?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Древняя иносказательная традиция, культивировавшаяся в средневековом сознании, чрезвычайно обогащала и углубляла взаимоотношения человека с миром духовных ценностей (в сущности, определяя их). Символизм средневекового мышления придавал мировосприятию стройность и упорядоченность. Склонный к символическим интерпретациям средневековый ум проявил себя как в стремлении искусства к чувственному воплощению ирреального, к выражению непознаваемого через постоянно подыскиваемые ему в реальности подобия, так и в наделении искусства особым значением не только как всякого явления бытия, но как создаваемого преимущественно ради его толкования и смысла.




    Возможность символической интерпретации одухотворяла и возвышала каждое понятие, и каждый художественный образ способен был, таким образом, в своем истолковании объять всю необъятность мира. Он мог быть близким и волнующим как для самого широкого круга людей, так и для избранного круга духовной элиты.




    Любая тема была полна глубокого и тайного значения, волновавшего сердце и ум и объединявшего в их переживаниях людей самых различных слоев и уровня образования, а готический собор полнотою своих символов говорил о таинстве Неба и чудесах земли. Восприятие избранной темы никогда не было и для самого средневекового художника чисто формальным. Она была внутренне близка ему и многое говорила его душе. Поэтому и невозможно представить этого мастера бездушным ремесленником, слепым исполнителем чужого замысла. Выражая языком изобразительного искусства нередко подсказанный ему сюжет, он вкладывал в свое творение не только все умение своих рук, но и силу ума и глубину души, все свое понимание мира. Духовное богатство, высокая одухотворенность и внутренняя глубина постепенно открываются при соприкосновении с миром готического искусства по мере проникновения в его символический смысл и познания его символического строя.




    Средневековая мысль породила немало сочинений, в которых упорядочивалось и приводилось в своеобразную систему и само символическое истолкование церковного искусства и архитектуры. Гонорий Отэнский в XII веке, Сигер Кремонский, Робер из Тюи, Пьер де Руасси на рубеже XII—XIII веков, Гийом Дуранд к концу XIII века подробно разобрали и обосновали символическое значение каждого архитектурного элемента храма — воплощения града божьего на земле — и многих его украшений.




    Естественная привычка средневекового мышления к символическому осмыслению окружающего наделила условным смыслом каждую архитектурную часть:
- боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета,
- столбы и колонны как апостолы и пророки, несущие свод,
- порталы — как преддверие рая;
- готический интерьер, ослепительно сияющий, символизировал небесный рай.




    Гонорий Отэнский дает несколько иную символическую трактовку храма:
- столбы и колонны церкви, обычно сравниваемые с пророками и апостолами, сравнивает с епископами, подпирающими здание церкви,
- своды, покрывающие храм, сравнивает с покровительствующими церкви светскими князьями.

    В средневековом богословии сложилась традиция уподобления возведения храма Священному писанию: фундамент постройки сравнивался с буквальным смыслом писания, а воздвигнутый на его основании храм символизировал его аллегорический смысл, содержащуюся в нем божественную премудрость.




    Такие характерные плоды средневекового символического мышления, как «De gemma animae» Гонория Отэнского или «Speculum ecclesiae» Пьера де Руасси, как и символическая интерпретация храмовой декорации в сочинениях Сугерия, показывают, что нахождение символического значения произведениям искусства было в средние века одной из существенных граней процесса освоения и приятия искусства и окончательного определения его места и роли в средневековой церкви и средневековом обществе.

    Источник: Архитектура Средневековья



promo 4 11:00 7
Buy for 30 tokens
Что должно быть в рюкзаке путешественника? Я объехал 86 стран и представляю свою версию снаряжения для бесконечных покатушек своим ходом. Этот комплект для того, кто хочет много ездить по миру и рассказывать об этом всем вокруг. Снаряжение высушено до минимума многолетним опытом. Смотрите и…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Oct. 21st, 2017 02:56 pm (UTC)
Да, небесные чертоги в средневековье очевидно должны были вызывать трепет, неотвратимость наказания за грехи, обреченность и страх попасть в Ад))) По крайней мере так у них получилось вызывать эмоциональный отклик у нашего современника!)
sergeyurich
Oct. 22nd, 2017 08:09 am (UTC)
Володя, я очень люблю готическую архитектуру. Причем мне нравятся готические храмы как снаружи, так и изнутри. Правда, у меня они вызывают не религиозный и эсхатологический трепет, а восхищение мастерством рук человеческих.
vladimirdar
Oct. 22nd, 2017 08:17 am (UTC)
Я тоже. Я писал не о своём впечатлении, а скорее о разнице внешнего чувственного восприятия католических и протестантских храмов от православных. В этом смысле мне ближе православные)
sergeyurich
Oct. 22nd, 2017 08:29 am (UTC)
Я бы вообще не стал сравнивать. Разница, безусловно, есть, и очень большая. И у меня восприятия православного храма и католического вызывают разные ощущения. Но все-таки я думаю, что нам ближе православные храмы прежде всего потому, что мы независимо от своей конфессиональной принадлежности является людьми православной культуры и соответственного мировосприятия. Ментальные структуры, во многом основанные на историческом опыте наших православных предков (осознаем мы это или нет), так или иначе дают о себе знать. На том же уровне подсознания (или бессознательного, если этот термин тебе ближе).
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com