?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О "юном барабанщике"

    Имя Ленина Всесоюзной пионерской организации присвоили только в 1924 году, в день смерти вождя пролетариата. До этого она носила имя Спартака. И в этом проявилось еще одно очевидное заимствование пионеров. Идея назвать организацию в честь римского гладиатора, подбившего рабов на восстание, к 1924 году уже не была оригинальной.   
    Изначально этим легендарным образом вдохновились немецкие революционеры.

    Во время Первой мировой войны в Германии под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург была организована революционная группа социал-демократов, получившая название «Союз Спартака» — как символ протеста против всякого рода эксплуатации и угнетения, как знамя борьбы за освобождение рабочего класса.




    Впрочем, не исключено, что выбор в пользу Спартака пал еще и потому, что Карл Маркс считал этого исторического персонажа своим героем. После столкновений с кайзеровской армией, подчинявшейся временному правительству Фридриха Эберта, «Союз Спартака» вместе с другими левыми революционными организациями образовал в канун нового 1919 года Коммунистическую партию Германии. После этого организация «Союз Спартака» прекратила самостоятельное существование.

    Эти подробности проливают свет на истинный смысл слов известной пионерской песни «О юном барабанщике», автором слов которой был советский поэт Михаил Светлов (написавший знаменитую на весь мир «Гренаду»).   
    Пионеры-барабанщики вообще частенько становились героями советских песен, стихов, картин, фильмов. Песня на стихи Светлова (того самого Михаила Светлова, в честь которого назван белоснежный лайнер в фильме «Бриллиантовая рука») была одной из главных в этом ряду — ее пели в самых первых пионерских лагерях, исполняли в пионерских радиопередачах, на детских концертах. Вспомним строки этой песенки, написанной, как считалось долгое время, в 1929 году:




«Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды спартаковцев смелых бойцов.
Средь нас был юный барабанщик,в атаках он шел впереди
С веселым другом барабаном, С огнем большевистским в груди.
Однажды ночью на привале он песню веселую пел,
Но, пулей вражеской сраженный, пропеть до конца не успел.
С улыбкой юный барабанщик на землю сырую упал,
И смолк наш юный барабанщик, его барабан замолчал.
Промчались годы боевые, окончен наш славный поход.
Погиб наш юный барабанщик, но песня о нем не умрет».

    Песня рождает немало вопросов к поэту Светлову: во-первых, кто такие «спартаковцы» и куда они продвигались, во-вторых, почему ребенок с барабаном оказался в авангарде большевистской атаки?
    Со спартаковцами мы, похоже, разобрались — это вовсе не болельщики спортивного футбольного клуба (который, к слову, появился только в 1935 году), а члены немецкого революционного «Союза Спартака». Тогда что они делают в большевистской России?
    Непонятным остается и то, как большевики-спартаковцы умудрились взять в свои ряды юного барабанщика, позволили ему идти в наступление на врага первым.
    Расставить все по своим местам удалось после того как стало известно, что Михаил Светлов вовсе не был автором слов «О юном барабанщике» — он лишь перевел и адаптировал к нашей действительности немецкую революционную песню «Der kleine Trompeter» (маленький трубач), музыку и стихи к которой в 1925 году написал немецкий композитор В.Валльрот.

    Мелодия песни практически не изменилась — советский композитор Александр Давиденко лишь слегка аранжировал ее. А вот над текстом Михаил Светлов потрудился изрядно, даже превратил немецкого горниста в советского барабанщика.
    Приведем дословный перевод песни «Der kleine Trompeter»:

«Среди всех наших товарищей не было никого любимее и лучше,
Чем маленький трубач, счастливый красногвардеец.
Мы сидели вместе, нам было весело в грозовую ночь.
Мы были счастливыми и распевали песни свободы.
Тут прилетела вражеская пуля во время веселой игры,
И с отважной улыбкой на лице упал маленький трубач.
Мы взяли кирки и лопаты и выкопали ему могилу,
После чего в молчании опустили его в нее.
Спи спокойно, маленький трубач, мы все так тебя уважали.
Спи спокойно, маленький трубач, счастливый красногвардеец".

    Но и это еще не всё. Обратите внимание, что немецкий горнист «маленький», а советский барабанщик стал «юным». Именно этот нюанс, а возможно, и неточность в переводе снимает последний вопрос — почему ребенок оказался в эпицентре революционной заварушки. Немецкий горнист не был юным, он был взрослым мужчиной, но маленького роста!
    Его прообразом стал реальный исторический персонаж — 28-летний трубач германского Союза красных фронтовиков (Roter Frontkämpferbund, больше знакомый нам как радикальный полувоенный союз Рот Фронт) Фриц Вайнек.



