?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   КАК СТАМБУЛ ОТМЕЧАЛ ГОДОВШИНУ ПОДАВЛЕНИЯ ПОПЫТКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 15 ИЮЛЯ 2016 г. (впечатления очевидца)






    После развала Османской империи, который казался неизбежным еще в середине XIX века (недаром она, благодаря меткому выражению российского императора Николая I, получила наименование «больного человека Европы»), и образования Турецкой республики, во многом волей ее первого президента Мустафы Кемаля, который взял себе характерную фамилию Ататюрк, страна стала стремительно европеизироваться.

    Авторитет Ататюрка, довольно высокий уровень которого почти во всех социальных слоях турецкого общества, позволил ему провести весьма радикальные преобразования, затронувшие большинство сфер общественной жизни: от запрета ношения традиционных фесок и перевода турецкой письменности с арабской вязи на латиницу до отделения церкви от государства и придания ему светского характера.

    Нельзя сказать, что отдельные круги турецкого общества не пытались сопротивляться этим кардинальным переменам. Но Ататюрк опирался на армию, в которой его авторитет был практически непререкаемым.


   
    Так еще с 20-х годов прошлого столетия и повелось, что именно силовые структуры Турции стали главным гарантом необратимости проведенных Ататюрком реформ. И если к власти в стране приходили круги, пытавшиеся отклониться от «заветов кемализма», повернуть Турцию обратно к идеям традиционных османских ценностей вместо демократической европейской ориентации, то военные быстро брали ситуацию под свой контроль, производили очередной военный переворот и восстанавливали статус кво.
    Методы, конечно же, при этом использовались не так чтобы уж прямо таки демократические, но нужно все же учитывать, что и само понятие демократии в Турции имеет определенные особенности. Скажем так, в Турции, как и в России некая «суверенная демократия».

    Армия и другие военизированные структуры (полиция, жандармерия) в Турции всегда имели высокий статус. Этому не мешало даже то, что в стране, пусть и провозглашенной светским государством, почти 100% населения которой оставались правоверными мусульманами, ряд военных позволяли себе явно провокационные выходки в духе гипертрофированного кемализма. Так среди бравых офицеров считалось проявлением высшего шика завалиться в мечеть во время намаза, не снимая сапог выпить рюмку коньяку и закусить ее кусочком ветчины, а потом дружно поржать над шокированными подобным цинизмом молящимися.

    Впрочем, им не нужно было далеко ходить за примером, поскольку их кумир Мустафа Кемаль-паша Ататюрк и сам был далеко не дурак выпить. Собственно, и умер он в конечном итоге от цирроза печени, развившегося на почве алкоголизма. Что нисколько не мешает туркам до сих пор, причем, совершенно искренне, почитать его как главного национального вождя.


Монумент "Независимости" на площади Таксим
(на самом деле являющийся очередным памятником Ататюрку):





























   Доказательством этому являются даже не многочисленные памятники Ататюрку, стоящие на всех главных площадях любого турецкого города, не колоссальный мавзолей Ататюрка в Анкаре, по сравнению с которым мавзолей Ленина на Красной площади кажется просто игрушечной постройкой из кубиков (прошу прощения у Щусева), и не обязательные портреты во всех государственных учреждениях, а большие и маленькие его изображения (чаще всего фотографии) в каждом турецком доме, частной конторе, в вестибюле любого отеля и т. д.


Памятник Ататюрку на острове Бююкада:




    И до сих пор армия и все, что с ней связано, в Турции воспринимается с восторженным придыханием.
    Помнится, лет 15 назад, когда я был в Турции впервые, я поинтересовался у какого-то местного жителя: чем отличается полиция от жандармерии. Он ответил примерно так: ну, полиция – это так… А вот жандармерия – это АРМИЯ!!! Вид при этом у него был такой, что будь он христианином, то непременно бы перекрестился. (Потом я выяснил, что турецкая жандармерия – это приблизительный аналог нашего спецназа внутренних войск).

