радонеже, на высоком холме над Пажей была выстроена небольшая крепость. Она была необходима для контроля важной в то время Переславской дороги.
    Валы этой крепости были сооружены уже после смерти Владимира Андреевича Храброго (ум. в 1410 г.), при его наследнике Андрее Андреевиче. С этого времени Радонеж стал называться Городок Радонежский.

    На этих фотографиях можно видеть остатки этих валов (на вершине холма, где находилась крепость, теперь кладбище):









    Сильнейший удар по Радонежу был нанесен чумой 1426 года, во время которой вымерло почти все его население. А окончательно разорен Городок Радонежский был во время Смуты, при походе Яна Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608 – 1610 гг.).
    В 1617 году то, что осталось от Радонежа было передано Троице-Сергиевому монастырю. Вплоть до 1917 года Радонеж являлся владычным селом.

    Одной из примечательных построек Радонежа является Преображенская церковь:






    Храм Преображения Господня в селе Радонеж является замечательным памятником русского зодчества середины XIX века. Он был построен в 1836 – 1842 гг. на месте ранее существовавшей деревянной церкви (предположительно, XV века).

    Здание имеет традиционную для приходских церквей XVIIXX вв. трехчастную продольно-осевую композицию. С запада к нему пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная  колокольня, завершаемая шпилем с небольшим крестом.















    После 1917 года Преображенскую церковь постигла трагическая участь большинства храмов и монастырей. Храм и прилегающие к нему церковные земли были национализированы, церковная утварь подверглась расхищению. Дом священника, стоявший на месте современной автостоянки, был снесен, и на его месте построена свиноферма. Сама же церковь стала служить зернохранилищем.
    В 70-е годы ХХ в. в храме открывается филиал Сергиево-Посадского историко-художественного музея – «Выставка древнего Радонежа». В 1991 году храм был возвращен РПЦ и в нем возобновились богослужения.

    Несмотря на то, что в настоящее время храм выглядит довольно неплохо, состояние большинства его конструкций является неудовлетворительным.  Из-за того, что не функционирует дренажная система, постоянно разрушаются кирпичная кладка основания храма и его несущие колонны. К тому же расположение храма у отвесного песчаного склона делает его фундамент неустойчивым.

    Популярность этого места, связанного с преподобным Сергием Радонежским, способствовала превращению его в некое подобие туристического аттракциона, хотя своим ходом добраться до Радонежа совсем непросто.
    Для современных паломников, приезжающих сюда, чтобы побывать в святом месте, «благоустроили» спуск к источникам, которые называются, естественно, источниками Сергия Радонежского. Вот эта деревянная лестница:






    Сам источник оформлен в совершенно непонятном стиле: то ли иконостас, то ли вообще непонятно что:


















    Многим нравится; ну а что? Красиво, ярко, все блестит и сверкает!

    Рядом с источником зачем-то построили некое подобие мельничного колеса. Разумеется, никакой мельницы здесь нет, то есть, это опять-таки очередная фишка для привлечения туристов:












    Тут же, оформленная под часовню купальня:















    Знали бы те, кто рискует купаться в водах Пажи, что выше по ее течению канализационные сбросы в эту реку осуществляются очистными станциями, расположенными в Софрино! Тогда бы, возможно, они и не рискнули лезть в эту «святую» воду.









    Всякие отбросы, плывущие по Паже, постоянно наматываются на лопасти этого «мельничного» колеса, поэтому чаще всего оно не крутится (зачем же пугать туристов?).






    Впрочем,  в 2016 году специально для тех, кому не терпится окунуться в воду возле святого места, было выкопано «озеро», как утверждается, наполняемое ключевой водой:






    Такой вот современный Радонеж.


    Неподалеку от Радонежа (примерно в двух километрах) находится деревня Лешково, где также есть источник, к которому, несмотря на то, что проехать к нему можно только на внедорожнике, постоянно приезжают верующие в его чудодейственную силу. Над источником – часовенка-купальня:









    Но мало кому известно, что именно в этом месте находятся древние селища XIV века.






    Впрочем, так называемым «черным копателям», очевидно, это известно, поскольку здесь как «медом намазано».
    Мы этих «любителей археологии» отогнали, не дав им заняться вандализмом:






    Но никакой гарантии, что они или им подобные не вернуться сюда снова, разумеется, нет.

    Хотя, эти «черные копатели» - всего лишь малое зло!
   Большое зло исходит от местных властей, которые зная о том, что та или иная территория является охранной зоной, археологическим памятником федерального значения (!), дают разрешение на строительство на ней не только дач (что само по себе уже противозаконно), но и промышленных предприятий.

    Далеко за примером ходить не нужно.
    Примерно в 15 км. от Радонежа, но уже в Пушкинском районе М.О. есть деревня Останкино, рядом с которой находится ценнейший археологический памятник – Царёво (Царёвское) городище XIII XIV вв., окруженное несколькими селищами того же периода и многочисленными курганами (могильниками).

  Вот эти курганы:















    И вот что происходит в настоящее время на этой охранной территории с разрешения местных властей Пушкинского района и администрации г. Красноармейска:









    Здесь строят асфальто-бетонный завод, уничтожая средневековый культурный слой бульдозерами и другой строительной техникой:






    Половина древнего селища уже уничтожена:












    Ханты-Манскийская кампания уничтожает археологические памятники Московской области, оставляя вместо культурного слоя XIV века такие вот "артефакты":










    Насколько мне известно, активные граждане Красноармейска уже собирают подписи, чтобы остановить этот беспредел. Но «воз и ныне там», строительство продолжается, а значит и продолжается уничтожение нашей истории!

