?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

     Продолжение.
     Первая часть здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1254630.html
     Вторая часть здесь: https://sergeyurich.livejournal.com/1255579.html
     Третья часть здесь: 
https://sergeyurich.livejournal.com/1256833.html

      Продолжаем прогулки по старинному подмосковному городу Дмитрову.
      В этой части речь пойдет о двух храмах, расположенных внутри крепостных валов: Успенском кафедральном соборе и Елизаветинской тюремной церкви, составляющих единый архитектурный ансамбль, несмотря на совершенно различную их стилистику.




    И вообще, с определением архитектурного стиля этого ансамбля очень сложно, поскольку чего здесь только не намешано, но все-таки эклектикой я бы называть это не стал, уж слишком гармонично все выглядит, даже несмотря на полистиличность. Впрочем, подробнее об этом читайте ниже.




    Точная дата начала строительства Успенского собора так до сих пор и не установлена, хотя большинство исследователей сходятся в том, что он был заложен в 1507 - 1509 годах, а завершена постройка первоначального пятиглавого четырехстолпного крестово-купольного храма с позакомарным покрытием была между 1512 и 1533 годами.
    Но в любом случае, судя по устоявшейся в историографии датировке, инициатором строительства собора являлся второй сын Ивана III от его брака с Софьей Палеолог - удельный дмитровский князь Юрий Иванович, правивший Дмитровским княжеством в 1505 - 1534 годах.




    В облике Успенского собора Дмитрова многие специалисты в области истории архитектуры отмечают значительное влияние итальянской архитектурной школы, что и не удивительно, учитывая ту огромную роль, которую сыграли приглашенный в Москву Иваном III зодчие из Италии, фактически заново построившие не только московский Кремль, но и его главные соборы.
    Иногда автором проекта дмитровского Успенского собора называют знаменитого архитектора Алевиза Нового, построившего в 1505 - 1508 гг. Архангельский собор московского Кремля.


Архангельский собор (фото 1882 года):




    Так это или нет, но определенное сходство между этими двумя постройками несомненно присутствует.

    Уникальными чертами наружного декора дмитровского Успенского собора являются изразцовые барельефы середины XVI века:







    А вот эта мозаика с изображением Святого Георгия на нижнем ярусе колокольни собора, при всей ее красоте, явно новодельная:




    Изначальная звонница, построенная рядом с собором с восточной стороны от его северной апсиды, не сохранилась, она была разрушена, видимо, в конце XVI или начале XVII века.
    Новая колокольня в стиле классицизма была сооружена в 1793 - 1796 годах по проекту крепостного архитектора М. Я. Агафонова. А уже в 1820-е годы, во время очередной реконструкции, на куполе колокольни были установлены часы.










    Классическую колокольню пристроили к лестнице на ползучих арках, ведущей в храм, относящейся к 60-м годам XVII века.







    Незадолго до постройки новой колокольни (в 1790 - 1791 гг.) позакомарное покрытие храма, к сожалению, было заменено на более простую четырехскатную кровлю, после чего дмитровский Успенский собор стал намного меньше походить на Архангельский собор московского Кремля.

    В 1822 - 1841 гг. к Успенскому собору были пристроены два придела в псевдоготическом стиле, увенчанные четырьмя широкими барабанами с большими куполами, в результате чего композиционно храм стал выглядеть несколько пирамидально.











    Несколько видов Успенского собора с разных сторон:
































    Вот теперь попробуйте точно определить архитектурный стиль дмитровского Успенского собора, если в результате многочисленных перестроек в нем сочетаются элементы как русской архитектуры XVI века, находящейся под сильным ренессансным влиянием (насколько смелым может быть такой термин на "русский ренессанс"?), классицизма и неоготики!

    Ну а если учесть то, что единый комплекс с Успенским собором ныне составляет построенная в 1898 году московским архитектором С. К. Родионовым в псевдорусском стиле Елизаветинская тюремная церковь, завершившая ансамбль присутственных мест дмитровского Кремля, то от смешения стилей и вовсе голова идет кругом!




    Кстати, то, что эта церковь задумывалась именно как тюремная, "для духовного окормления заключенных уездной тюрьмы", видно и сейчас: решетки на оконных рамах говорят сами за себя.







