?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Именно в XVI веке Свято-Троицкий Сергиев монастырь (тогда он еще не назывался лаврой) прочно занял первое место среди всех монастырей России. Стали обычными великокняжеские богомольные походы к Троице, крещение наследников престола на раке преподобного Сергия. И главный храм монастыря - Троицкий собор, построенный в 1422 - 1423 годах, в котором и находится до сих пор рака Сергия Радонежского, показался тесным и не слишком величественным первому русскому царю Ивану IV. Не спасала положения и великолепная церковь "под звоном" во имя Сошествия Святого Духа, построенная псковскими мастерами в 1476 - 1477 годах.

    И царь Иван Васильевич решил превратить Свято-Троицкий монастырь в царскую обитель не только по значению, но и по внешнему облику.

    Еще в 1540 - 1550 годах монастырь был укреплен каменной крепостной стеной, а по царскому указу в 1559 году в нем был заложен величественный каменный пятиглавый Успенский собор.





    Закладка Успенского собора была связана с покорением Казанского ханства (1552 г.), Астраханского ханства (1556 г.), что превратило Московское царство по сути в империю, а также с успехами русских войск в начавшейся недавно (в 1558 г.) Ливонской войне.




    Подкрепляя особое значение Троице-Сергиевого монастыря в своем царстве, Иван Грозный возвел в 1561 году Троицкого игумена в сан архимандрита, почтил его первенством и старейшинством между архимандритами других монастырей и предоставил ему особые отличия в богослужении.

    Однако продолжение Ливонской войны после того, как был фактически уничтожен Ливонский орден, оказалось для России не слишком благоприятным. В войну включились Литва и Польша (в 1569 году объединившиеся в Речь Посполитую), Дания и Швеция, и Россия осталась одна против коалиции европейских государств. К тому же постоянно досаждали (и весьма серьезно!) крымские татары - вассалы самой могущественной империи того времени - Османской, да и во внутренней политике было не все благополучно (надеюсь, про опричнину все знают?).

    К строительству Успенского собора Иван Грозный охладел и оно сильно замедлилось, хотя царь продолжал считать Троицу главным монастырем своего царства, тем более, что правил им из своей новой резиденции - Александровой слободы, расположенной относительно недалеко от Свято-Троицкого монастыря, на некоторое время ставшей столицей государства.

    Портрет Ивана Грозного (неизвестный художник XVIII в.) из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника (Конный двор):




    Так, именно в Духовской церкви монастыря Иван Грозный стоял на коленях, "плакал, рыдали умолял", поминая своего сына царевича Ивана, погибшего в 1581 году в Александровой слободе то ли от рук своего отца (в чем я сильно сомневаюсь), то ли в результате какого-то заболевания.


    Церковь во имя Сошествия Святого Духа (Духовская):









    Троицкий собор, в котором крестили царевича Ивана (и, возможно, самого Ивана Грозного):












  Крепостные стены монастыря (и его общий современный вид), построенные при Иване IV (башни, правда относятся к более позднему времени - конец XVI - XVII в., а некоторые, например, Каличья башня, - к второй половине XVIII в.):



























    Макет территории Свято-Троицкого монастыря в конце XVI века (из экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника):




    Успенский же собор был закончен (хотя и не полностью) и освящен лишь после смерти Ивана Грозного, при его наследнике, богомольном царе Федоре Ивановиче, в 1585 году.






    И только через почти сто лет, в 1684 году, артель из 25 ярославских и троицких иконописцев всего за 100 дней украсила Успенский собор фресками, так как до этого времени он оставался не расписанным.
    Вскоре в храме был установлен резной золоченый иконостас, шесть местных образов которого были написаны мастерами Оружейной палаты Московского кремля. Там же выполнены два огромных бронзовых паникадила середины XVII века. Близ южных дверей собора под стеклом хранится его главная святыня - деревянный гроб, в котором в 1392 - 1585 гг. покоились мощи преподобного Сергия.


  Несколько фотографий интерьера Успенского собора (в основном фрески):













































    Благодарю за внимание.
    Продолжение, как вы понимаете, следует...






    Автор текста: Сергей Воробьев.
    Авторы фотографий: Светлана и Сергей Воробьевы.
    Фото: 9 - 11 марта 2018 г.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
durasik
Mar. 13th, 2018 05:59 pm (UTC)
Привет, Сергей!!!

"Троицкий собор, в котором крестили царевича Ивана (и, возможно, самого Ивана Грозного)" - вот только интересно, почему там цаты нет на крестах???)))

Видимо, крестили их не там???))) И Троицкий собор - не того уровня?)))

Edited at 2018-03-13 06:02 pm (UTC)
sergeyurich
Mar. 13th, 2018 06:28 pm (UTC)
Привет, Игорь!!!

