?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Посетил я тут на днях выставку «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России», организованную одним из моих любимых московских музеев – ГМИИ им. Пушкина.




    Если вам интересно, то вот подробный отчет об этой выставке (почти все картины были добросовестно сфотографированы, но сами понимаете, как оно фотографировать в музеях при специфическом освещении и огромном скоплении народа, поэтому за качество фотографий приношу свои извинения).

    Сначала расскажу о своем общем впечатлении.
    1. Жалко, что мало! Я имею в виду, картин мало, хотелось бы больше.
    2. Итальянское изобразительное искусство XVI века, разумеется, намного богаче, чем то, что представлено на этой выставке. Но спасибо и за это!
    3. Я не совсем понял, почему выставка называется «Венеция Ренессанса», ведь картины, представленные на ней, были привезены из самых разных городов Италии: Рима, Неаполя, Вероны, Виченцы (как приятно осознатать, что ты во всехэтих городах бывал!) и т д., а не только из Венеции (не говоря уж о том, что некоторые из них – из музеев и коллекций СПб и Москвы).
    Кроме того, никаких видов Венеции на этих картинах нет (впрочем, все равно, никто лучше, чем Каналетто их никогда и не изображал, хотя его работы относятся не к XVI, а к XVIII веку).
    Правильнее, на мой взгляд, было бы назвать выставку «Изобразительное искусство Италии XVI века», а дальше имена трех представленных на ней художников. Впрочем, может быть, все эти картины, которые вы увидите ниже, были сотворены Тицианом, Тинторетто и Веронезе именно в Венеции? Не знаю, а разбираться с этим мне сейчас просто не очень хочется.
    Однако, хватит придираться! Выставка очень достойная, и я ничуть не пожалел ни времени, ни денег (билет стоит 500 рублей и заказывать его пришлось заранее по интернету, иначе попасть на выставку сложно).




    Для начала представляю авторов картин:

   ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (ок. 1528 – 1588)




   ЯКОПО РОБУСТИ, позванный ТИНТОРЕТТО (ок. 1518 – 1594)




    ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1488/1490 – 1576)




   Ну а теперь сами полотна мастеров в той последовательности, в которой они были представлены на выставке (с моими небольшими комментариями; прошу искусствоведов, к которым я себя никак не отношу, отнестись к ним снисходительно и не кидаться тапками).


   1. ВЕРОНЕЗЕ. «Мадонна с Младенцем, святым Петром и Екатериной». Около 1550 г. Виченца, городской музей Палаццо Кьерикатти.

    Всё бы ничего, вот только манера художников эпохи Возрождения изображать Иисуса этатим пухленьким карапузиком, честно говоря, несколько раздражает мой эстетический вкус историка. Кажется, Он родился в семье бедного плотника, испытывающего большие проблемы с тем, чтобы добыть своей семье хоть какое-нибудь пропитание? Нет? Откуда тогда такая упитанность Младенца?
    Кроме того, почему это у ребенка, родившегося в еврейской семье такие белокурые волосы? Эти художники вообще встречали когда-нибудь евреев на своем жизненном пути?




    Да и выражение лица у Младенца несколько отдает дебиловатостью. То-то святые Екатерина и Петр смотрят на него с большой долей сожаления! А сама Мадонна, будто бы так и хочет сказать: "Ну, извините! Что родилось, то и родилось, я тут вообще не при чем, это все он - архангел Гавриил!". (О, Боже, спаси меня от гнева Милонова и прочих адептов чистоты православной веры! Господина Гундяева я здесь не имею в виду, если что).





    Будь я представителем святой инквизиции в те непростые времена, я бы непременно отправил бы Веронезе за искажение облика Младенца на костер! И куда только смотрел папский престол?!


    2. ВЕРОНЕЗЕ. «Воскресение Христа». Около 1775 г. Москва, ГМИИ им. Пушкина.

    Опять Веронезе занимается откровенным хулиганством! Это ведь не Христос в момент своего Вознесения, а какой-то хипстер после ночного клуба! Где возмущенные протесты со стороны христианской общественности? Где, в конце концов, бывший прокурор Крыма нша "няша" Поклонская с требованиями запретить на законодательном уровне подобные выставки, порочищие светлый образ благоверного царя-мученика Господа нашего? Или все силы на борьбу с фильмом "Матильда" ушли?




    3. ТИНТОРЕТТО. «Портрет прокуратора Антонио Капелло». Около 1560 – 1565 гг. Венеция, Галерея Академии.

