?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Откуда кирпичики?

 
    Большинство из нас, даже тех, кто интересуется историей архитектуры, проходя мимо всем известных московских (и не только) зданий, построенных из кирпича, даже не задумывается о том, где эти самые кирпичи были изготовлены.


Здание вокзала в г. Мытищи, построенное по проекту
знаменитого мастера русского модерна
Л. Н. Кекушева в 1895 – 1896 гг. из мытищинского кирпича:






    Тем, кому это интересно узнать больше, адресована эта относительно небольшая иллюстрированная статья.




    Еще до отмены крепостного права около села Большие Мытищи было два небольших кирпичных заводика.


Мытищи в конце XIX века:





    Так как в этом районе имелись хорошие глины и песок, то в 1870-х годах здесь строятся еще два завода. Рядом со станцией Мытищи на площадке в 15 десятин строится кирпичный завод наследников В. Ф. Челнокова. На нем работали до 260 человек, а производительность достигала 6 – 7 млн. штук кирпича в год. От станции к заводу за счет владельца  провели железнодорожную ветку для отправки кирпича потребителям.





    В 1872 году Д. Т. Романов, уже имея в Мытищах кирпичный завод, открыл недалеко от речки Работни (приток Яузы) еще один. Он состоял из 11 производственных сараев, где трудились до 70 человек сезонников, заведовал производством сам владелец, построив недалеко свою дачу.
    Помимо этих предприятий в 1889 году строится кирпичный завод И. Г. Герасимова, в 1898 году – такой же завод купеческого сына из Сергиева Посада И. П. Воронина, а в деревне Зимине – завод фабрикантов Чернышевых. (См.: Князев Ю. А. Прошлое земли Мытищинской. – М.,  2001.  С. 111 – 112).

    При обследовании кирпичных строений от Сергиева Посада до Москвы и в самой Москве обнаруживается, что многие из них построены из кипричей с клеймом мытищинских заводов.
    Обследовано более 1500 зданий, на кирпичах которых обнаружены клейма: «А. Гусарев»,  «И. Г. Герасимов»,  «И. Герасимов»,  «И. П. Воронин», «Челноков», «В. Челноков», «Т-во В. К. Шапошников / М. В. Челноков и К».










    Что построено из мытищинских кирпичей

    Все строения вдоль Ярославской железной дороги от Сергиева Посада до Москвы (кроме здания вокзала в Пушкино) построены из кирпича мытищинских заводов. Это вокзалы, водонапорные башни и другие здания функционального назначения.

    В Пушкино, Ивантеевке, Болшево, Щелково, Мытищах и Москве – фабрики, заводы, жилые корпуса, храмы, богадельни, больницы, часовни, бывшие доходные дома, тюрьмы, учебные заведения, троллейбусные и трамвайные парки, музеи, театры, магазины, оранжереи, конюшни и каретники. Не поддаются исчислению дачи и деревянные дома на кирпичном фундаменте. (См. Маслов В. И. Кирпичики. Мытищинская документальная повесть. // Связующая нить. Сборник документов, исследований и сочинений.  Сост. М. А. Клычникова. – Мытищи, 2002. С. 169 – 174).


    Ограничимся только наиболее интересными объектами.


    Станция Лосиноостровская.
   
Водонапорная башня для заправки паровозов (Клеймо «И. Г. Герасимов»):









        Здание вокзала станции Сергиев Посад (Клеймо «И. П. Воронин»):






     Соборный храм Святой Троицы в Щелково (Клеймо «И. П. Воронин»):






   Политехнический музей в Москве (Правое крыло – клеймо «А. Гусаров», левое – «Т-во В. К. Шапошников / М. В. Челноков и К»):
















    Здание Государственной публичной исторической библиотеки в Старосадском переулке в Москве (Клеймо «И. П. Воронин»):












   Фабрика им. Бабаева (бывш. Абрикосовых) – (Клеймо «И. П. Воронин»):






   Храм Адриана и Натальи на Ярославском шоссе в Лосинке (клеймо «И. П. Воронин»):









    Покровская церковь в Черкизово (Пушкинский район) – (Клеймо И. П. Воронин»):









    Храм Спаса Нерукотворного в поселке Клязьма (Пушкинский район) – (Клеймо «Т-во В. К. Шапошников / М. В. Челноков и К»):








    Храм Всех Святых Ново-Алексеевского монастыря (Москва, 2-й Красносельский пер.) – (Клеймо «Челноков»):












    «Красная спальня» - общежитие для рабочих ткацкой фабрики в пос. Пироговский (Мытищинский район) – (Клеймо «Челноков»):






    Пожарная калача в Сокольниках (Клеймо «Челноков»):








   Москва. 4-й троллейбусный (трамвайный) Миусский парк (Клеймо «Т-во В. К. Шапошников / М. В. Челноков и К»):









    Москва. Храм Возрождения честного и животворящего креста Господня на Чистом Вражке (Клеймо «Челноков»):






   Здание Московской городской думы (бывш. Музей Ленина) – (Клеймо «Челноков»):










    Это далеко не полный список зданий, построенных из мытищинских кирпичей.
    Но уже и этого достаточно, чтобы несколько сбить спесь с тех, кто совершенно необоснованно считает, что «за МКАДом жизни нет». Есть, и всегда была!


