?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    «Bohemian Rhapsody» («Богемная рапсодия» или «Богемская рапсодия») — песня британской рок-группы Queen из альбома «A Night At The Opera» 1975 года. Вошла в список 500 лучших композиций всех времен по версии Rolling Stone. В 2004 году песня была включена в Зал славы «Грэмми». В 2012 году она возглавила рейтинг любимых песен британцев, составленный ITV. Композиция была выпущена и как сингл, весьма успешный коммерчески.





    «Bohemian Rhapsody» дала серьёзный толчок карьере группы, благодаря чему музыканты стали всемирно известны. Песня сопровождалась видеоклипом, который является одним из самых известных клипов в истории. «Bohemian Rhapsody» исполнялась практически на всех концертах группы.




    Песня имеет необычную музыкальную форму. Её можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал.

    Queen и Рой Томас Бэйкер, продюсер, записывали песню более трёх недель. Запись началась на студии Rockfield 1 в уэльском городе Монмут 24 августа 1975 года после трёхнедельной репетиции в Херефордшире. Во время записи ещё использовались такие студии, как Roundhouse, SARM (East), Scorpion и Wessex. По воспоминаниям членов группы, Меркьюри, руководивший записью, полностью отдавался работе.

    Вначале записывались партии рояля Меркьюри, бас-гитары Джона Дикона и ударных Роджера Тейлора. Группа также использовала бас-гитару Fender, электрогитару Брайана Мэя Red Special, ударные Ludwig (англ.), литавры и гонг Paiste. Меркьюри играл на рояле Bechstein (англ.), который позже использовал для видеоклипа и турне по Великобритании.

    Когда запись была закончена, сингл стал самым дорогим из когда-либо сделанных и до сих пор остаётся эталоном качества в музыкальной индустрии.




    Когда группа изъявила желание выпустить песню синглом, то руководство лейбла категорически отказало группе, указав на то, что песня длиной в пять с половиной минут никогда не станет хитом. Если верить продюсеру группы Рою Томасу Бейкеру, то произошла такая история: песню показали известному английскому актёру, теле- и радиоведущему Кенни Эверетту, который на тот момент был диджеем на радио Capital. У них была запись на бобине, и её дали Эверетту с условием, что тот не будет ставить её на радио.
    «Хорошо, не буду ставить» — ответил Эверетт и подмигнул. Эверетт раздразнил слушателей сперва фрагментами песни, а потом за два выходных дня за время своего шоу проиграл её 14 раз. В ближайший понедельник целые толпы покупателей приходили в магазины за пластинкой, но той ещё не было в продаже.
    В итоге звукозаписывающая компания была вынуждена выпустить песню. Она вышла на сингле с песней «I’m in Love with My Car» на стороне «Б».
    В 1981 году песня вошла в сборник Greatest Hits как композиция, открывающая альбом.

    В 1991 году, после смерти Меркьюри, песня вновь вышла в качестве сингла с песней «These Are the Days of Our Lives» и вновь стала хитом. Все доходы от этого переиздания Меркьюри перед смертью распорядился отдать благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом.


Памятник Фредди в Монтрё:





--------------------------------------------------------—

    “Bohemian Rhapsody” многие считают величайшим творением Фредди Меркьюри и группы Queen. Необычная во всех отношениях композиция является одной из наиболее загадочных песен в истории рок-музыки. Вот уже несколько десятилетий меломаны пытаются разгадать смысл текста, а критики восторгаются удивительно гармоничным сочетанием жанров, которым, казалось бы, не место в одном произведении.

    О “Bohemian Rhapsody” сложено множество мифов и легенд. Песня вызывает массу вопросов, касающихся названия, отдельных фраз, персонажей и образов. В ее истории были скандалы и невероятные достижения. Она становилась источником вдохновения для рок-групп, писателей, режиссеров и прочих людей искусства. Словом, это грандиозное творение великого музыканта, достойное масштабного изучения.

      Слова и музыку песни написал Фредди Меркьюри в 1975 году, хотя друзья вспоминали, что черновые наброски появились еще в конце шестидесятых. Все записи он делал на обрывках бумаги и телефонных справочниках. Разобраться в них кому-то другому было очень сложно.





