?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изенгеймский алтарь

    Изенгеймский алтарь — главное и самое знаменитое произведение немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда и шедевр немецкой живописи, в настоящее время хранится в музее Унтерлинден на территории доминиканского монастыря в эльзасском городе Кольмаре во Франции.
    Изенгеймский алтарь - огромный полиптих, поражающий невероятной магической выразительностью образов и одухотворённой силой деталей.


Первая развёртка Изенгеймского алтаря в экспозиции музея Унтерлинден в Кольмаре:




    Алтарь представляет собой сложное монументальное сооружение: по своей форме является створчатым, и имеет 3 варианта развёртки. Состоит из основной части - короба и двух пар подвижных живописных створок: таким образом можно было менять конфигурацию алтаря. Его высота 3 м, ширина - 5 м.




    Алтарь был заказан немецкому живописцу Маттиасу Грюневальду орденом антонитов для монастыря в Изенгейме. Точная дата создания алтаря неизвестна, Маттиас Грюневальд написал его предположительно в период с 1506 по 1515 г.
    Скульптуры и резные работы по дереву для алтаря были выполнены искусным эльзасским мастером Никласом из Хагенау. Сейчас он находиться в разборном виде, для возможности созерцания его целиком. До 1793 года алтарь находился в церкви Изенгейма. В беспокойные времена Французской революции по приказу комиссаров молодой Французской республики картины и скульптуры были перевезены на хранение в районный город Кольмар. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 года утрачены. Три развёртки алтаря демонстрируются в настоящее время в Кольмаре по отдельности.

    Ранее, в течение литургического года створки алтаря открывались по определённым датам, раскрывая картины, соответствующие религиозному событию. По будним дням подвижные створки алтаря были закрыты, и молящиеся созерцали написанное на внешней стороне первых створок траурно-мрачное «Распятие».




    Центральная картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см является самым крупным произведением на этот сюжет в истории европейской живописи.


Первая развёртка алтаря:




    По воскресеньям и в Рождество первые створки алтаря распахивались, и из темноты беспросветной ночи рождался светлый день, бездонное отчаяние сменялось столь же безграничной радостью. Фигуры святых на створках первой развёртки полностью скрываются за следующей парой створок. Всё внимание зрителя сосредоточено на центральной части алтаря, так называемом «Ангельском концерте» и «Воплощении Христа». Необычен не только выбор музыкальных инструментов для ангельского концерта, но и сам факт музицирования ангелов.







    Во времена Грюневальда музыка не играла особой роли в церковных обрядах. Органы в то время были небольшими и переносными, в торжественные и праздничные дни использовались духовые. Церковные хоры были небольшими и исключительно мужскими. Струнные инструменты в церкви вообще не использовались. Разделение центральной части алтаря на две картины становится практически незаметным с некоторого отдаления. Одна сцена плавно перетекает в другую сквозь соединяющий сюжеты чёрный занавес. По бокам - «Благовещение» и «Воскресение».
    За третьей парой створок скрывается главная картина алтаря. В пределле третьей развёртки находятся скульптурные изображения Христа и апостолов. Эта развёртка полностью посвящена св. Антонию — о жизни святого повествуют боковые створки алтаря.




    Слева изображена сцена посещения св. Антонием Павла Отшельника, правая створка описывает искушения св. Антония, на которые намекает бесёнок за спиной св. Антония ещё на самой первой створке алтаря. Фигура слева в нижней части правой створки — больной «антониевым огнём» с которым боролся орден антонитов.


Вторая развёртка Изенгеймского алтаря:





Третья развёртка с деревянными скульптурами:




    Монашеский орден антонитов был основан приблизительно в 1070 году и являлся нищенствующим орденом, монахи которого занимались уходом и лечением больных. В первую очередь монахи-антониты славились своим опытом в излечении больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым», или «антониевым огнём». Орден заботился о больных антониевым огнём, чтобы заслужить защиту у святого Антония. Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.
    Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Изенгеймский алтарь предназначался для монастырской больничной часовни. Лечение больных в монастыре начиналось именно у алтаря: либо святой Антоний совершит чудо и поможет больному, либо алтарь послужит духовным утешением несчастному.
    Изенгеймский алтарь раскрывался на третьей развёртке только 17 января, в день св. Антония.

    Источник: Страны и народы мира. Занимательные факты.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
alte_hexe
Apr. 8th, 2018 03:42 pm (UTC)
Меня всегда удивляло, что он хранится не в затененном помещении с определенной влажностью, как Гентский алтарь, а вход платный. Впрочем, французы - большие пофигисты, недаром у них столько картин из музеев крадут
sergeyurich
Apr. 8th, 2018 03:43 pm (UTC)
Это точно! Французы ещё те пофигисты! Зато самомнения им не занимать! ))
alte_hexe
Apr. 8th, 2018 03:48 pm (UTC)
У бельгийцев самомнение тоже зашкаливает - ведь они себя считают самой обеспеченной нацией и норвежцами права не признают!
sergeyurich
Apr. 8th, 2018 03:54 pm (UTC)
Зато в Бельгии архитектура замечательная!
alte_hexe
Apr. 8th, 2018 06:12 pm (UTC)
Да-да! Я пять лет подряд водила "Жемчужины Бенилюкса"! Именно в северной и цнтральной части, на юге, ближе к франции, победнее
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com