?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Вот так получается, что всю жизнь живешь в Москве, думаешь, что знаешь все (ну или почти все) о ее многочисленных музеях, но неожиданно открываешь для себя нечто новое, ранее неизвестное.

    Этот материал посвящен весьма интересному музею русского реалистического искусства, как я убедился, мало кому знакомому даже среди большинства так называемых коренных москвичей. (Так, когда мы зашли в музей, в котором кроме нас было еще целых два (!) посетителя, девушка, продающая входные билеты, поинтересовалась: "А вы знаете, куды вы пришли?". Видимо, персонал музея посетителями не слишком избалован...)

    Можете этот пост расценивать как рекламу, я ничего не имею против (хотя, за эту рекламу мне никто ничего не заплатил, к сожалению... Ау, ИРРИ, я готов получить от вас хоть какие-нибудь денежки за то, что я вас рекламирую!)

    Ну а дальше уже серьезно.




    Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) был основан в 2011 году бизнесменом и коллекционером Алексеем Ананьевым. Это частный проект, возрождающий традиции российского меценатства.
    Музейно-выставочный комплекс располагается в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века.


Вход в музей:





   Художественное собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века. Три этажа выставочного пространства общей площадью более 4500 кв. км представляют зрителям около 400 произведений живописи русского и советского искусства.

  ИРРИ был создан и задуман, чтобы представить и пропагандировать национальную реалистическую школу ХХ века. В постоянной экспозиции ИРРИ представлены наиболее яркие и знаковые полотна, которых нельзя увидеть в других музеях. Они знакомят с историей страны и ее изобразительного искусства с конца XIX века и до настоящего времени. Знаменитые представители русского импрессионизма, соцреалисты, новаторы из Общества художников-станковистов, основатели «сурового стиля», гиперреалисты – в коллекции ИРРИ ХХ век представлен во всем своем многообразии.

    Русский реализм - это в первую очередь нравственные традиции художников-передвижников, которые были переосмыслены и развиты их учениками и последователями. Представленные в музее работы, созданные главным образом в советское время, продолжают достижения русской художественной школы в изображении родной природы, в жанровых сценах, в вечных библейских сюжетах и мотивах, которые всегда волновали и продолжают волновать зрителя.

    Постоянная экспозиция ИРРИ построена по хронологическому принципу и знакомит посетителей с целой эпохой в жизни страны. Некоторые произведения точно характеризуют своих авторов, другие, наоборот, представляют художников в совершенно новом, непривычном для их творчества ракурсе, иные же важны для демонстрации исторического контекста.





    Первый этаж посвящен искусству первой половины ХХ столетия. Здесь выставлены произведения знаменитых мастеров из Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России, Общества художников-станковистов, объединения «4 искусства» - Игоря Грабаря, Константина Коровина, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского и других.
    Второй этаж знакомит с искусством второй половины ХХ века. Здесь располагается одна из наиболее значительных в мире коллекций произведений художников-шестидесятников. Важной ее частью стали полотна художников «сурового стиля» - Гелия Коржева, Виктора Попкова, Андрея Васнецова, Петра Оссовского, Виктора Иванова, Дмитрия Жилинского.
    Третий этаж представляет собрание живописи 1970-2000-х годов. Основой этого раздела являются работы советских гиперреалистов – Александра Петрова, Семена Файбисовича и Андрея Волкова, а также произведения художников, представляющих региональные школы живописи.

    Необходимо отметить, что все экспозиционное пространство ИРРИ очень хорошо продумано (в том числе и для посетителей с ограниченными возможностями). Есть здесь и экскурсионный отдел, и лекторий, где проходят образовательные программы для детей и взрослых, и аудиогид (русский, английский и китайский языки), и путеводители по вполне доступной цене (200 р.) на шести языках (русский, английский, немецкий, французский, итальянский и китайский).


   Это выстовочный зал с несколько странной скульптурой "Падение":











    Впрочем,  среди недостатков можно отметить то, что ИРРИ не так то легко найти среди множества корпусов Делового квартала "Новосспаский", представляющего собой некое подобие лабиринта (указателей к ИРРИ должно быть больше).
    А в остальном, я бы посоветовал посетить этот музей всем, кто интересуется русским и советским изобразительным искусством ХХ века.
    Цена билета – всего 150 р. (все льготы для студентов и школьников, несмотря на то, что этот музей является частным, действительны).