    Продюсер Рой Томас Бейкер рассказывал, как впервые услышал отрывок будущего шедевра: "Он сыграл на фортепьяно вступление, затем остановился и сказал: “А вот здесь вступает оперная часть!” Затем мы пошли обедать."

    Песня стала всецело творением Меркьюри. Вспоминает Брайан Мэй:
    "Это с самого начала было дитя Фредди. Он появился и точно знал, чего хотел… Мы лишь помогли ему воплотить ее в жизнь."

    Сам Меркьюри рассказывал о песне очень туманно:
"“Bohemian Rhapsody” не просто возникла из ниоткуда. Я провел некоторые исследования, хотя она иронична и является пародией на оперу. Почему бы и нет? Я точно никогда не говорил, что являюсь фанатом оперы и знаю о ней все."





    Теперь пару слов о названии “Bohemian Rhapsody”. По всей видимости, на русский язык его следует переводить как «Богемная рапсодия», а распространенный вариант «Богемская рапсодия» является ошибочным. Вряд ли Фредди имел в виду регион Чехии, который называют Богемией. Скорее, он подразумевал богему, мир вольных художников и музыкантов.
    После смерти Фредди участники Queen договорились не давать толкований “Bohemian Rhapsody”.

    Говорит Брайан Мэй: "Фредди был очень сложной личностью: беспечный и веселый с виду, он в глубине души скрывал неуверенность в себе и проблемы в восприятии жизни, идущие с детства. Он никогда не объяснял слова композиций, но, думаю, в эту песню он вложил много личного."




    Разобраться в основной идее произведения, вероятно, может помочь брошюра с переводом и толкованием смысла треков, которые были включены в кассету “Greatest Hits”, изданную в Иране. “Bohemian Rhapsody” описана в ней как песня о молодом человеке, который случайно кого-то убил и продал душу сатане. В ночь перед казнью он взывает к Богу возгласом “Bismillah”, а затем с помощью ангелов отнимает душу у дьявола.

    Тем не менее, споры о правильном толковании текста «Богемной рапсодии» не прекращаются до сих пор.

    Работа над композицией длилась по десять-двенадцать часов в день на протяжении трех недель. За это время музыканты сменили несколько студий, включая Roundhouse, Scorpion, Wessex и SARM. На запись оперной части ушло более семидесяти часов. Понадобилось сделать 180 наложений, чтобы добиться нужного результата.

    Вспоминает Брайан Мэй: "Я помню, как Фредди пришел с кучей бумажных листочков с работы его папы, наподобие стикеров Post-it, и начал колотить по фортепьяно. Он играл на фортепьяно так, как большинство людей играет на барабанах. В песне у него было много пробелов, и он объяснял, что здесь будет какая-то оперная часть и так далее. Гармонии он разрабатывал в уме."

    Продюсер Рой Томас Бейкер: "На самом деле, никто не знал, как она будет звучать в виде законченной шестиминутной песни, пока ее не собрали воедино. Я стоял позади в аппаратной, и просто знал, что впервые слушаю большую страницу в истории. Что-то внутри меня подсказывало, что это красный день календаря – так оно и было."

    По словам Мэя, знаменитый гитарный рифф появился на свет благодаря импровизации Меркьюри на фортепьяно: "Этот тяжелый отрывок стал для нас прекрасной возможностью быть полноценной рок-группой. Но тот большой, тяжелый рифф придумал Фредди, а не я. Он что-то наигрывал левой рукой в октавах на фортепьяно. Я взял это за основу, что было очень сложно, ведь Фредди необыкновенно играл на фортепьяно, хотя сам так не считал."

    Лейбл EMI не хотел выпускать “Bohemian Rhapsody” синглом, так как она была слишком длинной для радио. Тогда Фредди отдал песню Кенни Эверетту на радио Capital. Трек несколько раз прозвучал в течение выходных и вызвал настоящий ажиотаж у слушателей, которые завалили музыкальные магазины предварительными заказами пластинки. Конечно, боссам EMI пришлось отступить.

    В международной версии песня была издана целиком, но в некоторых странах она все же вышла в укороченном варианте.

