?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Иосифо-Волоколамский монастырь - выдающийся памятник русского зодчества 16-17 веков.
    Монастырь основан в 1479 году видным церковным деятелем Иосифом Волоцким (Иван Санин) (1439-1515), главой "иосифлян", выступавшим против учения "нестяжателей", отрицавших права церкви на владение материальными ценностями. Он обосновал самодержавную власть московских государей и приобрёл поддержку со стороны Великого князя, оказавшего значительную помощь в монастырском строительстве. Монастырь был одним из крупнейших хранилищ древней иконописи, шитья, рукописей. С 1484 года и до начала 16 века здесь неоднократно работал известный московский иконописец Дионисий (1440-1502). С постройки каменного собора в 1484-1486 годах начался процесс постепенной замены прежних деревянных зданий кирпичными, завершённый возведением в 1543-1566 годах крепостных стен с боевыми башнями. Этот оборонительный пояс выдержал в начале 17 века польскую осаду, но получил при этом повреждения и к середине века обветшал. С 1670-х по 1690-е годы монастырский комплекс коренным образом перестраивался с сохранением старой планировки. Вновь созданный ансамбль, похожий на сказочный город, - один из красивейших в русском зодчестве.

1.


  В годы Великой Отечественной войны многие здания монастыря пострадали от варварства немцев. Взорвана многоярусная колокольня 15-17 веков, имевшая для ансамбля важное композиционное значение. Уцелело лишь основание восьмигранного столпа постройки 1490 года. Восстановление монастырских сооружений начато в 1956 году.


  Успенский собор выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина и на царские пожертвования. Заложенный в 1688 году, как полагают некоторые исследователи, на месте собора 15 века, он вчерне был закончен в 1692 году. Внутренняя отделка затянулась до 1696 года. Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Семёновича Мымрина (вт. пол. 17 в. - нач. 18 в.).


2.




3.




4.



    Четырёхстолпный пятиглавый собор крестовокупольного типа с трёхчастным делением фасадов, завершённых закомарами, поставлен на высокий белокаменный подклет. С трёх сторон он имеет двухъярусные галереи со сводами. Над апсидами помещается ризничная и казённые полаты, куда ведут лестницы в толще алтарных стен. Зодчество собора носит переходный характер. При традиционной общей концепции детальная обработка выполнена в стиле московского барокко. Четверик под закомарами и восьмигранные барабаны опоясаны фризом полихромных ценинных изразцов "павлиное око", заказанных у известного московского мастера Степана Иванова (Полубеса). Очень хороши оконные решётки и прорезные золочёные кресты, купленные в Москве. В соборе стоит современный ему великолепный резной ажурный иконостас работы Евсевия Леонтьева. В его верхнем ярусе имеются иконы 1690-х годов, выполненные Фомой Потаповым и Василием Потаповыми. Возможно, в подклете собора сохранились настенные росписи 17 века.

  Святые ворота с Петропавловской надвратной церковью сооружены зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.) в 1679 году. Кирпичное двухъярусное здание в основании прорезано различными по величине проемами проездных ворот и калитки. Второй ярус занимает маленькая бесстолпная церковь, завершённая ярусами кокошников и пятью кирпичными главами, стоящими на сомкнутом своде. Храм с трёх сторон окружён сводчатой галереей на фигурных столбах. Внутрь помещения ведут резные белокаменные порталы. Сохранился пол из керамических плит. Замечательно декоративное убранство. Наряду с кирпичными богато профилированными карнизами и оконными наличниками в нём широко использована поливная керамика. Полихромные изразцы заполняют фризы и сплошь покрывают полуколонны, обрамляющие проездные арки ворот и калитки. На фасадах и порталах церкви имеются остатки многоцветной раскраски.

5.




6.



  Трапезная палата с Богоявленской церковью - одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.).Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.

  От настоятельского корпуса 17 века, помещавшегося справа от ворот, осталась лишь небольшая часть. В основном корпус капитально перестроен в конце 18 века.

7.




8.




9.




10.




11.




12.



  Кирпичные стены и башни монастыря возведены во второй половине 17 века на месте разобранных укрплений 16 века. От последних сохранились лишь два северных прясла. План строительства, характер и констркукции сооружений разработал в 1645 году известный мастер Иван Неверов. Крепость предполагалось строить по образцу "города" московского Симонова монастыря. Создание крепостного ансамбля принадлежит талантливому подмастерью каменных дел Трофиму Игнатьеву, насытившему предложенную схему живым художественным содержанием. Его творчеству принадлежит шесть башен, выстроенных последовательно с 1677 по 1688 год: многоярусные Никольская, Воскресенская, Петровская, круглая Старицкая, квадратная проездная Германова и Кузнечная, а также прясла стен между ними. Две последние башнии сразу получили кирпичные шатровые завершения. Тесовые шатры остальных башен заменены каменными лишь к концу следующего столетия. Тогда же была перестроена от основания седьмая Безымянная - башня середины 17 века. Стены с тремя ярусами боя первоначально имели двускатное тесовое покрытие. Аркада по боевому ходу стен с металлической кровлей устроена в 18 веке. Мощные оборонительные сооружения обладают выразительным силуэтом и редкой красотой декоративной обработки. Тело башен украшают разнообразные узорные выкладки кирпичного "штучного набора" и многочисленные ширинки с цветными изразцами.

13.




14.




15.




  Источник: Подъяпольская Е.Н. "Памятники архитектуры Московской области". 1975.


  Фотографии взяты отсюда: http://sobory.ru/_i/logo.png
    Авторы фотографий:

    1. Илья Смирнов     Снято: 29 января 2012
    2. Олег     Снято: 5 ноября 2007
    3. Андрей Агафонов     Снято: 1 мая 1999
    4. Олег Трегубов     Снято: 7 июня 2014
    5. Тимофей Черепанов     Снято: 27 марта 2009
    6. Людмила Будылина     Снято: 11 августа 2010
    7. Илья Смирнов     Снято: 29 января 2012
    8. Сергей и Маша Поповы     Снято: 9 апреля 2010
    9. uchazdneg     Снято: 15 марта 2007
    10. Андрей Пономарев     Снято: 31 мая 2003
    11. Ольга Бабанова     Снято: июль 2001
    12. Илья Смирнов     Снято: 29 января 2012
    13. Андрей Косоножкин     Снято: 25 сентября 2017
    14. Андрей Косоножкин     Снято: 25 сентября 2017
    15. Тимофей Черепанов     Снято: 1 апреля 2007


  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com