    15 июля 2016 года турецкая армия в очередной раз попыталась провести военный переворот, лидеры которого считали, что президент Эрдоган отступил от «заветов кемализма» и ведет Турцию назад – к исламизации, отказа от светского государства, что его «пантюризм» противоречит демократическим ценностям и т д. Однако с этой попыткой переворота Эрдоган успешно справился.

    На мой весьма дилетантский взгляд, основных причин провала военного переворота 2016 года две, причем, одна из них непосредственно вытекает из другой: во-первых, заговорщиков не поддержало большинство военизированных структур; а во-вторых, для многих военных (и для простых граждан Турции) было очевидно, что этот переворот организован извне – эмигрантскими кругами, дислоцирующимися в Западной Европе и США.

    Мне не хочется разбираться в том, кто был прав в этой ситуации: военные поднявшие мятеж или Эрдоган, сумевший его подавить. Это внутритурецкое дело, пусть турки сами с этим разбираются.
    Но факт остается фактом: при подавлении попытки военного переворота Эрдоган не сбежал позорно из страны (как некоторые, да-да, я именно Януковича имею в виду), а опирался все на ту же армию и жандармерию. А это может означать лишь одно: далеко не все внутри силовых структур Турции повелись на «плюшки» от западных инвесторов.

    С момента подавления переворота и до настоящего времени в Турции действует военное положение (что совершенно не мешает посетить страну туристам). В последний раз оно было продлено на очередные три месяца как раз в годовщину празднования этого события).

    Получилось так, что в наш очередной приезд в Стамбул (несмотря на то, что столица давно уже находится в Анкаре, все-таки главный город государства), мы оказались в нем как раз во время празднования первой годовщины подавления военного переворота 15 июля 2016 года.

    Да, по всему городу множество полиции, на улицах и площадях стоят бронеавтомобили,




    а в Босфоре дежурят несколько военных кораблей.










    Но такая же картина наблюдалась и в апреле этого года, так что я не думаю, что это связано с тем, что турецкие власти объявили 15 – 16 июля большим праздником.

    Весь Стамбул украшен растяжками, флагами и соответствующими плакатами. Изображений Эрдогана едва ли не больше, чем самого Ататюрка.

























    На площади перед Новой мечетью (Эминёню) сооружен павильон, в котором постоянно в течение недели транслируются видео подавления мятежа военных.



















    Причем интересно, что все это подается как победа демократии.

    Не могу сказать, насколько стамбульцы поддерживают Эрдогана, хотя и оппозиционных выступлений за эту праздничную неделю мне увидеть не пришлось ни разу (даже на площади Таксим, где обычно такие выступления происходят).
    Но примечательный факт: в частных кафе, ресторанах, магазинах и т. п. по прежнему повсюду на самом видном месте висят портреты Ататюрка, а вот портретов Эрдогана в них мне что-то видеть не пришлось.

    В течение двух праздничных дней, благо они пришлись на субботу и воскресенье, весь общественный транспорт Стамбула (и метро, и трамваи, и автобусы, и фуникулеры, и даже паромы через Золотой Рог и Босфор) был бесплатным. Для нас, туристов, это было приятной неожиданностью, хотя если бы мы знали об этом заранее, то положили бы меньше денег на «Истанбул карт» (аналог нашей «Тройки»).
    Впрочем, лучше бы они сделали бесплатным посещение музеев, а то на них цены в Стамбуле очень даже кусаются.





    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

   
Продолжение следует…



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Jul. 24th, 2017 01:31 pm (UTC)
Невероятно интересно!

Здорово, что Эрдоган все-таки не сбежал, как некоторые - это его очень хорошо характеризует! Конечно, пусть турки разбираются, кто там прав, кто - нет. Но празднование, предположу, говорит о влиянии и силе действующего Президента страны.

Спасибо за интереснейший репортаж!
Как же вам повезло попасть именно в такой важный для страны момент!)
Спасибо!
sergeyurich
Jul. 25th, 2017 08:08 am (UTC)
Да уж, слабаком Эрдогана назвать трудно.
vladimirdar
Jul. 24th, 2017 09:14 pm (UTC)
Да, наверное, действительно повезло...)
sergeyurich
Jul. 25th, 2017 08:09 am (UTC)
Конечно, 2 дня на халяву катались! ))
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com