?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?»

    Константин Бальмонт

    В 1878 году Альфонс Муха послал свои документы в Пражскую академию изящных искусств, но они были ему возвращены с рекомендацией: «Найдите профессию, где вы принесете больше пользы».
    Страшно подумать, что, опусти тогда Муха руки, мир мог бы потерять великого художника.





    «Образование – восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени: ничему, что действительно следует знать, обучить нельзя».
    Оскар Уайльд





«Природа – строгий храм, где строй живых колонн
Порой лишь внятный звук украдкою уронит,
Лесами символов бредет, в их чащах тонет,
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания, и звуки, и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной».

    Шарль Бодлер

    «Это было отважное и яростное неприятие замшелого материализма, отхожих мест литературы и искусства, деспотизма плутократов. Одни погружаются в постижение полузабытой тайной науки – их тут же обзывают весьма неточно оккультистами. Другие отстраненно наблюдают – может быть, чересчур отстраненно, как живет мир символа, - их нарекли символистами. Третьих вдохновляют возможности индивидуализма – это анархисты. Все симпатизируют друг другу. Все объединены против официоза».
Виктор Эмиль Мишле


    «Жисмонда»
    Афиша к пьесе Викторьена Сарду сделала Муху знаменитым.
    История создания афиши – уже легенда. Сам художник считал, что это был не иначе как перст Судьбы.
26 декабря 1894 года директору парижского издательства Лемерсье позвонила великая актриса Сара Бернар и попросила срочно изготовить афишу для ее новой роли.




    Все штатные художники праздновали Рождество. В типографии оказался только никому не известный график Альфонс Муха, который с печатником готовил оттиски карикатур для своих друзей. Пришлось срочно раздобывать для нищего художника фрак и цилиндр, ибо без них за кулисы театра тогда не пускали.
    Говорят, издатель поджидал Муху в соседнем кафе. Тот появился через пару часов и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Издатель впоследствии купил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал главной достопримечательностью этого заведения.
    Афиша к спектаклю «Жисмонда» произвела не фурор – революцию в мировом дизайне плаката. Сара Бернар была очаровательна, Париж изумлен, а Муха прославился в одну ночь.




   Приличные люди бросались на поиски лишней копии его афиш, а остальные – охотились за этими плакатами по ночам, срезая их с тумб и стен ножом.
    Сара Бернар предложила Мухе 6-летний контракт на изготовление дизайна афиш спектаклей и сценических костюмов.




   


   


   






    С этого времени у художника не было недостатка в заказах. Он делал рекламные вывески, плакаты, этикетки для самых разных товаров: от шампанского до сладостей. Созданные им открытки и календари пользовались невероятной популярностью.



















   «Женщина Мухи…




    Эта смесь моравской крестьянки, Вернеры и Мадонны гипнотизирует нас. Олицетворение божественной одухотворенности, его идеальная женщина купается в свете, живет между вечным и смертным. Она, созданная искусством художника, превращается в носителя божественного послания, дающего надежду сердцу человека. Ее присутствие постоянно даже в самых духовных работах Мухи».
    Рональ Ф. Липп

















    «Я часами стоял на коленях перед телом Христа. Оно находилось в темной нише и было украшено цветами, источавшими сильный аромат, смешивавшийся с запахом свечей, горевших вокруг. Священный свет исходил от мученического тела Христа, выполненного в натуральную величину; фигура выступала из стены, выражая предельную печаль…
    Как я любил стоять здесь на коленях, соединив руки в молитве. Никого рядом, только деревянный Христос, висящий на кресте; никого, кто видел бы, как я, закрыв глаза, мечтаю бог знает о чем и воображаю, будто стою на коленях на пороге неведомого и мистического будущего».
    Альфонс Муха. Из воспоминаний юности.


«О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир. Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…
Пускай мученья мне грозят –
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят…
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал – и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал –
Я сердцем чувствовал тебя.
И Ты открылся мне: Ты – мир.
Ты – всё. Ты – небо и вода,
Ты – голос бури, Ты – эфир.
Ты – мысль поэта, Ты – звезда…»

    Дмитрий Мережковский





«В Солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слилось в согласный хор,
Все сплелось в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной.
Нежно-светлотканными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц».

    Константин Бальмонт






«Я, полуднем объятый,
Точно терпким вином,
Пахну солнцем и мятой
И звериным руном.
Плоть моя осмуглела,
Стан мой крепок и туг,
Потом горького тела
Влажны мускулы рук.
В медно-красной пустыне
Не тревожь мои сны –
Мне враждебны рабыни
Смертно-влажной Луны,
Запах лилий и гнили,
И стоячей воды,
Дух вербены, ванили
И глухой лебеды».

    Максимилиан Волошин





    «В центре его творений всегда находится женщина. Она гипнотизирует нас некоторой отрешенностью, притягивает безмолвными обещаниями; она пленительна, возвышена и эротична. Ее взгляд затуманен, будто она только что появилась, неожиданно очнулась и находится между любовной грезой и неясными воспоминаниями о каком-то другом мире. Ее очарование зачастую подчеркнуто локонами, спадающими до плеч или вьющимися вокруг прелестного лица».
    Рональ Ф. Липп






«Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И – кто поймет намек старинной тайны?
В них девушка в венке великой жрицы.
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили…»

    Николай Гумилев






«Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
Красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла
Сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
Отражающие золото».