   Публикацию подготовил Сергей Воробьев.
    Благодарю за внимание.





Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
barbra_forever
Jun. 20th, 2017 03:53 pm (UTC)
Спасибо, очень познавательно! Какая интересная церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме. И еще мне понравилась Покровская церковь в Черкизово, стройная, узорчатая.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 08:11 am (UTC)
Да, церковь в Клязьме очень хороша. Прямо образцовый экземпляр неорусского стиля в сочетании с модерном.
И Черкизовская церковь тоже замечательная. Кстати, одно время в ней служил А. Мень.
barbra_forever
Jun. 21st, 2017 12:27 pm (UTC)
Ясно. Хороший был человек.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 12:31 pm (UTC)
Да, не сравнить с многими нынешними церковными иерархами. Впрочем, как известно, рыба гниет с головы. Каков поп - таков и приход. Это я о патриархе Гундяеве, том самом, который еще в 90-е стал известен как "табачный митрополит".
livejournal
Jun. 20th, 2017 03:55 pm (UTC)
Откуда кирпичики?
Пользователь barbra_forever сослался на вашу запись в своей записи «Откуда кирпичики?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда кирпичики? [...]
ignaciodeloyola
Jun. 20th, 2017 06:09 pm (UTC)
БЛЕСТЯЩЕ!

Великолепно! Спасибо! Очень интересно!
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 08:12 am (UTC)
Пожалуйста!
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 10:46 am (UTC)
«Красная спальня»
«Челноковских» клейм там штук пять, - «Красная спальня» построена из «герасимовского» кирпича. Сами обследовали, или на Маслова положились? Я сам лично облазил «Красную спальню» две недели назад. Но, - во многом Вы правы, - из кирпича Воронина, Шапошникова и Челнокова, Герасимова построено половина Москвы и Московской области, - правда у Воронина были еще заводы в Никольском, а у Шапошникова и Челнокова в Сетуни.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 10:56 am (UTC)
Re: «Красная спальня»
Нет, сам не обследовал, хотя это здание знаю очень хорошо. Честно скажу, что положился на Маслова.
Но главное в том, что это сооружение, известное под названием "Красная спальня", было построено из кирпича мытищинских предприятий. Не так ли? А уж Герасимов или Челноков их производили, дело второстепенное. Вероятно для специального исследования это важно, но я преследовал другую цель.

Кстати, известно ли Вам, что кроме "Красной спальни" была еще и "Белая спальня" (ближе к берегу Клязьмы)? Из каких именно кирпичей она была построена, мне не известно, но скорее всего тоже их мытищинских.
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 11:08 am (UTC)
Re: «Красная спальня»
Я к тому, что у Маслова очень много неточностей, - читал я его книгу «Кирпичики. Исследование краеведа», - очень авторитетный труд. Но, на здании бывшей Московской городской думы Вы не увидите ни одного «челноковского» клейма, - только клейма Якунчикова. И таких неточностей очень много. Очень жалко, что с Валентином Ивановичем на эту тему уже не получится подискутировать.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 11:20 am (UTC)
Re: «Красная спальня»
Согласен, что у В. И. Маслова в его работе много неточностей. Впрочем, в этом вопросе я больше дилетант, так как моей специализацией является история 12 - 14 веков. А история архитектуры это дополнительное хобби (если можно так сказать). Ну а что касается истории Мытищ и их окрестностей, то это не может меня - историка не интересовать, так как это история моей малой родины.

Да, кирпичи В. И. Якунчикова весьма известны своим качеством. А какие именно кирпичи были использованы при строительстве Мосгордумы - его Черёмушкинского или Одинцовского завода?

И что насчет "Белой спальни" в Пироговском? Известно ли Вам о ней что-нибудь?

