?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Игристое, золотое, легкое шампанское – спутник побед и торжеств – часто упоминали в стихотворениях русские поэты. Вспоминаем строки о шипучем вине.


Реклама шампанского "Вдова Клико". Конец XIX века.





  Век просвещения

    Некоторые историки считают, что с шампанским русских познакомили еще при Петре I, но в России его было мало даже при Екатерине Великой. Во-первых, только разрабатывались технологии, которые бы позволяли везти это взрывоопасное вино на большие расстояния. А знаменитая бутылка из экстракрепкого стекла только начала входить в обиход. Во-вторых, главная законодательница моды, императрица, под конец правления разлюбила все французское. Ведь именно из Франции приходили опасные вольнодумные идеи. С победой Французской революции императрица ввела эмбарго, которое, помимо всего прочего, препятствовало ввозу шампанского в Россию.

    Упоминания шампанского в поэзии той эпохи бытописательские. Так, Державин в знаменитой оде «Фелица» признается, что запивает «шампанским вафли». Еще он свидетельствует о разнообразии барной карты:

Младые девы угощают,
Подносят вина чередой,
И алиатико с шампанским,
И пиво русское с британским,
И мозель с зельцерской водой.
(«К первому соседу», 1780)

    При Павле I запрет на ввоз французских товаров продолжался, однако император, в отличие от матери, шампанское любил — быть может, ей назло. Именно при нем появилась традиция поднимать за здравие монарха бокалы, наполненные этим игристым вином. Но «национальным русским напитком» оно еще не стало: в начале XIX века Батюшков сочиняет шутливое двустишие: «Налейте мне еще шампанского стакан, / Я сердцем славянин — желудком галломан!»




    Российские победы




    В 1806 году фирма по производству шампанских вин «Клико» вышла на русский рынок, истинное знакомство русских с шампанским началось с победы над Наполеоном и входа наших войск во Францию. Финальный общий смотр русской армии в 1815 году перед возвращением на родину Александр I провел на равнине у горы Монт-Эме — в коммуне Вертю. Той самой, в регионе Шампань, в 27 км к западу от города Шалон-ан-Шампань.


Казаки в Париже в 1914 году. Акварель Г. Э. Опица:




    Русские войска квартировали в Шампани повсюду — и опустошили все подвалы. Однако мудрая вдова Клико — хозяйка легендарной марки — произнесла, подсчитывая убытки, пророческие слова: «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят». И стремительно организовала поставки своего шампанского в колоссальных количествах на русский рынок, чтобы опередить конкурентов. В итоге в XIX веке Российская империя стала вторым в мире потребителем шампанского.

    Однако в поэзии этого периода шампанского мало: времени у поэтов не хватало. Впрочем, в том же 1815 году гусар-поэт Денис Давыдов мечтательно писал в своей деревеньке о Aÿ-Champagne:

Пустыня тихая, сует уединенна,
В тебе я позабыл все горести мои!
Но будь ты на холмах Аи ―
Тогда была бы совершенна!
(«К моей пустыне», 1815)




    А также признавался в «Гусарской исповеди»: «…Люблю разгульный шум, умов, речей пожар / И громогласные шампанского оттычки». (Это не помешает ему потом сетовать: «Жомини да Жомини! А об водке — ни полслова!».)


    Золотой век русской поэзии

    Недостаток посвящений шампанскому с лихвой окупят младшие современники героев Отечественной войны 1812 года — поэты пушкинского времени.

    «Книгой», которой зачитывалось все его поколение, называет шампанское Петр Вяземский в своих стихах, посвященных Денису Давыдову и озаглавленных «Эперне» (в этом городе — штаб-квартира Moet & Chandon, одного из крупнейших производителей шампанских вин). Воспеванию этого вина посвящено все стихотворение.





