?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села - Василия Федоровича Пожарского - Медведь (Медведко).
    Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы.

    В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как "не соответствующий чину".



    Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение.


  "Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду "противостоять" патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты.


Фото из книги И.Э. Грабаря "История русского искусства" (т.2. М., - 1910):




    Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно - доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его "указательность" и строгость, стройность и белизна - категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова "реприманда". Он просто сместился с самого храма на колокольню.





    При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви - собирать на молитву ограниченное число "чад и домочадцев". (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

  Издалека шатёр Покровского храма кажется белоснежным. Подойдя поближе, мы видим, что по белому полю рассеяны небольшие зелёные и красные плитки изразцов. Это - плоды трудов реставраторов ХХ века. Изначальные изразцы были срублены с шатра в ХVIII веке.



    Здесь просматривается уникальная конструкция храма. На четверик, завершённый трёхрядной горкой кокошников, поставлен сравнительно невысокий световой восьмерик. На восьмерике покоится основание шатра, также оформленное кокошниками. По углам четверика расставлены декоративные главки, шеи которых первоначально были цилиндрическими (как над алтарной частью) и лишь в процессе позднейших поновлений стали восьмигранными. Четверик с трёх сторон окружён галереей (первоначально открытой), в восточных оконечностях завершённой двумя приделами - преподобного Сергия (южный) и Девяточисленных мучеников (северный). Каждый из приделов увенчан маленькой декоративной главкой.



     Выраженная ярусность апсид (апсиды нижнего храма сильно выдаются вперёд) придаёт восточному фасаду Покровского храма известную динамичность сообщая ему сходство с кораблём, плывущим по бурным водам житейского моря. Стоит отметить, что декор апсид - самый незатейливый. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие окон в средних апсидах."

  (Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №82, 2014 г.)




  Церковь никогда не закрывалась, хотя в 1920-1940-е годы богослужения совершались только в нижнем храме.

Фото 1940 г.:



    После войны открылся вновь и верхний храм.





    Медведково в послевоенную пору постепенно впитывалось Москвой, и уже в 1970-е годы церковь Покрова обрела новое окружение - безликие окраинные многоэтажки. Впрочем, и по сию пору её видно издалека.








  При подготовке поста были использованы следующие источники:
    Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/_i/logo.png (фотографии храма разных лет были взяты именно с этого сайта). Использованы фото сдедующих авторов: Андрей Агафонов ,
Марина Григорашвили , Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы , Радист , Федоров Игорь , Качалин Александр Анатольевич , Иванов Дмитрий .

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vladimirdar
May. 9th, 2018 12:10 pm (UTC)
Восхитительная шатровая церковь!
Все никак не доеду сюда)
С Днем Победы, Сережа!!!
sergeyurich
May. 9th, 2018 12:13 pm (UTC)
Володя, я знаю, что тебе нравятся шатровые церкви! Поэтому я не сомневался, что тебе понравится этот материал.

И тебя тоже с Праздником!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com