    Он погиб в 1925 году, но вовсе не в бою и даже не на привале — в этот период в Германии уже не было гражданской войны, никто ни на кого не наступал. Вайнек был трубачом, выступавшим на коммунистических митингах, из-за невысокого роста имел прозвище «маленький трубач». Во время германской президентской гонки весной 1925 года Вайнек поддержал Эрнста Тельмана, участвовал в его избирательной кампании. В ходе одного из предвыборных выступлений Вайнек погиб от случайного выстрела. По одной из версий, он закрыл собой Эрнста Тельмана от полицейской пули.




    По крайне мере, этой легенды придерживаются авторы художественного фильма «Песня о трубаче», снятого в ГДР студией ДЕФА. Кстати, кандидат от коммунистов по результатам голосования тогда потерпел сокрушительное поражение (набрал менее 7% голосов), а новым президентом Германии немцы выбрали Пауля фон Гинденбурга от Имперского блока (набрал более 48%).

    Несмотря на то, что особого героизма в смерти «Маленького трубача» не было, ее романтизировали, и в том же 1925 году в честь Вайнека была написана песня «Der kleine Trompeter». Она была очень популярна в ГДР, часто исполнялась «Свободной немецкой молодежью». После вынужденного переезда в СССР немецкого певца Эрнста Буша в 1936 году в нашей стране был всплеск ее популярности, не угасшей и в послевоенные годы. Известно, что эту песню очень любила супруга Эриха Хонеккера, руководившего ГДР с 1971 по 1989 годы. В честь Фрица Вайнека в городах Германской Демократической Республики были названы улицы, а на его родине, в Галле, даже установлен памятник.




    Трудно сказать, сколько еще песен позаимствовали пионеры у своих предшественников — наверняка немало.     Назовем еще лишь одну, которую от души пели первые пионерские отряды Красной Пресни в 20-х годах. Речь о знаменитой «Баклажечке», переделанной из дореволюционной песни юнкеров «Летние манёвры». Оригинал юнкерской песни в исполнении дуэта Андрея Ростоцкого и Андрея Мягкова звучит в фильме режиссера Владимира Басова «Дни Турбиных» (1976 год). И вот какие слова появились в ней после того, как она приглянулась пионерам:

"Смотрит вожатый, смотрят пионеры —
Что за отряд показался вдали?
Лейся песнь моя — пионерская.
Буль-буль-буль, баклажечка походная моя!"

    Барабанщиков и горнистов продолжали воспевать все годы существования Всесоюзной пионерской организации. Приложили к этому руку и великие поэты. Наверняка многие помнят стихотворение Булата Окуджавы «Веселый барабанщик», написанное в 1957 году:

"Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,
Только утро замаячит у ворот,
Ты увидишь, ты увидишь, как веселый барабанщик
В руки палочки кленовые берет."



    Источник: https://vk.com/hotel_historian




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
barbra_forever
Sep. 26th, 2017 07:27 pm (UTC)
"Кругом война, а этот маленький к губам трубу свою прижал. И за трубой весь полк израненный запел Интернационал. А он ведь, он, все дело в чем, был настоящим трубачом" - вот такую песню знаю еще
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 02:45 pm (UTC)
Да, я тоже помню эту песню!
ignaciodeloyola
Sep. 26th, 2017 08:45 pm (UTC)
Очень интересно!
Спасибо!
Познавательно!