Икалось ли тебе, Давыдов,
Когда шампанское я пил
Различных вкусов, свойств и видов,
Различных возрастов и сил,

Когда в подвалах у Моэта
Я жадно поминал тебя,
Любя наездника-поэта,
Да и шампанское любя? <…>

Моэт — вот сочинитель славный!
Он пишет прямо набело,
И стих его, живой и плавный,
Ложится на душу светло.
(«Эперне», 1839–1854)

    У Вяземского шампанское появляется постоянно: «вином кипит сияющий хрусталь», «Моэта из бутылки брызжет хладный кипяток!», «…Дар благодатный, дар волшебный / Благословенного Аи / Кипит, бьет искрами и пеной!», «…Салфеткою спеленутую чинно, / Несут вдову Клико, согретую в руках» и так далее.

    Для Пушкина это вино — «масло, топливо», из-за которого не «гасло» литературное общество «Зеленая лампа». Шампанское поэт обожал.

Д. Белюкин. Пушкин в Михайловском. 1991.




    «Евгений Онегин» (наполненный упоминанием различных марок настолько, что сегодня автора обвинили бы в продакт-плейсменте) им брызжет несколько глав подряд. Вот Пушкин хвалит вино урожая легендарного 1811 года: «…Вошел: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток». Вот использует его для характеристики хандры главного героя: «…Затем, что не всегда же мог / Beef-stеаks и страсбургский пирог / Шампанской обливать бутылкой».

    Социальное положение Лариных автор подчеркивает тем, что у них пьют не настоящее игристое из Франции, а отечественное, из южных губерний: «Да вот в бутылке засмоленной / Между жарким и бланманже / Цимлянское несут уже».

Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!

Но изменяет пеной шумной
Оно желудку моему,
И я Бордо благоразумный
Уж нынче предпочел ему.
К Аи я больше не способен;
Аи любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой...
(«Евгений Онегин», гл. 4, 1828)

    Не забывает Пушкин шампанское и в других произведениях: «кипишь ли ты, златая чаша?», «вино струится, брызжет пена» и т.п. Цимлянское он то хвалит («Приготовь же, Дон заветный, / Для наездников лихих / Сок кипучий, искрометный / Виноградников твоих»), то упоминает в проклятии: «Да будет проклят дерзновенный… / Пускай не в силах будет пить / Или, стаканами владея / Лафит с цымлянским различить!»). Наконец, он формулирует актуальную до сих пор мудрость: «Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

    Поэты пушкинского времени знали, что шампанское — одна из ценнейших вещей на этом свете — и на том. Молодой Дельвиг в день своего рождения писал так:

Я пирую, други, с вами,
И шампанское в стекло
Льется пенными струями.
Дай нам, благостный Зевес,
Встретить новый век с бокалом!
О, тогда с земли без слез,
Смерти мирным покрывалом
Завернувшись, мы уйдем
И, за мрачными брегами
Встретясь с милыми тенями,
Тень аи себе нальем.
(«В день моего рожденья», 1819)

    Любовь к шампанскому заметна у Боратынского: «Гоненьям рока, злобе света / Смеюся я: / Живет, не здесь, в звездах Моэта / Душа моя!» Каким-то образом шампанское становится символом свободы. Цензура запретила стихотворение Боратынского «Пиры» (1826), в частности, из-за сравнения шампанского сорта аи, которое «свободою кипит», с «гордым умом, не терпящим плена». Так сильны в то время были воспоминания о декабрьском восстании.

Полный влагой искрометной,
…Зашипел ты, мой бокал!
И покрыл туман приветный
Твой озябнувший кристалл...
<…>
Чем душа моя богата,
Всё твое, о друг Аи!
(«Бокал», 1835–1836)

    Кстати, и в «Путешествии Онегина» декабристы ведут дружеские споры «между Лафитом и Клико»... Веневитинов пишет в 1825 году, что шампанское ему внушило предчувствие: его друзьям суждено «для свободы созреть, как вино». Когда Чацкого в «Горе от ума» подозревают в вольнодумстве, то один из пороков, который ему приписывают, — любовь к этому вину: «Шампанское стаканами тянул. / — Бутылками-с, и пребольшими. / — Нет-с, бочками сороковыми».


    Середина XIX века

П. Федотов. Сватовство майора (фрагмент). 1848. ГТГ.