    Не всем все равно!
    Мы специально поехали к Царёву городищу, чтобы снять все это безобразие, используя в том числе и аэросъемку (с помощью коптера).












    Мы – это археологи И. А. Бойцов (durasik ), С.З. Чернов; обеспечивающий качественную видеосъемку vladimirdar и я – С. Ю. Воробьев (sergeyurich ).


   Надеюсь, что этот материал привлечет внимание всех неравнодушных людей!

    Подробнее о Радонеже можно прочитать в работе С. З. Чернова «Исторический ландшафт древнего Радонежа» (С.3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа).
    О беспределе, творящемся на месте Царёва городища см.: http://vladimirdar.livejournal.com/117352.html.

   Еще раз обращаюсь ко всем, кому дорога история нашей страны: распространяйте эту информацию всеми возможными способами!


   Сергей Воробьев.





Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Jun. 19th, 2017 02:10 pm (UTC)
Замечательный материал, Сергей! Спасибо!
Только что выпустил свой материал о разрушении Царевских курганов.
sergeyurich
Jun. 19th, 2017 02:20 pm (UTC)
Володя, не стоит благодарности!
Твой материал обязательно прочитаю.
ignaciodeloyola
Jun. 19th, 2017 03:01 pm (UTC)
Фотографии - просто роскошные!

Насчет уничтожения памятников - надо искать как-то законные пути. По мере сил и возможностей.
sergeyurich
Jun. 20th, 2017 07:36 am (UTC)
Разумеется, нужны законные пути. Беда только в том, что значительная часть археологического памятника же уничтожена теми, кому на законы просто наплевать!
archistorik
Jun. 19th, 2017 03:14 pm (UTC)
Древний Радоне, можно сказать был "открыт" для нашего современника где-то во второй половине 80-х годов, когда был установлен памятник по проекту Вячеслава Клыкова. Тогда это место стало узнаваемым для людей, изучающих историю Подмосковья.
Памятник Сергию Радонежскому был своего рода "взрывом" в те непростые годы. Но должен заметить, что в первые годы памятник не был близок к рэпэцэ, скорее это был объект как бы протестующий против тогдашней "системы". Вот как все сложно в нашей современной истории.
А сама статья интереснейшая ))
sergeyurich
Jun. 20th, 2017 07:41 am (UTC)
Клыковский памятник Сергию Радонежскому был установлен в 1988 году, а тогда широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Поэтому я не сказал бы, что факт установки памятника был, как Вы пишите, протестом против системы.

Кстати, Григорий Васильевич, как Вы считаете, подходит ли эта статья к Нашему Сообществу? И если да, то какие к ней нужны метки?
archistorik
Jun. 20th, 2017 08:37 am (UTC)
С того времени прошло почти три десятка лет. Вы, Сергей, тогда были еще очень молоды, и вряд ли знаете все подробности установки этого памятника и какие вокруг него были бои. А я встречался с В.Клыковым и знаю историю из первоисточников. Как нибудь при встрече я расскажу подробности.
И "широко отмечалось" в основном в узких кругах ..... :) Но это тоже не для сайтов ....

Понимаете, друг мой, статья сама по себе интересная, но к нашему Сообществу действительно никакого отношения не имеет!
sergeyurich
Jun. 20th, 2017 08:46 am (UTC)
Ну поэтому я и не отправил эту статью в Сообщество сразу же после того, как написал.

Да, в 1988 году мне было 18 лет, но я уже был студентом исторического факультета и довольно неплохо помню это время. Именно тогда, кстати, вышла замечательная книга "Крещение Руси" (сборник научных статей), которая не потеряла актуальности и в настоящее время.
С В. Клыковым я лично не встречался, поэтому было бы очень интересно узнать о подробностях установки памятника. Обещаю об этом не распространяться без Вашего разрешения.

Кстати, моя дочка - начинающая журналистка брала интервью у сына В. Клыкова (оно было опубликовано в Мытищинской газете). Если интересно, то вот ссылка: http://sergeyurich.livejournal.com/570621.html
barbra_forever
Jun. 19th, 2017 07:47 pm (UTC)
Места там действительно очень красивые, светлые, сродни истоку Волги. Только речка не похожа на чистую, это и на фото видно, и вживую лет восемь-десять назад мне так показалось, еще не было там этих рукотворных "красот"((
sergeyurich
Jun. 20th, 2017 07:42 am (UTC)
Да, места потрясающе красивые! И хорошо, что кроме речки Пажи ничего не загажено.
(Anonymous)
Jun. 20th, 2017 04:09 pm (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 08:15 am (UTC)
К сожалению, надежды на это немного. ((
Чихать местные чиновники хотели с высокой колокольни на мнение общественности. В прокуратуру надо заявление подавать.
(Anonymous)
Jun. 21st, 2017 09:14 am (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
(Anonymous)
Jun. 21st, 2017 08:12 pm (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
(Anonymous)
Jun. 22nd, 2017 11:09 am (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
(Anonymous)
Jun. 23rd, 2017 10:17 am (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
(Anonymous)
Jun. 26th, 2017 06:01 pm (UTC)
Как жаль, что "владыки" бизнеса утратили чувство прекрасного. Для них не существует понятия - "любовь к истории Родины"
Я все же надеюсь на то, что удастся отстоять данный памятник истории.
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com