    Сохранились и здания полицейского управления, уездной тюрьмы и караульного помещения, окружающие Елизаветинскую церковь со всех сторон, поэтому фотографировать ее лучше всего с валов дмитровского Кремля.










    Елизаветинская церковь была закрыта в 1925 году, еще раньше, чем Успенский собор (1932 г.), в ней сначала разместился клуб, а потом склад. Интереьеры церкви были полностью утрачены. Но после того, как в 1998 г. этот храм был возвращен РПЦ, в нем начались реставрационные работы, а после возвращения РПЦ самого Успенского собора (в 2002 г.) и его освящения (в 2003 г.), Елизаветинская церковь используется в качестве крестильного храма Успенского кафедрального собора.

  Продолжение следует.
    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
leva8821
May. 4th, 2018 04:51 pm (UTC)
Интересно. Серьёзно
sergeyurich
May. 4th, 2018 04:59 pm (UTC)
Рад, что Вам было интересно!
durasik
May. 4th, 2018 04:58 pm (UTC)
Серёжа, Света, привет!!!))) С праздниками!!!)))

Алевиз не катит - кирпич не тот!!!))) М.б. пропорции???))) Ученики - да!

Но не Алевиз... Можно назвать итальянской школой! ))) Слишком грубо, да и в плане есть ошибки, которые итальянцы себе не позволяли!!! Они очень хорошо себе представляли, что такое прямой угол, а Дмитровский собор разбит с ошибками в несколько градусов!!!)))

ИМХО!!!
sergeyurich
May. 4th, 2018 05:05 pm (UTC)
Привет, Игорь! ))
И тебя тоже с Праздниками!!!)))
Отдельный привет от Светы, ты ей очень симпатичен!)))

Я ведь и не утверждаю в своем посте, что именно Алевиз строил Успенский собор в Дмитрове. Но итальянское влияние все же очевидно, не так ли?
durasik
May. 4th, 2018 05:27 pm (UTC)
Тут тоже вопрос сложный))) Итальянское влияние было и в XII веке, пропорции сохранились и позже. Итальянцы в XV веке привнесли ещё немного элементов в архитектуру - ракушки и ласточкины хвосты...

Но скорее всего строили наши архитекторы... Можно заподозрить и западнорусских мастеров (судя по окнам), изразцы, возможно, более поздние???))) Но это - не итальянцы и не первая половина XVI века!!!)))
Либо восточная, либо западнорусская после середины XVI века. Даже первые изразцы у нас появились после присоединения Смоленска, горшечного типа, но без поливы!!!)))

В плане смеха!!! У нас до сих пор наши безграмотные археологи в статистике керамики обломки изразцов горшочного типа первой половины XVI века записывают как лепную керамику конца Х века!!!)))



Edited at 2018-05-04 05:34 pm (UTC)
sergeyurich
May. 4th, 2018 05:50 pm (UTC)
Вопрос действительно не простой.

Но в XII веке в русской архитектуре намного больше не итальянского, а германского (в широком смысле) влияния (про византийское я здесь не говорю, поскольку оно очевидно). В особенности это видно в архитектуре северо-восточной Руси XII - начала XIII в.

Возможно Успенский собор Дмитрова строили и наши архитекторы (скорее всего, именно так), но пример они брали с итальянцев.
Изразцы с изображением распятия, как мне кажется, относятся не к XVI, а скорее с середине XVII века (но здесь я не специалист).

Итальянцы много чего привнесли в нашу архитектуру кроме "ракушек" и гибеллиновских "ласточкиных хвостов". Благодаря Аристотелю Фиорованти, Алевизу, Марку Фрязину и др. русская архитектура получила мощнейший толчок к развитию. Не было бы, скорее всего, никакого "русского узорочья" без итальянских зодчих. Я так думаю.
durasik
May. 4th, 2018 07:04 pm (UTC)
Как раз "русское узорочье" было, а вот регулярной планировки Москвы после пожара 1493 года без итальянцев не было бы!!!)))