    Фредди позже заявил: "Мы были твердо уверенны, что она способна стать хитом в целой версии. Нас вынуждали идти на компромиссы, но никогда одним из них не было согласие резать песню на части."

    В британском чарте композиция была на первом месте в течение девяти недель. Второй раз она возглавил его в 1991 году после нового релиза сингла, посвященного смерти Фредди Меркьюри.

    В Billboard сингл дошел лишь до девятой строчки. После того, как в 1992 году песня прозвучала в фильме «Мир Уэйна» (“Wayne’s World”) и была издана заново, она взлетела на вторую позицию. Возглавить чарт ей не позволил трек “Jump” от Kriss Kross.

---------------------------------------------—

ТЕКСТ: "BOHEMIAN RHAPSODY"

Is this the real life? Is this just fantasy?
Caught in a landslide, no escape from reality.
Open your eyes, look up to the skies and see,
I’m just a poor boy, I need no sympathy,
Because I’m easy come, easy go, little high, little low,
Any way the wind blows doesn’t really matter to me, to me.

Mama, just killed a man, put a gun against his head,
pulled my trigger, now he’s dead.
Mama, life had just begun,
But now I’ve gone and thrown it all away.
Mama, ooh, didn’t mean to make you cry,
If I’m not back again this time tomorrow,
Carry on, carry on as if nothing really matters.

Too late, my time has come,
Sends shivers down my spine, body’s aching all the time.
Goodbye, ev’rybody, I’ve got to go,
Gotta leave you all behind and face the truth.
Mama, ooh, I don’t want to die,
I sometimes wish I’d never been born at all.

I see a little silhouetto of a man,
Scaramouche, Scaramouche, will you do the Fandango.
Thunderbolt and lightning, very, very fright’ning me.
(Galileo.) Galileo. (Galileo.) Galileo, Galileo figaro
Magnifico.
I’m just a poor boy and nobody loves me.
He’s just a poor boy from a poor family,
Spare him his life from this monstrosity.
Easy come, easy go, will you let me go.
Bismillah! No, we will not let you go.
(Let him go!) Bismillah! We will not let you go.
(Let him go!) Bismillah! We will not let you go.
(Let me go.) Will not let you go.
(Let me go.) Will not let you go. (Let me go.) Ah.
No, no, no, no, no, no, no.
(Oh mama mia, mama mia.) Mama mia, let me go.

Beelzebub has a devil put aside for me!
FOR ME!
for me....

So you think you can stone me and spit in my eye!
So you think you can love me and leave me to die
Ooh, baby
Can't do this to me baby
Just got to get out
Just got to get right out of here

Oh yeah, oh yeah
Nothing really matters
Anyone can see
Nothing really matters
Nothing really matters
To me

(Anyway the wind blows)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ПЕРЕВОД: "БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ"

Это настоящая жизнь?
Или просто фантазия?
Словно попал в лавину,
От реальности не сбежать
Открой глаза,
Подними их к небу и посмотри
Я просто бедный парень, но жалости не прошу,
Легок нрав – легок путь
Чуть выше, чуть ниже —
Ветер дует все равно,
И мне наплевать

Мама, я убил человека,
Приставил пистолет к голове,
Спустил курок, и вот он мертв
Мама, жизнь лишь началась
Но я уже успел ее загубить
Мама, я не хотел, чтобы ты плакала,
Но если я завтра я не вернусь
Живи, живи дальше, как будто ничего не случилось

Слишком поздно, настал мой час,
И по спине озноб,
Все время ноет тело
Прощайте, все, мне пора идти
Я должен вас оставить и принять истину
Мама, я не хочу умирать
Порой мне жаль, что я вообще родился

Я вижу силуэт невысокого мужчины
Скарамуш(1), Скарамуш, станцуй фанданго
Гром и молнии
Меня очень пугают
Галилео(2), Галилео,
Галилео, Галилео,
Галилео Фигаро(3),
Вельможа