Ну ты же сам знаешь, что храмы Лавры постоянно реконструировались, а также то, что до 1946 года Лавра не принадлежала РПЦ, не так ли?
И этим вполне можно объяснить отсутствие цаты на крестах Троицкого собора.

При этом, замечу, что наличие этой самой цаты еще ничего не доказывает. Полумесяц, символизирующий ясли Христа, присутствует на крестах огромного количества храмов, которые однако не имеют никакого отношения к крещению великих князей или царских наследников.
А уровень Троицкого собора важен не столько наличием или отсутствием цаты, но прежде всего тем, что в нем находится рака самого почитаемого на Руси святого - основателя монастыря.

Кстати, из трех главных соборов Московского кремля цаты на крестах есть только у Благовещенского собора, но их нет ни на Успенском, ни на Архангельском соборах. Почему? Или они тоже не того уровня? )))
durasik
Mar. 13th, 2018 06:37 pm (UTC)
А всё-таки интересно, как это можно объяснить???)))
sergeyurich
Mar. 13th, 2018 06:51 pm (UTC)
Объяснений может быть множество.
Например, такое: в русском средневековье большее внимание уделялось не столько форме креста на куполе храма, сколько его интерьерам - иконостасу и росписи. Ведь внешнее вторично, а "Царство Божие внутри нас".
Как тебе такое объяснение?
durasik
Mar. 13th, 2018 07:03 pm (UTC)
Никак!!!)))

Edited at 2018-03-13 07:03 pm (UTC)
sergeyurich
Mar. 13th, 2018 07:05 pm (UTC)
Согласен, это не слишком убедительно.
Ну а как ты это объяснишь?
durasik
Mar. 13th, 2018 07:11 pm (UTC)
Не знаю, но мне кажется, что к Государю это имеет самое непосредственное отношение?)))
durasik
Mar. 13th, 2018 07:16 pm (UTC)
Вот посмотри - Троицкая церковь в селе Дединово на Оке, там где первый русский корабль "Орёл" строился. И церковь того же времени:



Я хотел туда заехать, когда мы в Зарайск ездили, это недалеко там)))

Edited at 2018-03-13 07:17 pm (UTC)
sergeyurich
Mar. 14th, 2018 03:41 pm (UTC)
Да, интересная церковь, причем сразу видно, что это именно XVII век.
Жалко, что не заехали!
sergeyurich
Mar. 14th, 2018 03:39 pm (UTC)
Вообще-то имеет.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. ( Редакция портала "Православие и мир" | 12 сентября 2006 г. )

Но отсутствие цаты еще ни о чем не говорит.
durasik
Mar. 14th, 2018 09:43 pm (UTC)
Я Википедию тоже читаю)))
sergeyurich
Mar. 15th, 2018 03:22 pm (UTC)
Игорь, я тоже читаю Википедию. Но я привел цитату не из нее, а с портала "Православие и мир".
durasik
Mar. 15th, 2018 04:52 pm (UTC)
Сергей, это я понял, просто в Вики перекопировали с Православия и мира.

Тут ведь дело в том, что нам алгоритм присвоения цаты не получается понять!!!))) Казалось бы простой вопрос, а оказывается, что это не так!!!)))
sergeyurich
Mar. 15th, 2018 05:18 pm (UTC)
Игорь, согласись, что это могло бы стать темой интереснейшего исследования!
Я бы и сам подробнее занялся этой темой (а может быть, и займусь как-нибудь), поскольку действительно совсем не понятно, почему на одних храмах цаты есть, а на других - более значимых с точки зрения как истории государства, так и для Церкви - их нет. Очень интересно!
Но ведь ты сам прекрасно понимаешь, насколько это сложно. Ведь начинать нужно с подробного анализа истории строительства каждого храма с цатой и без цаты, имеющего или не имеющего отношение к великокняжеской и царской семье. А если учесть, что цаты устанавливались на крестах храмов еще домонгольского периода, то для такого анализа потребуется работа большой группы исследователей.
livejournal
Mar. 14th, 2018 12:52 pm (UTC)
Об интересном-412
Пользователь eho_2013 сослался на вашу запись в своей записи «Об интересном-412» в контексте: [...] кий собор Троице-Сергиевой Лавры и его фрески: https://sergeyurich.livejournal.com/1187234.html [...]
ignaciodeloyola
Mar. 14th, 2018 01:33 pm (UTC)
Потрясающе интересный рассказ!
И очень красивые фотографии!
Спасибо Вам!)
sergeyurich
Mar. 14th, 2018 03:41 pm (UTC)
Пожалуйста!
fontyler
Mar. 14th, 2018 07:21 pm (UTC)
Спасибо за рассказ и за фотографии!
Сто лет там не была…
Какое счастье, что всё это сохранилось.
sergeyurich
Mar. 15th, 2018 03:01 pm (UTC)
Пожалуйста!
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com