    Со временем, благодаря росту импорта французских вин, а также возникновению большого количества отечественных виноделен, игристые вина перестают быть прерогативой аристократов — и, соответственно, мечтой поэта. Их практически нет у Лермонтова (разве что «В стекле граненом дар земли чужой / Клокочет и шипит аи румяный» в малоизвестной поэме «Сашка»). А к середине века шампанское становится синонимом пошлости. «Бесприданница» Островского начинается с того, что купцы пьют его поутру — причем из чайника (потому что в чайных алкоголь по закону не продавали).


Б. Кустодиев. Московский трактир. 1915. ГТГ.




Никаких восторгов нет у Некрасова:

Я герой!..
Припеваючи жить
И шампанское пить,
Завираться!
Жребий мой:
Вечеринки давать,
И себя восхвалять,
И стишки издавать,
И собой
Восхищаться!
(«Стихотворение, заимствованное из Шиллера и Гете», 1845–1846)


П. Федотов. Свежий кавалер. 1846. ГТГ.




    Славянофилы, нелюбимые Некрасовым, у него «В Петербурге шампанское с квасом / Попивали из древних ковшей». У Апухтина «Притворяются гости, что весело им, / И плохое шампанское льется рекою...». Бенедиктов считает, что «Если ж кто в страхе над жизненным морем / Дух врачевал свой кипучим клико, / ― Други, поверьте, тот хвастал лишь горем, / Скорби не знал, не страдал глубоко».


    Серебряный век

    Наконец — время реванша! Вторая волна великой русской поэзии в начале XX века воспевает шампанское так же сладко, как и первая веком ранее.




    «Король поэтов» Игорь Северянин восклицает: «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! / Удивительно вкусно, искристо и остро!». В другом месте Северянин пишет: «Шампанским пенясь, вдохновенье / Вливалось в строфы — мой бокал». Для него оно также символ чистоты:

Шампанского в лилию! Шампанского в лилию!
Ее целомудрием святеет оно.
Mignon с Escamilio! Mignon с Escamilio!
Шампанское в лилии — святое вино.

Шампанское, в лилии журчащее искристо, —
Вино, упоенное бокалом цветка.
Я славлю восторженно Христа и Антихриста
Душой, обожженною восторгом глотка!
(«Шампанский полонез», 1912)

    Александр Блок в ресторане послал «черную розу в бокале золотого, как небо, аи», а также знает, что «хмельней золотого аи… были страшные ласки твои...». Цветаева взывает: «Шампанское вероломно, / А все ж наливай и пей!» Георгию Иванову «шампанское взоры туманит», а Вертинский, продолжая ботаническую тему Блока и Северянина, сыплет «в шампанское цветы».


А. Муха. Реклама Champagne Ruinart Pére et Fils. 1896.





А. Муха. Реклама Heidsieck & Co. 1901.





    Революция

    После победы большевиков шампанское отправляется туда же, куда фарфоровые слоники и кружевные салфетки. Прочь.


Реклама шампанского "Calixtus". 1920-е.





Реклама шампанского "Grand Parisy". 1920-е.




    Резкий Маяковский осуждает капиталистический дирижабль Умберто Нобиле, зазря погибший в северных льдах: «Не карты полюсов он вез с собой, а крест, громаднейший крестище... и шампанское!» Настоящему советскому человеку эта роскошь не нужна, считает Маяковский:

От трудов
своих
почив,
занавесившись с опаскою,
выдували
нэпачи
зашипевшее шампанское.
(«Итоги», 1929)


Плакат "Бей по врагу культурной революции." 1930.





  В СССР

    Со временем отношение к шампанскому (теперь появилось «Советское») смягчается. Теперь это — не просто алкоголь, а поэтический символ, унаследованный у предыдущих веков.








    Евтушенко в «Памяти Ахматовой» сетует, что ее пальцы забыли «холодок Аи, и поцелуи в Ницце, Петербурге». Окуджава, прося не обещать «деве юной любови вечной на земле», обязательно напишет, что у кавалергардов 1812 года «течет шампанское рекою и взгляд туманится слегка».

    Шампанское в последние десятилетия — напиток легко доступный и демократический.


"Шампанское по утрам пьют или аристократы или дегенераты!"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука".