    Да, сразу видно, мужчина серьезный! И к тому же покровительствовал художникам. Поэтому и был нарисован.




    4. ВЕРОНЕЗЕ. «Портрет дворянина в мехах» (Даниэле Барбаро?). Около 1551 г. Флоренция. Галерея Палатина (Палаццо Питти).

    А меха откуда? Наверняка ведь из варварской России вывезены? А борода почему не сбрита? Не порядок! Эх, не было у них нашего Петра Первого!




    5. ТИЦИАН. «Портрет Алессандро Фарнезе. 1545-1546 гг. Неаполь. Национальный музей Каподименте.

    Этот кардинал тоже большой покровитель искусства. Меценат.



  6. ВЕРОНЕЗЕ. «Сусанна и старцы». 1580-1585 гг. Генуя. Палаццо Бьянко.

    Картин, написанных на этот библейский сюжет существует множество. Уж слишком интересная тема. Вот только на этой картине Веронезе Сусанна как-то не выглядит очень смущенной, а домогающиеся ее страцы - похотливыми. Или это мне только так кажется?
    Впрочем, и сам художник здесь в очередной раз похулиганил. Обратите внимание на статую сатира в левой части картины: его ведь вся эта ситуация очень забавляет, не иначе! А что там прикрыто у него ниже пояса? Неужели...?



    Собачка в левом нижнем углу тоже весьма умилительная. Прямо хоть сейчас сажай ее в дамскую сумочку и в открытом авто по Рублевке...





    7. ТИНТОРЕТТО. «Грехопадение Адама и Евы». Около 1550-1551 гг. Венеция. Галерея Академии.

    Как мог Адам соблазниться на такую Еву?
    То ли у Тинторетто были большие проблемы с пониманием женской красоты, то ли я полный идиот...
    Впрочем, если верить Книге Бытия, особенного выбора у Адама и не было. Не зоофилией же ему было заниматься...




    Да и райский плод какой-то явно некондиционный. Видимо перед соблазнением несколько месяцев полежал на польской таможне, не иначе.
    Я сначала подумал, что это моченое яблоко из коллекции консервов адамовой тещи, но потом сообразил, что тещи у Адама не было... Да, повезло мужику... Хотя, как сказать, меня, например, тёща очень даже любит!

    Зато ангел, изгоняющий грешников из рая (обратите внимание на правый край картины), очень убедителен! Огненного меча у него в руках, правда, не видно (если не присматриваться), но это заменяется общим огненным обликом. Явно Адам с Евой не просто убегают, а спешат сообщить в службу спасения о невероятном случае самовозгорания! ))






    8. ТИЦИАН. «Саломея». Около 1515 г. Рим. Галерея Дориа Памфили.

    Кто мне скажет, почему именно отрицательные персонажи у художников Ренессанса получаются самыми внешне привлекательными? Взгляните на Саломею, не правда ли красотка?
    А вот о ее служанке (той что слева) такого никак не скажешь.





    9. ВЕРОНЕЗЕ. «Венера и Марс с амуром и лошадью». Около 1570 г. Турин. Савойская галерея (Сабауда).

    Такое впечатление, что процесс кормления лошади амуром этой паре намного интереснее, чем потенциальная интимная близость. А вам так не кажется?





    10. ВЕРОНЕЗЕ. «Кающийся святой Иероним». Около 1580 г. Венеция. Галерея Академии.

    Одни сплошные символы: лев (кстати, замечательный, очень похож на сенбернара), кардинальская широкополая шляпа... И это при том, что Иероним жил в IV - V веках, когда шляпы такого фасона еще не придумали. Эх, какой же я все-таки зануда...Это называется "прклятие профессионального историка"...





    11. ВЕРОНЕЗЕ. «Снятие с креста». 1546-1549 гг. Верона. Музей Кастельвеккьо.







    12. ТИНТОРЕТТО. «Тайная Вечеря». 1547 г. Венеция. Церковь Сан Маркуоли.

    Я-то по наивности своей думал, что Христос на Тайной Вечери разломил лепешку (типа лаваша) между своими учениками-апостолами, но, видимо Тинторетто, изобразившего на столе какие-то круассаны (ну или, если угодно, изделия бубличной артели "Московские баранки"), виднее, как там все на самом деле было. А где в таком случае капучино, спрашивается?
    А что это там на блюде перед Христом? Неужели омары?! И он их благословляет?!
    Ну все, теперь буду считать, что причащаться нужно не только хлебом и вином, но и морепродуктами! А как же, аворитетом самого Тинторетто подтверждено!