Чтобы не быть голословным - сравни планировку Занеглименья, Китай-города, Заяузья с планировкой Восточного сектора Белого города и с Земляным городом (не надо брать Сретенские переулки - это другая тема, на сто лет позже) )))

Видишь разницу??? В первом случае видны остатки регулярной планировки, во втором - стихийная планировка застройки. На планах XVIII века это видно лучше!!!))) Везде, где видна регулярная планировка, культурные слои датируются последней треть. XV - началом XVI вв.

Кто мог в это время перепланировать регулярно всю Москву после всеобщего пожара 1493 года???)))

Edited at 2018-05-04 07:05 pm (UTC)
sergeyurich
May. 5th, 2018 08:46 am (UTC)
Игорь, насчет планировки Москвы ты, конечно же, прав! ))
carina_marina
May. 4th, 2018 06:38 pm (UTC)
Очень удачные снимки собора получились, Сережа, особенно полный вид бокового фасада.
Я всегда задавалась вопросом: почему стрельчатые окна и четыре "вытянутых" купола?) Почему такое добавление?
Вообще, собор с добавлениями, отдаленно напоминает собор в Периге)
sergeyurich
May. 5th, 2018 09:02 am (UTC)
Спасибо, Марина!
Нам просто с погодой повезло, хотя приходилось фотографировать и на фотокамеру и на планшет.

Учитывая, что стрельчатые окна приделов Успенского собора появились в период увлечения наших архитекторов готикой (время Николая I), когда классицизм и его продолжение - ампир себя уже исчерпали, и начался поиск чего-то нового, приведший к переосмысленному возрождению старого (отсюда не только псевдоготический стиль, но и т. н. русско-византийский), я такой форме приделов ничуть не удивляюсь.

Насчет собора в Периге: да напоминает, только очень отдаленно.
durasik
May. 4th, 2018 07:13 pm (UTC)
Кстати, Сергей!)))

Я в Дмитрове копал в 1989-1991 годах. У нас было несколько раскопов в городе и два - на посаде)))

Мы также копали и в Борисоглебском монастыре.

Удивительно, как город изменился, тогда нам заплатили за работу спустя год!!!)))

Надо бы там полетать???))) И поснимать увязку городка с окрестностями. Чисто географически... Вопрос? Чтой-то в пойме крепость зафигачили???)))

Edited at 2018-05-04 07:14 pm (UTC)
sergeyurich
May. 5th, 2018 08:53 am (UTC)
Интересно было бы узнать о результатах этих раскопок! Где можно почитать? Или как-нибудь при встрече расскажешь?

Хорошо, когда город меняется в лучшую, а не в худшую сторону! ))

Полетать над дмитровским Кремлем и Борисоглебским монастырем - замечательная идея! Я (мы) обязательно присоединюсь, если такая поездка будет запланирована! ))
Кстати, надо бы встретиться и обсудить наши планы! )))

ТО, что крепость в пойме меня не удивляет. Вон тульский Кремль вообще построен ниже уровня Упы! ))
durasik
May. 5th, 2018 01:16 pm (UTC)
Привет из Севастополя!!!)))

Мы опубликовали результаты, кажется, в "Археологических открытиях". А так - в Архиве ИА РАН лежат Отчёты.

Встретиться можно уже по моему возвращению, после 14 мая)))
sergeyurich
May. 5th, 2018 01:21 pm (UTC)
Игорь, благодарю за привет из славного Севастополя!!!)))

Будем ждать твоего возвращения, а потом созвонимся!

Крым наш!!! )))
durasik
May. 5th, 2018 06:41 pm (UTC)
Только наш и ничей другой!!!)))
sergeyurich
May. 6th, 2018 08:04 am (UTC)
Разумеется!
Мы с тобой вообще сходимся во многих оценках! )))
ignaciodeloyola
May. 4th, 2018 09:49 pm (UTC)
Очень красивый собор!
И что удивительно, такая эклектика смотрится вполне органично! Как единый ансамбль! Да, Вы правы!
Очень интересно!
И фотографии восхитительные!)
Спасибо Вам!
sergeyurich
May. 5th, 2018 09:04 am (UTC)
Пожалуйста!
Собор и правда очень красив и органичен несмотря на свою полистиличность.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com