?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Продолжение.
    Первая часть здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1254630.html
    Вторая часть здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1255579.html

    Продолжаем прогулки по старинному подмосковному Дмитрову.
    В этой части речь пойдет о памятниках города .

    В последние десятилетия чрезвычайно популярным при благоустройстве общественного пространства российских городов стало украшение их самыми разнообразными скульптурами. И хорошо, когда это к месту и в тему.
    В подмосковном Дмитрове пошли по этому же пути. Так, все памятники, о которых пойдет речь в этой части, появились в городе относительно недавно, в XXI веке, что видимо связано с тем фактом, что в 2004 году Дмитров отмечал 850 лет с года своего основания, а готовиться к юбилею начали несколько загодя, и хорошо, что не забросили все после того, как прошли юбилейные празднования, как это, увы, часто бывает.

    Первым монументом постсоветского времени, сооруженным в Дмитрове, стал гигантский памятник основателю города, Ростово-Суздальскому князю Юрию Вдадимировичу Долгорукому, поставленный на центральной площади города (Советской) на роскошном фоне Кремля и кафедрального Успенского собора в 2001 году:




    Автором этого колосса, является скульптор В. М. Церковников.
    (Вам не кажется, что памятник несколько заваливается на правую сторону? Или так и должно быть?)

    Мое впечатление от этого момумента неоднозначное. С одной стороны, фигура князя явно слишком велика для Дмитрова. Этот памятник просто подавляет своей мощью. Но с другой - хорошо, что автор скульптуры отошел от традиции изображения древнерусских князей именно на конях и от непременного постамента. Впрочем, мне даже страшно представить, как мог бы выглядеть этот памятник на соразмерном ему постаменте!

    Установка памятника Юрию Долгорукому вызвала сильнейший общественный резонанс. И дело вовсе не в том, что кто-то из дмитровчан критически относится к основавшему город князю (хотя тот ангелом во плоти, конечно же,не был), а в том, что на этом месте раньше стоял другой мемориал.




    И этим момериалом был танк Т-34 на высоком постаменте, в память о Великой отечественной войне вообще и о Битве за Москву в 1941 году в частности.




    Нет, танк, конечно же, не выбросили на помойку и не сдали на металлолом (в 1990-е годы, признаемся честно, это было вполне возможно), а просто перенесли в то место, где на подступах к Дмитрову был остановлен рвущийся к столице на северном направлении враг, а именно на въезд в Дмитров со стороны Клина:




    На мой вгляд, новое место для танка было выбрано удачное. Такие момументы и должны стоять там, где проходили военные действия, решившие судьбу Москвы в 1941 году (а память о Великой Отечественной войне никто в данном случае не предавал, на центральной площади Дмитрова есть Вечный огонь).




    В конце концов ведь знаменитый монумент на Пермиловских высотах поставили в 1966 году именно там, где он и должен быть, то есть на месте, где в боях 27 - 29 ноября 1941 года немцы, захватившие Яхрому и форсировавшие канал Москва-Волга, были выбиты силами 1-й Ударной армии генерала В. И. Кузнецова.




    Да и просто эстетически фигура князя, основателя города, на фоне Дмитровского кремля и Успенского собора смотрится намного естественнее и гармоничнее, чем танк на постаменте. Не так ли?





    Впрочем, дискуссия по этому поводу, насколько мне известно, продолжается до сих пор.
    Свое мнение по этому поводу я, будем считать, высказал.

    Ну раз уж мы заговорили о князьях, то нельзя не упомянуть о великолепном парном конном памятнике первым русским святым, князьям-стастотерпцам Борису и Глебу, установленному у стен Борисоглебского монастыря 6 августа 2006 года по проекту А. Ю. Рукавишникова, который в очередной раз подтвердил, что он является достойным продолжателем династии скульпторов, к которой он принадлежит:




    Далеко не часто бывает так, что памятник хочется долго рассматривать, настолько он интересен и в композиционном отношении (это первый в России парный конный памятник на одном постаменте), и в тщательности изображения деталей, и в художественном отношении вообще.







    Как-то уже успели приесться однотипные скульптуры В. М. Клыкова (впрочем, Царствие ему Небесное), я уж не говорю про творчество Зураба Церетели, которые, к счастью, в Дмитрове отметиться не успели.

    Авторству Александра Рукавишникова принадлежит и памятник Кириллу и Мефодию в Дмитровском кремле, открытый 26 мая 2004 года в День славянской письменности и культуры:










    И конечно же обращает на себя внимание  еще одна работа А. Рукавишникова -  памятник знаменитому ученому-географу, революционеру и теоретику анархизма князю Петру Алексеевичу Кропоткину, который последние годы жизни (1918 - 1921) провел в Дмитрове.