Да, про "юного барабанщика" - все становится ясным. Только вот всегда меня озадачивало стремление назвать организации именем раба - Спартака... Понимаю, поднял восстание, боролся с режимом... Но все же - не знаю...
Но это так, размышления...
Спасибо!
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 02:50 pm (UTC)
Ну, вообще-то, Спартак - не был рабом по рождению. Этот фракиец, ставший гладиатором, всегда мечтал о свободе, и что примечательно, не для себя одного.
Так что я ничего странного в том, что немецкая радикальная социал-демократическая группа избрала для себя имя Спартака.
akatov99
Sep. 26th, 2017 09:17 pm (UTC)
Интересная информация: мне всегда нравилась песня о "юном барабанщике".
Противник всех т.н. революций(американской, французской, русской,...) я с уважением отношусь с восстаниями рабов, скажем Спартака.
Эти люди были лишены перспективы массового освобождения в отличии от русских крепостных(английских рабов, кстати, тоже), которые были освобождены монархами мирно, когда созрели соответствующие социально-экономические условия.
akatov99
Sep. 26th, 2017 10:07 pm (UTC)
Кстати, информация, умалчиваемая американскими СМИ.
Африканцы, добившиеся успеха не в спорте, а в умственной деятельности являются потомками английских, а не американских рабов.
Предки К.Райс:с Ямайки.
Предки Ген Пауэлса:с Ямайки.
Предки през.Обамы:из Кении.
Предки актера Сидней Пуатье(прозвище "Последний джентельмен Голливуда") с Багамских островов.
Все из бывших англ.колоний.
И не случайно:
1.Король освободил англ. рабов на 30 лет раньше Линкольна.
2. Англ. рабов готовили к освобождению. В рабском состоянии англ.рабы имели собственные дома и приусадебные участки, где выращивались фрукты/овощи. На деньги от их продажи дети обучались в школах.
Американские рабы собственности не имели и жили в общих бараках. Линкольн подарил б.рабам землю и многим дома, которые б.рабами пропивались или передавались в заклад.
Т.о. английские рабы стали выращивать интеллигенцию на десятки лет раньше американских. Их называют афро-саксами в отличии от афро-американцев, которые не любят афро-саксов(слишком умные).
Президенству Обамы радовались белые либералы, но не черные:Джексон, Шарптон, которым нужны афро-американцы.
Информация получена из книги L.E.Harrison "Who prospers?"NY,NY 1992 pages 196-198
Трудно ни стать монархистом, получая подобную информацию из непопулярных, но независимых источников.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 09:44 am (UTC)
Этой тонкости, о различии негров в америке, не знала), интересно, спасибо.
Мы живем в поле различных мифов ( Алексей Лосев замечательно это анализирует), прорваться за миф, трезво взглянуть на вещи, без идеологической пыли стоит неимоверных усилий.
Я знаю два пути: искусство и духовную литературу...
В советской России был только один - искусство, но очень кривой)
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:08 pm (UTC)
Есть еще один путь - наука.
А вот в духовную литературу (если Вы придаете этому термину значение религиозной) я как-то не очень верю.
Да, А. Ф. Лосев в своих работах очень глубоко проанализировал сущность мифа, но и коренное его отличие от религии.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 03:45 pm (UTC)
Я отношусь к науке очень спокойно, ничего профетического в ней нет, это скорее - бег на месте: столько же пользы, солько и вреда. Не говоря уже о том, что из простых обывателей, в ней мало кто что понимает, значит опять сплошные мифы)
Думаю, что наука как была жреческой в Древнем Египте, так и осталась.
А что касается духовной литературы, это Не религиозная литература, есть различие. И в нее не верят), ее читают, если интересно.
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:56 pm (UTC)
Конечно ничего профетического в науке нет. В мистических пророчествах и прочем мракобесии пусть разбираются последователи Савонаролы.
Ну если для Вас наука - бег на месте, то на этом о чем мы тогда вообще дискутируем?
carina_marina
Sep. 27th, 2017 04:04 pm (UTC)
Но, по-моему мы не обсуждали научную проблему, тема науки возникла исподволь?
Не думала, что Вы относитесь к науке, как абсолютному Добру(.
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 04:08 pm (UTC)
Я отношусь к науке именно как к абсолютному Добру!
Просто я различаю науку и тех, кто пользуется результатами научных исследований (далеко не всегда во благо человечеству).
carina_marina
Sep. 27th, 2017 05:54 pm (UTC)
Понятно. Хотела только уточнить по поводу "мистических пророчеств", а за одно и " мракобесия": Достоевского причислим к Савонароле, по образованию был врач.
sergeyurich
Sep. 28th, 2017 12:59 pm (UTC)
Как-то не слишком корректное сравнение.
Достоевский по образованию был военный инженер, а Савонарола, не столько врач, сколько сын врача (при этом нужно представлять себе, что из себя представляла европейская медицина 15-го века). Ну и что из этого следует?
