?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Предлагаю вниманию любителей русской архитектуры интереснейшую статью об одной из красивейших церквей северо-восточной части Москвы - храма Троицы Живоначальной в Останкино. Статья, как и положено научной публикации, снабжена ссылками на библиографию, а подготовленный на ее основе пост - хорошо иллюстрирован фотографиями разных лет (разумеется, с указанием авторов фотографий или источников, откуда они взяты).


1.




  Возведение храма шло поэтапно [1].
    В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского [2]. В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года.
    На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни [3].

  Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом [1], изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.


  С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений [5].

    В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере [11]. Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства [3,11]. В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

2.


  Новый этап его истории начался после революции.
    В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея.

3.



    Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля - игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

4.




5.




6.




7.




8.




9.



  Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них - благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) - отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года [8]. Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

  Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и  звонниц Московского Кремля (а то время  -  старшего звонаря Московского Данилова монастыря) - И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв - его ученик.

10.




11.


  Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ.
    В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница [6]. Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина [2]. Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера - Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

12.




13.



  План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

  Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

  Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня - около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

  Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

  Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

14.




15.




16.




17.




18.




19.



  Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

  На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

  Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.


20.


Библиография:

[1] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

[2] Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

[3] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

[4] Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

[5] Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

[6] Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

[7] Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

[8] Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189.

[9] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

[10] Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

[11] Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66


  При подготовке поста были использованы следующие источники:
    Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/_i/logo.png (фотографии храма разных лет были взяты именно с этого сайта).
    Использованы фото следующих авторов:


1. Андрей Агафонов     Снято: 4 октября 2013
2.
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
3. Андрей Агафонов     Снято: 1 июля 1987
4. etienne     Снято: 18 мая 2008
5. Анастасия     Снято: 22 июля 2009
6. Радист     Снято: 15 марта 2011
7. Иванов Дмитрий     Снято: 23 мая 2009
8. etienne     Снято: 18 мая 2008
9. Андрей Агафонов     Снято: 1 ноября 1995
10. etienne     Снято: 18 мая 2008
11. etienne     Снято: 18 мая 2008
12.
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
13. Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
14. Hramsohran     Снято: 21 сентября 2015
15. Hramsohran     Снято: 18 марта 2015
16. Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы     Снято: 22 февраля 2013
17. etienne     Снято: 18 мая 2008
18. Игорь Демин     Снято: 8 февраля 2003
19. Игорь Демин     Снято: 8 февраля 2003
20. Мунарев Сергей     Снято: 20 мая 2012


  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
May. 12th, 2018 09:48 pm (UTC)
Потрясающе!
Спасибо за обстоятельный и интереснейший рассказ!!!
СПАСИБО!
sergeyurich
May. 13th, 2018 07:56 am (UTC)
Пожалуйста! ))
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com