    На мой взгляд, этот памятник замечательно передает именно то, каким П. А. Кропоткин был в то время, когда в России бушевала гражданская война и проводилась объясняемая революционной целесообразностью политика военного коммунизма и красного террора, против которых князь-анархист активно выступал (и даже писал письма протеста в Совнарком, оставшиеся, впрочем, без ответа).
    Особенно умиляют обрезанные боты-валенки!

    Но все же большинство скульптур Дмитрова принадлежит авторству Алексея Александровича Караулова.

    К Кремле, рядом с Успенским собором, 8 ноября 2010 года был установлен памятник епископу Серафиму (Николаю Звездинскому), который в 1920 - 1923 гг. служил в этом соборе, а в 1937 году был расстрелян за контрреволюционную деятельность.










    Дмитровский епископ Серафим был в 2000 году причислен к лику святых в лике новомученников российских.


    В 2003 году сильно преобразилась небольшая площадь на Кропоткинской улице напротив Егорьевского въезда в Кремль.




    Здесь по проекту архитектора Г. Гуляевой и скульптора А. А. Караулова была установлена целая скульптурная композиция, изображающая представителей разных сословий Дмитрова XIX века.

    Вот крестьянка, которая в корзинке несет на рынок для продажи, наверное, какие-то овощи со своего огорода:




    Особенно любим горожанами (да и туристами тоже) сопровождающий эту крестьянскую девушку кот:




    Может быть, в ее корзинке вовсе и не овощи, а выловленная ее супругом в речке Яхроме рыба?

    А вот паломник в лаптях, опирающийся на посох, пришедший поклониться святыням Успенского собора или Борисоглебского монастыря:




    Хотя, может быть, это какой-нибудь калика перехожий, каких на Руси хватало во все времена?
    Или крестьянин, надеющийся на свидание с родственником, заключенным в местную уездную тюрьму, располагавшуюся в конце XIX века в Кремле?

    Вот это совершенно однозначно учительница местной гимназии (кстати, гимназия тоже находилась внутри крепостных валов), что видно по тем предметам, которые она держит в своих руках:




    Ее сословную принадлежность определить трудно, но будем считать, что она принадлежит к так называемой разночинной интеллигенции.

    В процентном соотношении ко всему остальному населению Дмитров в XIX веке был одним из лидеров, если мы говорим о купеческом сословии. Поэтому купеческое семейство просто не могло быть не представлено:




    У купца в руках часы на цепочке (наверное, зототые, а как же иначе!), но его и его супруги наряды все равно выдают в них типичных провинциальных "Тит Титыча" и "Аграфену Савичну".

    Особенно интересно, что эта скульптура установлена перед входом в одно из самых популярных (по крайней мере, среди туристов, что объясняется прежде всего месторасположением) кафе с названием "Вишневый сад" (имейте в виду, что цены московские):




    Вот просто интересно, были ли у владельцев кафе какие-нибудь ассоциации с знаменитой пьесой А. П. Чехова и ее персонажами, или это не более чем совпадение?

    И на конрасте с купеческой семьей прогуливающаяся дворянская парочка:




    Издали кажется, что это "наше всё" А. С. Пушкин со своей Натали. Но стоит подойти поближе, становится понятно, что это просто собирательный образ.

    Меня все время не покидало ощущение, что кого-то среди этих скульптур не хватает. Потом понял, кого именно: не достает скульптуры мастерового, рабочего, ну или ремесленника. Интересно, почему?

    Впрочем, в креативности дмитровчанам не откажешь.
    Вот так они взяли и превратили в памятник два валуна, которые теперь являются довольно милыми лягушками:





  Благодарю за внимание.
    Продолжение следует...
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
carina_marina
May. 3rd, 2018 06:37 pm (UTC)
Сегодня наши мнения, Сережа, совпадают)), в некоторых городах скульптурные изображения "пестрые", а в Дмитрове получилось "уравновешенно").
sergeyurich
May. 4th, 2018 01:08 pm (UTC)
А я что-то не припомню, чтобы мы с Вами в каких-то вопросах существенно расходились.))
ignaciodeloyola
May. 3rd, 2018 07:31 pm (UTC)
С невероятным удовольствием рассматриваю памятники города на ваших фотографиях! Замечательный рассказ!
Юрий Долгорукий - нет-нет, не падает! Так передано движение! И место для памятника отличное - ведь как же вписывается в панораму Кремля-Собора! Идеально!
Да, чудесные памятники! Очень приятно, что город благоустроенный, чистый, нарядный!
И, без сомнений, Кропоткин - восхитртельно!
Спасибо Вам!
sergeyurich
May. 4th, 2018 01:08 pm (UTC)
Рад, что Вам интересно!
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com