    Но все равно, оно остается символом вдохновения, праздничного настроения, гусарских гулянок и аристократических пиров. Во многом — благодаря восторгу и восхищению русских поэтов.

    Автор: Софья Багдасарова
    Источник: Любители истории


    Добавлю немного от себя.
    Я, в отличие от своей любимой жены, шампанское не слишком жалую, но зато мне очень нравятся коктейли на его основе, популярные в средиземноморских странах (особенно в северной Италии) и Австрии (собственно, именно австрийцы и придумали этот коктейль в середине XIX века, когда Австрийская империя контролировала значительную часть северной Италии).
    Уверяю вас, лучшего напитка, чтобы утолить жажду при жаре, чем спритц (spritz). Наверное именно поэтому даже после образования независимого объединенного Итальянского королевства, итальянцы не отказались от этого замечательного слабоалкогольного коктейля, несмотря на всеобщую ненависть к австрийским оккупантам, которые его придумали.
    При этом он с легкостью готовится в домашних условиях.
    Вот самый популярный рецепт венецианского спритца:




    В пузатый бокал объемом 200-250 мл нужно насыпать несколько кубиков льда, а затем наполнить его на 1/3 шампанским (лучше всего сухое или брют; итальянцы обычно используют просекко). Потом добавляем биттер (Апероль или Каппари; мне больше нравится Кампари, поскольку он с горчинкой, но насколько я знаю, большинство любителей спритца предпочитают Апероль). Сколько добавлять биттера - зависит от того, насколько крепким вы хотите в итоге получить напиток. Я добавляю около 1/3 оставшегося объема бокала. Осталье заполняем любой содовой (токиком), Швепс вполне подойдет.
    Ингридиенты совсем не обязательно перемешивать в шейкере, достаточно перемешать их прямо в бокале коктейльной трубочкой, через которую и следует медленно и с наслаждением пить спритц.
    Да, чуть не забыл про украшения (это особенно актуально, если вы хотите угостить спритцем ваших гостей). Впрочем, эти украшения одновременно являются еще и закуской: пара-тройка оливок внутрь бокала и дольку любого цитруса (апельсин, грейпфрут или лимон) на его край.
    Вот и всё!

    Сергей Воробьев.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
carina_marina
Jan. 28th, 2018 11:59 am (UTC)
Очень полный обзор!) Напиток -символ)
Но я, если только брют, а так даже в Новый год предпочитаю вино)
sergeyurich
Jan. 28th, 2018 01:02 pm (UTC)
А как насчет спритца?
Неужели ни разу нет пробовали? Или не нравится?
carina_marina
Jan. 28th, 2018 04:56 pm (UTC)
Я не могу пить коктейли и смесовые напитки, так что не пробовала), пью вино и воду))
sergeyurich
Jan. 29th, 2018 04:14 pm (UTC)
Спритц в отличие от "тяжелых" коктейлей (типа "пинаколада") пьется очень легко и здорово освежает. Попробуйте, не пожалеете.
akatov99
Jan. 28th, 2018 04:54 pm (UTC)
Интересный текст в целом.
Обратил внимание на:
Казаки в Париже в 1914 году. Акварель Г. Э. Опи
Видимо, здесь казаки в публичном доме?
Если бы советским военным идеология и деньги позволяли бы посещать публичные дома(походные или трофейные) уменьшило бы это патриотический жар или количество изнасилований?


sergeyurich
Jan. 29th, 2018 04:18 pm (UTC)
Вадим, там, разумеется, опечатка. Речь идет о 1814 годе, а не о 1914. Впрочем, это видно по самой акварели.

Не знаю, может быть и в публичном доме.

Но я не стал бы поднимать тему массовых изнасилований немок советскими солдатами в 1945 г. Здесь, как говориться, больше всего кричит тот, у кого у самого рыльце в пушку. Количество изнасилований немок в американской, английской и (особенно) французской оккупационных зонах было на порядок больше, чем в советской.
ignaciodeloyola
Jan. 28th, 2018 09:00 pm (UTC)
Аппетитно!
Спасибо вам!)
sergeyurich
Jan. 29th, 2018 04:18 pm (UTC)
Пожалуйста!
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com