    Вот несколько видов ИРРИ и окружающего его Делового квартала:



















    Теперь предлагаю вам посмотреть некоторые, наиболее интересные, на мой субъективный взгляд, из представленных в залах ИРРИ произведений искусства.

    Все картины пронумерованы для того, чтобы вы, мои уважаемые читатели могли высказать о них свое мнение в комментариях к этому посту.
    Авторы картин, их названия и даты написания также указаны (в том случае, если мне удалось их идентифицировать).
  1.  Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). «Деревенские мальчики» (1916).





    Автор этой картины знал о жизни низших слоев общества не понаслышке. Художник был внебрачным сыном батрачки, но ему посчастливилось стать учеником народной школы известного мецената Сергея Рачинского, откуда мальчика отправили на обучение сначала в рисовальную школу Троице-Сергиевой лавры, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Василий Поленов, Владимир Маковский и Илларион Прянишников. В Петербургской академии художеств Богданов-Бельский учился у Ильи Репина.
    С XIX века интерес к крестьянской теме находит яркое воплощение в русской живописи – от идеализированного представления о крестьянах Алексея Венецианова до критического реализма передвижников. Деревенской жизни посвящены и знаковые произведения Богданова-Бельского. Однако, как вы можете видеть, в его картине «Деревенские мальчики» отсутствует передвижнический пафос: образы героев естественны и лиричны.


  2. Василий Семенович Сварог (1883-1946). «Климент Ворошилов и Максим Горький в тире Центрального дома Красной армии» (1935).




    Сварог – псевдоним художника, настоящая фамилия его – Корочкин. Будучи студентом петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Корочкин получил задание нарисовать языческого бога Сварога. Увидев выполненную работу, учитель обнаружил сходство между студентом и изображением, за что будущий художник и получил это прозвище, которое стало впоследствии псевдонимом.
    Герои данного произведения – военачальник К. Ворошилов и писатель М. Горький. За спинами стрелков – черная доска со счетом, на которой видно, что Ворошилов заметно (25:7) опережает Горького и позволяет себе самодовольную улыбку. Эта картина – одно из самых популярных произведений 1930-х годов. Наряду с портретами Сталина ее можно было увидеть во многих учреждениях СССР.
    В то время сдача стрелковых нормативов была очень распространена среди населения страны, а значок «Ворошиловский стрелок» считался весьма почетным.


   3. Вдогонку еще одна картина времен «культа личности», относящаяся, правда, уже к послевоенному времени, на которой Сталин изображен в виде триумфатора:


  4. Юрий Иванович Пименов (1903-1977). «Стюардесса» (1973).





    Один из основателей Общества художников-станковистов Юрий Пименов всегда хранил верность чувству нового. На протяжении всей творческой жизни Пименов пишет произведения, посвященные жизни столицы, меняющей свой облик.
    В 1960-х годах советское небо изрезали реактивные лайнеры, а профессия бортпроводницы стала заветной мечтой многих выпускниц. Тоненькая фигурка стюардессы на картине Пименова – свидетельство времени, не замедляющего свой бег. В переулке прячется узорчатая пятиглавая церковь с шатровой колокольней. За ее розово-дымчатым силуэтом поднимается короб высотки, а над скатными крышами изб и дощатыми заборами взмывают телевизионные антенны.
    Искусствоведы считают, что Пименову чужды ностальгия и горестные томления по уходящей старине.
    Так ли это, не берусь судить.
  Еще три картины Ю. И. Пименова:

   5.




   6.


   7.






  8. Александр Александрович Дейнека (1899-1969). «Спортсменка, завязывающая ленту» (1950-е).





    Дейнека активно участвовал в художественной жизни молодой Страны Советов начиная с 1920-х годов. Его картины в полной мере отражают поэтику Общества художников-станковистов, у истоков которого он стоял. Его живопись соответствует пафосу раннего этапа советской истории, ее наглядным лозунгам и призывам. Вера в здоровый дух в здоровом теле полно и достоверно отразилась в произведениях художника и прошла через все его творчество.
    Александра Дейнеку всегда привлекали выразительность монументальных форм, анатомическая пластика и динамичные ракурсы. Эти качества характерны и для работы «Спортсменка, завязывающая ленту», являющейся эскизом к картине 1951 года «Купальщица» из собрания Третьяковской галереи.
Торжество молодости, нравственного и физического здоровья, воплощенные в модели, соответствуют идеалам красоты советского времени.

