?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    После пожара 1773 года, в результате которого старая деревянная застройка Костромы была уничтожена почти полностью, по генеральному плану, утвержденному Екатериной II в 1781 году, город возводили, по-существу, заново.
  Его центром стала полукруглая площадь, раскрытая к Волге, от которой расходились в радиальных направлениях улицы-лучи.




  В честь императрицы площадь получила название Екатеринославская, а расходящиеся от нее улицы были названы в честь наследника престола и его детей – внуков Екатерины II: Павловская, Александровская, Константиновская, Мариинская и Еленинская.
    Разумеется, в годы Советской власти были переименованы и центральная площадь Костромы (теперь она называется Сусанинской), и лучи-улицы (Симановского, Ленина, проспект Мира, Шагова, Свердлова).





    Самой ранней по времени постройкой является здание Губернских присутственных мест (1806 – 1808 гг.), возведенное по проекту архитектора А. Д. Захарова в строгом классическом стиле, фасад которого обращен в сторону торговых Красных рядов, главной части Гостиного двора.




  В 1819-1824 годах был построен единственный в Костроме дом дворцового типа, принадлежавший участнику Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанту С. С. Борщову.




  Ставший после победы над Наполеоном сенатором С. С. Борщов редко посещал свой костромской дом-дворец, предпочитая жить в столице. В 1849 году дом был подан, и его новый владелец, купец А. А. Первушин, превратил его в первоклассную гостиницу, в которой при посещении Костромы останавливались и Николай I, и Александр II, а также поэты В. А. Жуковский и Н. А. Некрасов.

  Однако настоящим укращением площади стали не эти дома, построенные в классическом стиле, мало чем отличающиеся от многих подобных им, а сооружения, возведенные в 1824 – 1827 годах костромским архитектором Петром Ивановичем Фурсовым (губернский архитектор в 1822 – 1831 гг.) в стиле ампир – гауптвахта и пожарная каланча, благодаря которым центральная городская площадь получила законченный вид.


  Гауптвахта

  В Костроме со времен средневековья размещался сильный гарнизон – стрельцов, пищальщиков и пушкарей сменили мушкетерский и рейтарский полки, и т.д. Кутежи и буйство офицеров были в порядке вещей, поэтому городские власти содержали гауптвахту.




  Это небольшое одноэтажное здание производит сильное впечатление для любого ценителя архитектуры. На площадь обращен шестиколонный портик, колонны как бы расступаются от середины к краям, позволяя рассмотреть глубокую нишу с парадным входом.
  Здание украшено рельефами, связанными с триумфом русского оружия в Отечественной войне 1812 года.






















  Территория гауптвахты обнесена чудом сохранившейся до нашего времени оградой (если посмотреть на состояние этой ограды вблизи, то возникают опасения насчет того, сколько ей осталось жить без крайне необходимой реставрации).




  Кажется, что эта ограда выполнена из чугуна, но но самом деле она изготовлена из дерева и окрашена в черный цвет.

  Перед зданием на массивных каменных тумбах установлены замечательные фонари с кованными кронштейнами.










  (Фотографии ночные, поскольку так, как мне кажется, эти фонари смотрятся наиболее эффектно).



  Каланча

  Костромская пожарная каланча, если отвлечся от ее башни, своим внешним обликом напоминает античный храм. Она больше похожа на здание какого-нибудь музея изящных искусств, чем на утилитарное сооружение.




  Ее кубический объем имеет шестиколонный портик,




  завершает постройку восьмигранная дозорная башня высотой в 35 метров.




  Не ручаюсь за достоверность разговора между императором Николаем I и костромским градоначальником (или губернатором) по поводу того впечатления, которое на царя произвела эта постройка в провинциальном городе, но все же, считаю уместным привести здесь этот диалог:

- Это что? Неужели пожарная каланча? – спросил император.
- Да, Ваше Императорское величество, каланча, как она есть! – отрапартовал, как положено, костромской губернатор.
- Ну что же, в чем-то ты превзошел меня. В моем Петербурге подобной каланчи нет!

  Интересно еще и то, что, построенная в первой трети XIX века костромская каланча, и в наши дни используется по своему первоначальному назначению, являясь при этом одним из главных символов города.




  В заключение этой части моих «Заметок о Костроме», хотелось бы привести небольшой отрывок из воспоминаний писателя А. Ф. Писемского о губернском архитекторе П. И. Фурсове: «…Господин был даровитейший архитектор, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе остались две- три постройки, в которых вы сейчас замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо, как обыкновенно это бывает, когда вы остановитесь, например, перед постройками Расстрелли».

Про еще одну постройку костромского архитектора П. И. Фурсова я обязательно расскажу в следующей части своих "Заметок".



  Продолжение следует.
  Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Nov. 17th, 2017 07:19 pm (UTC)
Как же вы замечательно написали про город!
Никакого путеводителя не нужно - прочитал ваши заметки, и езжай в Кострому!
Просто выше всяких похвал!!!

А про архитектора - что ж... Напоминает судьбы многих талантливых людей (и совершенно не хочу связывать исключительно с людьми из нашего Отечества). Охотно верю, что был нищим, что был пьяницей. И при этом исключительно талантливым в своей стезе.

Спасибо преогромнейшее!
sergeyurich
Nov. 18th, 2017 08:20 am (UTC)
И вам спасибо за внимание к моим статьям и столь комплиментарные отзывы о них!))
Вы правы, нищета и пьянство очень часто сопутствуют таланту, причем в самых разных областях творческой деятельности (чаще всего, по моему впечатлению, в изобразительном искусстве и литературе).
carina_marina
Nov. 17th, 2017 10:57 pm (UTC)
Полностью разделяю Ваше восхищение ансамблем костромской площади, и особенно удивительно, что он уцелел.
sergeyurich
Nov. 18th, 2017 08:22 am (UTC)
Да, к счастью, архитектурный ансамбль Сусанинской площади в прекрасной сохранности. Да и вообще центральная часть Костромы просто поражает своей аутентичностью, чем этот город и интересен.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com