?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Известно, что в 1628 году в дворцовом селе Быково имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако деревянные постройки, как правило, не очень долговечны. В 1704 году в селе Быково возвели новый, теперь уже каменный, Христорождественский храм с колокольней. Прошло полвека, и село пожаловали генерал-губернатору Москвы Михаилу Михаиловичу Измаилову. Он был одним из фаворитов Екатерины II и участвовал в заговоре против Петра III.
    По легенде, однажды Екатерина навестила чету Измаиловых и была изрядно удивлена скромностью их имения. Отвечая за строительство в Москве, он, безусловно, был знаком с лучшими архитекторами своего времени. Вот и пригласил обустраивать свою усадьбу именитого В.И. Баженова.
    В процессе переустройства усадьбы Измаилов овдовел. В память о жене он решил возвести в селе и новую церковь, тем более что старая к тому времени сильно обветшала. На строительство ушло почти девять лет, и в 1789 году в Быково появилась двухэтажная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.


1.



    Отметим, что храм сменил посвящение. Христорождественским - в память о предыдущем храме - остался престол в нижнем алтаре. Нестандартные архитектурные решения и нехарактерный для русского зодчества декор многие объясняют тем, что и заказчик и архитектор, похоже, симпатизировали масонам. Поэтому в оформлении церкви они якобы решили зашифровать символику "вольных каменщиков". Храм, облицованный белым камнем, был обнесён такой же белокаменной оградой с деревянными решётками и обелисками. Забегая вперёд, стоит отметить, что эту красоту уничтожили в 1938 году.




  Краевед А.Т. Саладин писал в своём путеводителе: "Первое, что встречается при въезде в село, - красивая готическая церковь. Стрельчатые окна, пилястры, устремлённые в высь башенки, всё это необычно по сравнению с округлыми формами наших национальных храмов и, пожалуй, даже как-то неуместно на фоне бескрайних полей и лугов...".


2.




3.



  Владимирский храм уникален своим планировочным решением: центральная часть сооружения имеет овальную форму. При церкви возвели две колокольни - одну под звон (на ней повесили семь колоколов), вторую - под часы, водрузить которые так в итоге и не получилось. В первой половине расширили трапезную. В 1838 году заключили договор с архитектором И.Т. Таманским на строительство отдельно стоящей колокольни. На том месте, где она сейчас располагается, раньше был сад, однако со временем он выродился...

4.




5.




6.



    На строительство колокольни ушло без малого полвека, своими формами она напоминает псевдоготический храм, в подражание архитектуры самой церкви. Представление о внутреннем убранстве Владимирской церкви можно получить из описи, датируемой серединой ХIХ века. Из документа следует, что в нижней холодной церкви был "иконостас каменный, отделанный под мрамор". Царские врата были деревянные, украшенные резьбой. Слева от них находилась Казанская икона Божией Матери в древнем серебряном окладе. Позже в предалтарной части храма появились ещё два образа - Владимирской Божией Матери и Николая Чудотворца - подарок царя Николая I. Роспись интерьеров началась в 1912 году по инициативе прихожан Владимирской церкви, закончить работы до революции так и не успели. Нынешняя стенопись - частично восстановленное старое, частично сделанное заново.


7.




8.



  После Октябрьской революции усадьба Быково разделила участь большинства других частных имений. Какие только организации не занимали эти шикарные залы и Владимирскую церковь - и мастерские, и школа подрывников, и приют для сирот красноармейцев... Одно время в храме "квартировала" пошивочная мастерская. До неё помещение более ста лет исправно отапливали калориферы. Конечно же, никто не удосужился найти специалиста, разбиравшегося в сложной калориферной системе, предпочли установить простые буржуйки, которые чадили так, что дым буквально, выедал глаза работницам... В конце концов швейную фабрику закрыли, а храм приспособили под склад Управления кинофикации. Однако через некоторое время здание вообще заколотитили, а надгробия с расположенного вокруг храма кладбища, где некогда хоронили именитых горожан, растащили. Позже в Быково разместили санаторий для больных туберкулёзом так называемой внелёгочной локации. Восточную часть парка тогда застроили жилыми домами и гаражами, тем самым нарушив связующую нить "усадебный дом - церковь".