    Андрей Белый





    «Место искусству не только на полотне или в мраморе (придешь, полюбуешься и домой вернешься), но место ему и в жизни. Надо, чтобы красота сопровождала вас повсюду, чтобы она обнимала вас, когда вы встаете, ложитесь, работаете, одеваетесь, любите, мечтаете или обедаете. Надо сделать жизнь, которая прежде всего уродлива, - прежде всего прекрасной».
    Зинаида Гиппиус














    Альфонс Муха не был самым необычным из художников модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля.
«Стиль Мухи» - это синоним ар-нуво с его мягкими естественными линиями. Все, к чему прикасалась рука чешского художника: плакаты, журнальные иллюстрации, реклама и даже упаковки с детским питанием, - превращалось в гимн женской красоте.




    Причина невероятной популярности Мухи заключалась в том, что он уловил самую суть нового искусства и дополнил его своими неповторимыми чертами.
    В модерне смешались стили Античности и Средневековья, Европы и Востока, христианства и язычества. Природные формы, перевоплощенные фантазией художников, деформировались, вытягивались в бесконечные вибрирующие линии и фантастические цветы и листья. Асимметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм – кредо модерна. Муха довел это разнообразие и утонченность форм до абсолюта. В его орнаментах переплетаются все мыслимые представители флоры и фауны – от полевых цветов до морских животных.
    Владимир Рунге





    «Уже в 1900 году в Париже я был намерен посвятить вторую половину своей жизни работе, которая бы помогала формировать и укреплять чувство национального самосознания. Я убежден, что развитее каждого народа может успешно продолжаться только тогда. Когда оно вырастает органически, непрерывно, не отрываясь от своих корней. А для сохранения этой непрерывности необходимо знание своего исторического прошлого».
    Альфонс Муха

    Цель своего творчества Муха видел в создании грандиозного народного эпоса – «Славянской эпопеи». На ее создание художник потратил почти 18 лет жизни.


   Весной 1913 года Альфонс Муха побывал в России, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла.
"Отмена Крепостного права на Руси" (1914 г.):


   «Славянская эпопея» состоит из двадцати монументальных полотен. В сюжетах этих картин – события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар, доказывающие единство и общие корни этих народов.

"Славяне на исконной родине" (1912 г.):




"Поле Грюнвальдской битвы" (1924 г.):




"Болгарский царь Симеон" (1926 - 1928 гг.):




"Введение славянской литургии" (1912 г.):


   В 1928 году Альфонс Муха все свои работы из цикла «Славянская эпопея» оставил в дар городу Праге.

    «Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге».
    Альфонс Муха




   «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет».
    Сэмюэл Батлер


  Стихи различных поэтов, цитаты о творчестве великого чешского художника и примеры его работ подобрал для вас Сергей Воробьев.

  Источники:
    http://sergeyurich.livejournal.com/106782.html ("Славянская эпопея" Альфонса Мухи);
    http://sergeyurich.livejournal.com/106408.html (Модели Альфонса Мухи);
    http://sergeyurich.livejournal.com/105948.html (Мир в стиле Альфонса Мухи. Часть1: Циклы декоративных панно);
    http://sergeyurich.livejournal.com/106017.html (Мир в стиле Альфонса Мухи. Часть 2: Реклама);
    http://sergeyurich.livejournal.com/105463.html (Альфонс Мухи и Сара Бернар);
    http://sergeyurich.livejournal.com/104984.html (Как взошла звезда Альфонса Мухи);
    http://sergeyurich.livejournal.com/27877.html (Художник Альфонс Муха. Перепост: alionushka1 в Художник Альфонс Муха.);
    Роман Нойгебауэр. Муха. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях. - 2013 (www.vitalis-verlag.com)/
   
  Благодарю за внимание.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
carina_marina
Aug. 6th, 2017 11:06 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Люблю модерн), и везде, где возможно, смотрю.
Очень жалею, что в Брюсселе не попали с мужем в музей Рота(.
Но Альфонс Муха - это кипение творчества).
И самое главное, что большинство его работ останавливаются точно у черты, за которой начинается безвкусие.
sergeyurich
Aug. 6th, 2017 11:19 am (UTC)
Пожалуйста!
Рад, что Вам было интересно!
Однако, последняя фраза Вашего комментария вызывает некоторое недоумение: почему "большинство работ"? Вы можете назвать те работы А. Мухи, в которых эта черта перейдена и начиналось безвкусие?
Что-то я таких не припомню...
carina_marina
Aug. 6th, 2017 11:28 am (UTC)
Нет, конечно нет), я и написала - всегда.
Просто не все работы одного уровня, но это естественно, этого не дано никому...
Из его работ люблю очень многое, даже печенье покупаю в коробках с его грезами)
sergeyurich
Aug. 6th, 2017 11:32 am (UTC)
Ну, разумеется, все работы не могут быть одного уровня, каким бы гениальным их автор не был.
Будем считать, что я Вас не совсем правильно понял в предыдущем комментарии.))
ignaciodeloyola
Aug. 6th, 2017 03:32 pm (UTC)
БЛЕСТЯЩЕ!!!

Спасибо огромнейшее!
Восхитительно!
С невероятным удовольствием прочла Ваш пост!
Да... Муха - это и своего рода революция в искусстве, и в то же время возвращение к совсем древним корням - это возвращение к язычеству, к славянской (дохристианской) истории... - Невероятно красиво!
Замечательный пост!
Еще раз огромное спасибо!
sergeyurich
Aug. 7th, 2017 07:24 am (UTC)
Да, Муха, конечно же, гениален! Для меня он, как деятель модерна, стоит на одной ступени с Гауди, только в разных областях искусства.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com