Предлагаю Вам дружбу в ЖЖ (Вас я уже добавил, поскольку ценю интересных собеседников).
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 11:54 am (UTC)
Re: «Красная спальня»
Про «Красную спальню» беру свои слова обратно, - я две недели назад был в Ивантеевке и, - услышав это название «Красная спальня», - говорил именно о Ивантеевке. С какого именно завода Черёмушкинского или Одинцовского поставлялись кирпичи, - я думаю никто сейчас уже не ответит, - накладных никто не видел, - а клейма были совершенно одинаковые. Меня так же интересует история подмосковья, - хотя я и уроженец Твери, - то есть Калинина, - но история скорее инженерно-производственная, и не такая далекая, - конец 19 начало 20 века. Люблю я всяческого рода буковки на кирпичах, рельсах и подобной ерунде. Весьма рад знакомству, - ибо человек обращающий внимание на кирпичные клейма, - всегда замечательный человек☺
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 12:24 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Я, честно говоря, не знал, что в Ивантеевке тоже есть "Красная спальня". Видимо на рубеже 19 - 20 веков среди рабочих промышленных предприятий русских фабрикантов (тех фабрикантов, которые не считали своих рабочих быдлом и старались устроить им человеческие условия жизни) Московской губернии, такое название рабочих общежитий было распространенным.

Кстати, "Красная спальня" в Пирогово построена настолько качественно, что до сих пор используется. После внутренней реконструкции там теперь филиал Мытищинской больницы (в том числе, стационар) и поликлиника.

Возможно, что в каких-нибудь архивах сохранились и накладные. Вот только искать это никто не будет, это факт.

Что же касается Твери, то я не разделяю мнение тех, кто считает этот город "отстойным". В ноябре 2016 года я специально съездил в Тверь на несколько дней, и могу сказать, что несмотря на огромное количество проблем, город мне скорее понравился, чем произвел то угнетающее впечатление, о котором пишут многие блогеры.

Я также рад знакомству!
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 12:36 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Кстати, - в Ивантеевке есть и «белая спальня», - и построена по проекту самого Кекушева! До сих пор там живут. Если уже речь зашла о Твери, - на крыше одного из домов в Морозовском городке была обустроена астрономическая обсерватория! А потом, - подавляющее большинство ничего другого, - окромя гавна, - видеть просто не может, - ведь для этого нужны пытливые мозги и некоторое количество элементарных знаний по истории. Вот, - к примеру, - что я увидел в Твери, - маленькая, - но настоящая история.
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 12:46 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Вот! Теперь в свои планы включил еще и Ивантеевку.
Ваши наблюдения (это я о Твери) полностью совпадают с моими. Впрочем, это относится не только к Твери. Буквально пару часов назад я написал пост о Новгороде, суть которого в том, что "мухам интересно лишь говно". Если интересно, то вот ссылка на него: http://sergeyurich.livejournal.com/911371.html
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 12:54 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Топовых блоггеров вообще не читаю, - там читать нечего, - окромя озабоченности о собственном социальном капитале других мыслей просто нету. Ваш пост видел, - но дискутировать на тему Варламова, - совсем не охота...
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 01:00 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Нет, иногда и у того же Варламова бывают интересные материалы. Я их периодически просматриваю.
А вообще-то, Вы совершенно правы, топ ЖЖ заполнен всякой ерундой (один только "тёма" - Артемий Татьянович Лебелев, мнящий себя великим дизайнером, чего стоит!).
Хорошие, интересные материалы в топ попадают крайне редко. Именно поэтому нужно держаться друг друга.
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 01:09 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Есть у меня небольшая традиция, - с новыми знакомыми обменяться постами, - я Вам рекомендую посмотреть мой пост, - ну например вот этот, - про особняк Маргариты, - а Вы мне рекомендуете свой, - на Ваш выбор, - но, - на Ваш взгляд очень значимый именно для Вас☺
sergeyurich
Jun. 21st, 2017 01:27 pm (UTC)
Re: «Красная спальня»
Спасибо, прочитал Ваш пост с огромным интересом! И комментарии к нему тоже (среди авторов которых обнаружил немало своих друзей по ЖЖ; даже удивительно, почему мы с Вами раньше не нашли друг друга...).

Кстати, я тоже читал разные редакции булгаковского романа, так что мне все понятно.

Я даже не знаю, какой именно свой пост Вам порекомендовать. Их очень много, поэтому возьму небольшую паузу, чтобы подобрать что-нибудь действительно значимое. Это будет не так просто, поскольку многие из моих постов представляют собой серии. Но я постараюсь.

А пока что вот из последнего: http://sergeyurich.livejournal.com/908285.html

Этот пост очень важен с точки зрения необходимости борьбы за сохранение исторических памятников, находящихся под угрозой уничтожения.
Мой вклад в эту борьбу, конечно же, очень скромен, но так называемую теорию малых дел, сторонником которой я являюсь, так никто и не смог опровергнуть.
leonovvaleri
Jun. 21st, 2017 05:25 pm (UTC)
...теорию малых дел...
Тут с Вами трудно поспорить, - но Китай на сегодняшний день является первой страной в мире по количеству смертных казней за коррупцию, - и все равно не помогает...
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com