Я просто бедный парень, и никто меня не любит
Он просто бедный парень из бедной семьи
Давайте спасем его от чудовищной участи
Легок нрав – легок путь, отпустите меня
Бисмиллях!(4) Нет! Мы тебя не отпустим!
Отпустите его!
Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!
Отпустите его!
Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!
Отпустите его!
Мы тебя не отпустим!
Мы тебя не отпустим!
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет
О, матерь Божья, матерь Божья,
Матерь Божья, отпустите меня
Везельвул приставил отдельного демона
Ко мне,
Ко мне,
Ко мне

Вы думаете, что можете побить меня камнями и плюнуть мне в глаза
Вы думаете, что можете любить меня и оставить умирать
О, крошка, со мной так нельзя
Я должен вырваться отсюда, просто вырваться отсюда,
Отсюда

Ни в чем нет смысла,
Это всем ясно
Ни в чем нет смысла,
Ни в чем нет смысла
Для меня

(Не важно, откуда подует ветер…)

Примечания:
(1) - Скарамуш – персонаж итальянской комедии, пародирующий вельмож.
(2) - Галилео Галилей – итальянский астроном, математик и физик шестнадцатого-семнадцатого веков.
(3) - Фигаро – персонаж оперы «Севильский цирюльник» Россини.
(4) - Бисмиллях – фраза, с которой начинаются суры Корана. Означает «во имя Аллаха»
_________________________

УЧАСТНИКИ ЗАПИСИ:

Брайан Мэй — гитары, вокал, бэк-вокал
Роджер Тейлор — ударные, вокал, бэк-вокал
Фредди Меркьюри — вокал, фортепиано
Джон Дикон — бас-гитара
------------------------------------—


    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

- Во время записи песни Фредди играл на том же пианино, которое использовал Пол Маккартни в “Hey Jude”.






- Упоминание Галилея в тексте песни может быть шуткой в адрес Брайана Мэя, который увлекается астрономией.






- Забавно, что в Великобритании песню “Bohemian Rhapsody” сместила с первой строчки чартов композиция “Mamma Mia” группы ABBA. Напомним, что в тексте «Богемской рапсодии» несколько есть строчка «Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go».





- Песня занимала первую строчку британского хит-парада в 1975 году 9 недель подряд.

- После переиздания сингла с песней «These Are The Days Of Our Lives», композиция опять возглавила британские чарты, на этот раз уже на пять недель.

- В 2000 году по результатам опроса 191,5 тыс. человек «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.

- В 2000 году песня заняла первое место на программе британского канала Channel 4 «Сто лучших номеров один», опередив даже «Imagine» Джона Леннона (The 100 Best Number 1s).





- В 2002 году песня заняла первое место в хит-параде синглов Гиннесса и также первое по опросам Всемирной службы Би-би-си на звание лучшего сингла всех времён.

- В 2004 году песня была включена в Зал славы Грэмми.

- В списке 500 лучших песен по версии журнала «Rolling Stone» песня занимает 166 строчку.

- «Bohemian Rhapsody» — лучшая рок-песня всех времён по версии слушателей радио «RockFM» (голосование — март 2014 г.).
_______________________________

ЦИТАТЫ О ПЕСНЕ:

- "Это одна из тех песен, которые заставляют фантазировать. Я думаю, что людям надо просто слушать её, думать о ней, и затем строить свои предположения о том, что песня им сказала."
(Фредди Меркьюри )

- "Мне нравится песня. Она так хороша, что им придется создать новое место в чарте. Вместо того, чтобы быть номером 1, она станет номером ½."
(Кенни Эверетт, dj с радио Capital)
_____________________________

Выпущен - 31 октября 1975
Записан - 1975
Жанр - хард-рок, прогрессивный рок, опера
Длительность - 5:55
Продюсер - Рой Томас Бэйкер и Queen
Композитор - Фредди Меркьюри
Автор песни - Фредди Меркьюри
Лейбл - EMI Records (UK), Elektra Records (US)


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Feb. 15th, 2018 08:28 pm (UTC)
Очень! Очень! Очень интересно!
Спасибо!)))
sergeyurich
Feb. 16th, 2018 12:39 pm (UTC)
Рад, что вам было интересно! )))
caledonii
Feb. 18th, 2018 08:47 am (UTC)

Спасибо! Очень интересно!

sergeyurich
Feb. 18th, 2018 09:54 am (UTC)
Пожалуйста!
Рад, что Вам было интересно!
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com