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 02:55 pm (UTC)
Вадим, я не скажу для Вас ничего нового, поскольку давно уже в курсе Ваших монархических убеждений. Но далеко не все революции (в том числе и те, которые перечислены Вами) имели регрессивный характер.
А вот восстания рабов, как правило, прогрессу не способствовали.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 09:47 am (UTC)
Сомневаюсь, что "Гренада" относится к мировым шедеврам)
Но Ваш, Сергей, материал, заставляет еще больше задуматься о какой-то фатальной связи Германии и России.
akatov99
Sep. 27th, 2017 11:55 am (UTC)
"Но Ваш, Сергей, материал, заставляет еще больше задуматься о какой-то фатальной связи Германии и России."
Почему, фатальной?, естественной связи двух континентальнных цивилизаций, фатально* ищущих тактических выгод за счет стратегического успеха.
Родившийся в Спб, я встречал знаки позитивного взаимного влияния на каждом шагу.
Международный преступник, но умный человек(Увы, это типично) И.Сталин говаривал уже после победы(приблизительно):
"Как жаль, что мы столкнулись с немцами: в союзе с ними мы были бы непобедимы"
---------------------------------------------------------------
*деткость элит обоих цивилизаций на фоне взрослой элиты островитян
carina_marina
Sep. 27th, 2017 02:48 pm (UTC)
Безусловно Петербург - это пример влияния), но немецкого в нем почти ничего, все итальянское, расширенное французами).
Я имела в виду влияние "немецкого ума", как называли в XIX веке немецкую философию, и пред которой преклонялись и Герцен, и Тютчев, и Чаадаев, и многие другие.
Преклонение вылилось в маразм марксизма о рае на земле!
Кровью воплотили это в России.
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:15 pm (UTC)
Зря Вы путаете марксизм как теорию и философское учение (при этом называя его маразмом!) с попыткой воплощения его социально-экономической составляющей в стране, которая по объективным причинам к этому была не готова.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 03:30 pm (UTC)
Назовите мне, пожалуйста, страну, которая готова к воплощению этой теории)?
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:38 pm (UTC)
Не назову. Такой страны нет сейчас, как и не было ее во второй половине 19-го - начале 20-го века.
Но это вовсе не означает, что марксистская теория является маразмом.
И очень трудно отрицать очень значительное влияние ее социально-экономической составляющей на метаморфозы, которые претерпел капитализм в 20-м веке.
И все же, у человечества два пути: или самоуничтожение, или коммунистическое общество (хотя это дело отдаленного будущего, конечно же).
akatov99
Sep. 27th, 2017 06:49 pm (UTC)
Г-жа carina_marina, подозреваю, что Вы гуманитарий(это комплимент).
Но я, Увы, приземленный инженер-физик и считаю, что для любой цивилизации базой является наука, экономика, промышленность, сельское хозяйство, медицина,военное дело,..Здесь немецкое влияние преобладает.
Гарниром же к этой базе является искусство, где и тут немцы не подвели:великий мюнхенец Кленце(Новый Эрмитаж), Штакеншнейдер, Тон, Брюлов,...
"Давайте срежем все пуговицы у членов Союза советских писателей,...композиторов и посмотрим, что они будут делать."А.Райкин
carina_marina
Sep. 28th, 2017 07:30 am (UTC)
Боюсь Вас разочаровать, но по образованию я - программист (прикладная математика), жаль терять комплимент)).
Говоря о цивилизации, трудно выделить "главное" и "второстепенное" - ведь до нас дошел результат, например, Парфенон - это целостное свидетельство греческой архитектуры, математики, физики и экономики.
И если искусство - лишь аранжировка жизни, то что такое Жизнь?
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:12 pm (UTC)
Вадим, в очередной раз соглашаюсь с Вами, что России и Германии начиная как минимум с третьей четверти 19-го века лучше было бы дружить, нежели враждовать. Попытки наладить такую дружбу были, но они оказались неудачными (и отнюдь не по вине России).
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:02 pm (UTC)
Никто и не говорит, что "Гренада" Михаила Светлова относится к мировым шедеврам. Но в знаменитости ей никак не откажешь.
И я не вижу ничего фатального с связи России и Германии. Все вполне объяснимо с точки зрения исторической логики.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 03:31 pm (UTC)
Ну, если Вторая мировая война не фатальна...((?
sergeyurich
Sep. 27th, 2017 03:45 pm (UTC)
Вторая мировая война являлась логичным следствием итогов Первой мировой. И вообще, я бы рассматривал период между 1918 и 1938 (да, именно так), как перемирие в одной и той же Мировой войне.
carina_marina
Sep. 27th, 2017 03:51 pm (UTC)
Да, полностью разделяю это положение. Было какое-то жуткое притягивание, особенно перед Ii ой частью.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com