   Подобная по стилистике картина (но это уже не Дейнека):

   9.


   И еще несколько картин, середины ХХ века:

  10.




    11.




    12.



   13. «Медсестры на отдыхе» (?):





   14. «Прощайте, земляне». Как мне кажется, на этой картине Гагарин не очень-то похож на себя:



   15. Николай Николаевич Баскаков (1918 – 1993). «На русской земле» (1966-1967).


   Николай Баскаков – представитель послевоенного поколения ленинградской школы живописи. Эта его картина посвящена событиям Великой Отечественной войны. Сюжет аллегоричен: запорошенное свежим снегом поле со следами недавнего боя – подбитыми танками, брошенным оружием. На переднем плане – убитые немецкие солдаты. Поверх формы они укутаны домоткаными половиками, явно позаимствованными из деревенских изб. На одном из них восседает ворон – извечный символ смерти.


    16. Сергей Петрович Ткачев (род. в 1922 г.) и Алексей Петрович Ткачев (род. в 1925 г.). Картина «Победа живых и мертвых» из цикла «Они сражались за Родину», удостоенного в 2005 г. премии Правительства РФ.

   Братья Ткачевы являлись непосредственными участниками событий Великой Отечественной войны. Сюжеты их военных картин основаны на фронтовых воспоминаниях.


   17.  Гелий Михайлович Коржев (1925 - 2012). «Квартирантка» (1997).






   Гелий Коржев – один из самых значительных реалистов второй половины ХХ  - начала XXI века. Что бы ни писал Коржев: войну, религиозные сюжеты, обнаженную натуру, пьяниц, монстров, бродяг, - он делал это максимально правдиво и не стремясь угодить зрителю.
    «Была у меня давняя мечта – написать женское тело, придав ему социальный характер, - говорил художник в одном из своих интервью. – Эпоху, на мой взгляд, лучше всего выражает не бытовой жанр, а женщина, как социальное явление. А это потребовало от меня особой трактовки и особых приемов и подвело к поиску своего решения. Здесь соединились чисто творческие задачи с решением сюжетных ходов. Сюжетный антураж 1920-х годов пришел на ум в самое последнее время. И поэтому сюжетную точность в картине нужно рассматривать ассоциативно. Живописный прием в своей основе также ассоциативен».
    Создавая образ советской Данаи, автор открывает зрителю красоту, увиденную им среди крайней скудности советского быта. Нехитрый скарб и сильное молодое женское тело на фоне оклеенных газетами стен – так традиционная тема классического искусства обретает на полотне Коржева социальное звучание. Известны несколько вариантов этой композиции, среди которых – картина «Маруся», находящаяся в крупнейшем частном собрании в США.



   18. Еще одна картина Гелия Коржева «Лишенная материнских прав»:





  19. Александр Николаевич Петров (род. в 1947 г.). «Светофор» (начало 1990-х).





    Жизнь современного мегаполиса является одной из излюбленных тем гиперреалистов. Художник Александр Петров изобразил главный элемент городского движения – светофор.


   Еще несколько картин советских импрессионистов, которые заставляют обратить на себя внимание:

   20.




    21.




    22.






   23. Эта картина – «Несут» - относится к 1997 – 1998 годам (автора, увы, я не запомнил):



 
   Вот так бывает, что после посещения музея изобразительного искусства даже обычные фотографии получаются несколько импрессионистскими.

    Это просто пруд возле стен Новоспасского монастыря:







    Кстати, совсем недалеко расположен старинный Новоспасский монастырь, великолепная колокольня которого сейчас находится на реставрации. Впрочем, посетить его стоит, вот только фотографировать там нельзя.