    Но самое интересное в этой картине Тинторетто, это, конечно же, кот.
    Я и не подозревал, что это животное тоже было свидетелем Тайной Вечери...





    13. ВЕРОНЕЗЕ. «Святой Иоанн Креститель и святой Мина». 1558-1561 гг. Модена. Галерея Эстенсе.







  14. ТИНТОРЕТТО. «Крещение Христа». Около 1580 г. Венеция. Церковь Сан Сильвестро.




    15. ТИЦИАН. «Святой Иоанн Милостивый». 1549-1550 гг. Венеция. Церковь Сан Джованьо.





    16. ТИНТОРЕТТО. «Христос и грешница». Около 1545-1548 гг. Рим. Национальная галерея старинного искусства. Палаццо Барберини.
  Замечательная картина с перспективой!
    Вот только почему в отличие от всех остальных персонажей грешница одета в наряды более характерные для XV века, нежели для времен, в которые это действо, согласно евангелиям, должно было происходить? Машина времени?






    17. ТИЦИАН. «Венера и Адонис». Около 1545 г.  Москва. Фонд «Классика».

    Судя по всему, Венера настолько испортила свою репутацию, что Адонису она просто по фигу (мягко говоря). Да и амур от ее сексуальных похождений настолько устал, что предпочел немного вздемнуть на досуге...






    18. ВЕРОНЕЗЕ. "Похищение Европы". 1578 - 1580 гг. Рим. Пинокотека Капитолина.

    Интересно, как там у прекрасной девушки Европы было с интеллектом, если она добровольно уселась на быка (да будь он хоть миллион раз самим Зевсом!) и позволила увезти себя неизвестно куда? А когда они оказались в море, почему она не спрыгнула с его спины? Что, плавать в детстве не научили? Или она сама всего этого хотела?










    Рекомендация: сходите на эту выставку, уверяю вас, что не пожалеете. Только имейте в виду, что она работает до 20 августа, так что времени осталось не слишком много.




    Благодарю за внимание.
   
Сергей Воробьев.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Aug. 9th, 2017 02:49 pm (UTC)
Очень интересно - а с вашими невероятными комментариями - так просто восхитительно!
Ох, все же - как поклонник Святой Инквизиции - хочу заметить, что вольность ваших комментариев - в норме, но на грани... - Но потому и интересно!

Спасибо Вам!
sergeyurich
Aug. 9th, 2017 02:52 pm (UTC)
Ну хорошо, что хоть с точки зрения самого Великого инквизитора я эту грань не переступил!))
Впрочем, насколько я помню, сам Игнатий Лойола инквизитором не был.
Так что дрожу от страха перед каким-нибудь новоявленным Торквемадой! )))
uchitelj
Aug. 9th, 2017 06:44 pm (UTC)
А Вы ничего не слышали о венецианской школе живописи? :-)))
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венецианская_школа_живописи

"Этап Высокого Возрождения в Венеции был довольно долгим, о чём свидетельствуют лучшие произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто..."

Edited at 2017-08-09 06:46 pm (UTC)
sergeyurich
Aug. 10th, 2017 07:26 am (UTC)
Я ведь не искусствовед. Спасибо за справку!
uchitelj
Aug. 11th, 2017 03:56 pm (UTC)
Я думаю Вам будет полезно и интересно почитать Энциклопедию для детей Аванта+, т.7, ч.1 и 2. Я не издеваюсь - это краткий и очень квалифицированный учебник истории мирового искусства.
sergeyurich
Aug. 11th, 2017 04:57 pm (UTC)
Валентина, а мне кажется, Вы все-таки издеваетесь.
Не так уж и плохо я разбираюсь в истории мирового искусства. Просто нельзя объять необъятное. Не так ли?
uchitelj
Aug. 11th, 2017 04:58 pm (UTC)
Думайте что хотите, но книгу все-таки полистайте - не пожалеете.
sergeyurich
Aug. 11th, 2017 04:59 pm (UTC)
Спасибо за рекомендацию!
Будет время, обязательно посмотрю.
akatov99
Aug. 9th, 2017 09:02 pm (UTC)
Надеюсь эта чудесная выставка не минует Спб, хотя моей мрачноватой натуре ближе флорентийцы.
sergeyurich
Aug. 10th, 2017 07:27 am (UTC)
Возможно. Впрочем, я не знаю о том куда выставка отправится после 20 августа.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com