  К началу шестидесятых годов прошлого века появилась надежда, что власти наконец-то возьмутся за детальную реставрацию бывшей усадьбы и церкви. Тогда постановлением Совмина РСФСР главный дом-дворец, беседку на острове, парк и пруды, а также Владимирский храм вместе с колокольней и оградой включили в список памятников общероссийского значения. Через несколько лет трест "Мособлстройреставрация" начал восстановительные работы. К этому времени церковное здание было отдано отделу культуры горсовета Жуковского. Храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушились. Однако горсовет планировал открыть здесь музей В.И. Баженова, выставочный зал и зал камерной музыки. Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу. В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок и в ней с 1989 года проводятся регулярные богослужения.


9.




10.



  Владимирская церковь в Быково - один из ярчайших приёмов русской псевдоготики, "романтического течения" в отечественном зодчестве. Следуя "готической" традиции, зодчий использует редкий для русской архитектуры приём, строит храм с двумя колокольнями. Профессор архитектуры А.С. Щепкин писал: "Этот тип повторял католические образцы, где парные колокольни укоренились ещё в средневековье, пропали в Возрождение и снова возникли в эпоху барокко. Их появление в России вряд ли было вызвано прокатолическими настроениями архитекторов или заказчиков, это была, скорее, безразличная к конфессиональным проблемам ориентация на западные образцы. Зодчий видел здесь чисто архитектурную тему, котрую он развивал тем или иным образом, а православный заказчик не видел здесь вероучительной проблемы, из-за которой следовало бы препятствовать появлению такого типа постройки..." Здесь нет ничего характерного для православного храма. Острые гранёные пинакли, окружающий купол треугольный фриз, как бы намекающий на готические щипцы, под крестами яблоки-шишки, да и сами кресты специфической формы - с диагональными лучами и акцентированным центром, напоминающие о символике масонства. Стрельчатые арки - элемент, характерный для готической или романской архитектуры, так же как и барельефные изображения святых, крупная кладка... Кстати, кладка, точнее облицовка, - это как раз самый, пожалуй, "русский" из строительных материалов - белый камень. Форма башенок-звонниц навеяна "псевдоготикой". Купольное завершение никак не готическое, это дань барочной составляющей в архитектуре храма. Купольное завершение имеет и сам храм, хотя там нехарактерные для готической традиции округлости замаскированы пинаклями, фризом и прочими "остротами".

11.




12.




13.



    Отдельно стоящая колокольня появилась в 1830-е гг., когда псевдоготикой уже не увлекались. Тем не менее было очевидно, что просто приставить к такой церкви что-нибудь ампирное или русско-византийское - значит испортить памятник. Архитекторы пошли на хитрость, добавив простой по сути колокольне декоративных элементов, напоминающих убранство Владимирской церкви, этакая "псевдо-псевдоготика". На самом деле видно: обводы стрельчатых проёмов мягче, пинакли - лишь рельеф, декор откровенно вторичен... А что останется, если его убрать? Правильно - ампир в чистом виде. Церковь двухэтажная; как и многие усадебные церкви, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и "холодный" летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освящённый во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний. У него низкие своды, четырёхугольные несущие столпы, в потолочных плафонах - росписи на евангельские сюжеты. Завершает перспективу нижнего храма простой и невысокий трёхъярусный иконостас.

14.




15.



  Источник:
    Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №226, 2017 г.


  Фотографии взяты отсюда: http://sobory.ru/_i/logo.png
    Авторы фотографий:
    1. Турбаев Роман     Снято: 5 апреля 2015
    2. Pashkin   Снято: 1 марта 2014
    3. evg.izmailov     Снято: 15 августа 2011
    4. Олег     Снято: 4 мая 2007
    5. Олег     Снято: 4 мая 2007
    6. Турбаев Роман     Снято: 5 апреля 2015
    7.
Турбаев Роман     Снято: 5 апреля 2015
    8. Елена Kashe     Снято: 28 февраля 2015
    9. Андрей Агафонов     Снято: 1 марта 1998
    10. Андрей Агафонов     Снято: 1 марта 1998
    11. Pashkin     Снято: 1 марта 2014
    12. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 5 января 2013
    13. Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы     Снято: 24 июля 2011
    14. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 15 октября 2016
    15. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 15 октября 2016


  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
May. 23rd, 2018 07:52 pm (UTC)
Такое богатство!
Вложить бы средства, да довести до ума - ведь сокровище же!!!
sergeyurich
May. 24th, 2018 02:07 pm (UTC)
А сколько еще таких сокровищ в России!!!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com