?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Парское расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки.
    Композиционный центр площади уже в середине 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И.В. Морозов.
    С начала 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26-30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.

1.

  В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85) в традиционных для Шуйского региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816-22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.


  В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села  (в кон. 19 в. на ней работало 125 человек). Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново - Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса.

2.


    С утратой гостиного двора в конце 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 - нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.

  К началу 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов - наличники с пропильной резьбой.

    Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18-19 в. занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша.

3.




4.




5.



    Он состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.

  Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - настоящий шедевр в плеяде региональных приходских церквей конца ХVIII - начала ХIХ века. Время постройки - после 1773 года, но сооружение явно отсылает нас к архитектуре ХVII столетия. Очень выразительны два ряда декоративных кокошников "ступеньками", служащих как бы постаментом для традиционного пятиглавия. Глаз выхватывает и другие интересные детали: одночастную апсиду, имитирующую трёхчастную ("лепестки" внешне разделены колонками, но внутри это один объём), двойные проёмы нижнего ряда слухов колокольни, приделы, близкие по форме интерьера к овалу, но снаружи оформленные как восьмерики, в тон восьмигранному колоколенному столпу. Пучки тройных колонок на углах фасада выдают влияние раннего барокко. Частично сохранилось внутреннее убранство: чугунные плиты пола и росписи ХIХ века, выполненные местными мастерами так называемого шуйско-палехского круга. Фрески, по признаниям специалистов, отличаются высоким уровнем мастерства.

6.




7.




8.




9.




10.



  Вторая церковь - Вознесенская - играет в комплексе подчинённую роль, но как играет! Стой она отдельно, может быть, и не произвела бы ровным счётом никакого впечатления: маленький четверик, да крохотные шатрики в эстетике псевдорусского стиля. Но как угадано сочетание форм и пропорций с Предтеченской церковью! Как раз тот случай, когда два разновременных храма благодаря таланту зодчих создают не просто комплекс, но ансамбль, совместное архитектурное звучание. Здания, ни мало не повторяя друг друга, тем не менее прекрасно друг друга дополняют; убери одно, второе немедленно проиграет даже при всех своих художественных достоинствах. Если соседнее Васильевское - образец грандиозного размаха, то Парское - пример того, как можно чувствовать прекрасное, не выходя за рамки "средней формы".


11.




  Источники:

  1. Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, № 51, с. 16-17. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука. 2000, с. 181-184.
    2. Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.

    Фотографии взяты отсюда: http://sobory.ru/_i/logo.png
 
    Авторы фотографий:


    1. Василий Шелёмин     Снято: 14 октября 2009
    2. Александр_А     Снято: 22 мая 2013
    3. uchazdneg     Снято: 14 апреля 2014
    4. Черниховский Дмитрий     Снято: 12 июля 2009
    5. Александр Богданов     Снято: 2 июля 2007
    6. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 5 октября 2013
    7. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 5 октября 2013
    8. Александр Богданов     Снято: 7 апреля 2007
    9. Турбаев Роман     Снято: 15 июля 2017
    10. uchazdneg     Снято: 14 апреля 2014
    11.
Фото из журнала "Русская иллюстрация".

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com