    Но когда идешь по Новоспасскому мосту, лучше не смотреть в левую сторону, поскольку там находится один из самых ужасных архитектурных комплексов, уродующих историческую застройку.
    Вот он:




    Лучше уж снова обратить внимание на купола собора Новоспасского монастыря:







    Материал подготовили для вас Сергей Воробьев (sergeyurich):



    Большая часть фотографий сделана Светланой Воробьевой:




   Благодарим за внимание.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
durasik
Jun. 30th, 2017 01:58 pm (UTC)
Привет, Сергей!

Кажется, Галик123 писала об этом музее. На самом деле их там два, второй посвящён чему-то абстрактному-модерновому-инсталляциямизгавнаипалок)))

А Новоспасский можно с коптера поснимать)))
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 06:04 am (UTC)
Привет, Игорь!
Может и писала, не читал.
Инсталяции "изгавнаипалок" меня как-то не слишком интересуют.

Да, поснимать можно было бы. К тому же там рядом еще и Крутицкое подворье.
durasik
Jul. 1st, 2017 10:03 am (UTC)
Крутицы мы с Володей уже снимали, это был наш самый первый объект)))

Странно, что в Новоспасском не дают снимать, впрочем, я там работал внутри вместе с А.К.Станюковичем. Разбирали засыпку над могилами Романовых в подклете собора. Где-то у меня куча старых фоток лежит неразобранная.
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 10:26 am (UTC)
При входе в Новоспасский монастырь есть объявление: "Фото и видеосъемка позволяются только с благословления настоятеля!!!". Учитывая то, что там огромное количество паломников (автобусы с ними прибывают постоянно), а эти зачастую фанатично настроенные поклонники РПЦ, мягко говоря, критично относятся к фотосъемке, мы даже не решились доставать фотоаппарат.

Света (моя жена) только лишь тайком сфотографировала на планшет памятник Федору Михайловичу и Николаю перед входом в храм), да и то мы при этом поймали несколько неодобрительных взглядов дам в платочках.

Кстати, об этом у Володи есть замечательный пост (про то, как относятся к фотосъемке в разных культовых местах в Москве).

durasik
Jul. 1st, 2017 12:04 pm (UTC)
Я знаю этот пост.))) Про Николо-Перервинский монастырь
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 12:09 pm (UTC)
Да, точно!
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 12:28 pm (UTC)
Конечно же, не Федору Михайловичу, а Михаилу Федоровичу!
Бес попутал :))
ignaciodeloyola
Jun. 30th, 2017 04:17 pm (UTC)
Картины - очень интересные! Красивые!
Надо же, какие сокровища есть в Москве! Вы правы, очень "нераскрученный" музей! Интересно!!!
№ 11 и "Медсестры" - это восхитительно!
Пименов, конечно, выше всяких похвал!
И "Деревенские мальчики" - очень трогательно!)
Спасибо вам!
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 06:04 am (UTC)
Пожалуйста!
ein_arzt
Jun. 30th, 2017 08:08 pm (UTC)
Сергей, к кадру № 13: Котляров Лев Серафимович (1925-2007). Медсестрички. Отдых после дежурства. 1956. Холст, масло. 80 х 100.3.
Музей неплох. Был там в 2016 на выставке "Россия в пути...".Прошелся и по постоянной экспозиции. Жаль, что один из этажей тогда был закрыт. К слову, у них было бесплатное посещение, кажется, в последнюю субботу месяца.
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 06:05 am (UTC)
Андрей, спасибо за уточнение!
Бесплатные посещения и сейчас есть. Но 150 рублей - это не такие уж большие деньги.
ein_arzt
Jul. 1st, 2017 06:01 pm (UTC)
Сергей, на Ленинградском пр-те есть еще "молодой" Музей русского импрессионизма. Бывали?
sergeyurich
Jul. 3rd, 2017 06:40 pm (UTC)
Нет, Андрей, не бывал. Буду иметь в виду.
veksavic
Jun. 30th, 2017 09:33 pm (UTC)
адрес?
Вы не могли бы указать хотя бы адрес музея. Можно сходить,хотя, судя по вашему репортажу, ничего интересного. Разве что скульптура "падающая", чем то напомнила скульптуру "Ныряющая" и парка культуры
sergeyurich
Jul. 1st, 2017 06:07 am (UTC)
Re: адрес?
Адрес ИРРИ: Дербеневская улица, д.7, строение 31. (от м. "Павелецкая" или "Пролетарская" идти примерно одинаково).
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com