?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"НЕБЕСА" (часть первая)

    .Одним из самых впечатлительных артефактов старой Руси, сохранившихся до наших дней на Русском Севере, безусловно являются расписные "небеса" деревянных церквей и часовен. Когда то их было достаточно много ( так Татьяной Михайловной Кольцовой было выявлено 87 храмов, перекрытых "небом" в Вологодской, Архангельской, Мурманской областях и республике Карелия, но кроме этого подобные забранные досками потолки встречались и в Московской области и в Новгородской), сейчас их количество много меньше, да и оно постепенно уменьшается.




    Надо сделать оговорку, что не всегда такое перекрытие украшалось росписями, подчас доски лишь красились или на них наносились простенькие звёздочки, но в данной заметке разговор пойдёт конечно о потолках "зело преукрашенных". Таких осталось ещё меньше- в Мурманской области- одно, в Карелии- два, в Архангельской области десятка полтора. Остальные живописные комплексы разобраны и перевезены в запасники музеев, что-то украдено, а что-то обсыпалось и истлело. Сейчас, продолжая эту интересную иконописную традицию, в новых храмах стали появляться "небеса" расписанные современными художниками ( Водлозеро, Колодозеро), где то вместо старых досок помещают их фотокопии ( Почозеро, Порженское), но в иллюстрациях я приведу только подлинные иконописные комплексы.




    #
    "НЕБО"- это особой формы конструкция потолочного перекрытия, представляющая из себя пологую многогранную пирамиду, радиальные грани которой возвышаются от краёв к центру, где упираются в центральное "замковое" кольцо или прямоугольник. Самые ранние достоверно известные примеры таких перекрытий датированы 17 веком. Тем не менее Б.В.Гнедовский предположил , что появление подобных "небес" надо отнести к 14 веку, ибо роспись купола каменного храма в Карие Джами (христианский храм Хора построенный и расписанный после прихода к власти Палеологов в Стамбуле (Константинополе) в 1315-21 году) поразительно напоминает росписи "подвесных потолок" Русского Севера: "...мотивы византийского искусства оказались привитыми к могучему дереву искусства древнерусского, именно на новгородской почве. В 14 веке Новгород мог стать местом рождения нового художественного приёма, безмерно обогатившего внутренние пространства деревянных церквей северо-запада Руси".




    Сходство построения живописных композиций действительно потрясающее, но "похоже" это не всегда "вытекает одно из другого". Во первых уже в 1453 году турки захватили Константинополь и замазали фрески в церкви Карие Джами, обратив её в мечеть, во-вторых примеров "небес" до 17 века неизвестно и преемственности найти невозможно. Похожесть вызвана в первую очередь конструктивной особенностью купола византийского храма - гуртовым, где каждая из фигур ангелов отделена от другой выступающей гранью, точно так же как каждая грань "неба" отделена от соседней несущей балкой.



    География распространения храмов в которых было подобное потолочное перекрытие не так уж и велика, более того в областях где они встречались зоны их распространения были локальными. Так в Архангельской области зафиксировано 55 храмов с "небесами" ( в районе Кенозеро-15, в Поонежье-32, в Поморье-4, на Северной Двине-4), в Карелии было 22 таких памятника, в основном в Заонежье и Пудожье, в Вологодской области 9 "небес" на территориях западных- тяготеющих к Обонежью, в Мурманской области только Успенская церковь 1674 года в Варзуге имеет такое перекрытие. Если посмотреть на карту церковных епархий 17-18 веков то легко заметить , что абсолютное большинство таких потолков находятся на территории Новгородской епархии, а точнее на территориях Каргопольского, Холмогорского и Олонецкого викарств. Лишь несколько памятников возникли на территории Вологодской епархии.




    Для лучшего понимания вопроса придётся совершить небольшой исторический экскурс во времена оные - когда началась русская колонизация северных земель доподлинно неизвестно, но общепризнанно, что начало ему положили новгородцы в 10 веке (хотя поселения славян достигших южных границ тайги датированы археологами 6 веком - поселения по рекам Чагодоще, Кобоже, Колпи, Мологе), когда Господин Великий Новгород, испытывавший потребность в товарных ресурсах начал снаряжать разведывательно-захватнические экспедиции к морю Студёному. Алчные и жестокие ушкуйники быстро установили среди немногочисленных местных аборигенов ( лопи, корелы и чуди) власть Новгорода и обложили их данью. Конечно местное население оказывало завоевателям сопротивление- случались даже кровопролитные битвы, но борьба их оказалась безуспешной. Стоящие на более низкой ступени развития чудины наверняка не были уж такими агнцами божьими, хотя быть может и ужасы про них написанные это лишь напраслины («Древнейшие люди сего края - поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умервщляли»).

    Вслед за ушкуйниками двинулись промысловики и купцы, цель которых заключалась в добыче различных местных ресурсов и в первую очередь пушнины. О крестьянской колонизации разговора тогда не шло, но земли были уже поделены меж новгородских бояр. С века 14 начинается новый этап освоения этих земель - монастырский и крестьянский. Земли там было вдоволь, конфликтов с местным населением из за неё не возникало, ибо аборигены не занимались сельским хозяйством, а добывали пропитание себе охотой и рыбалкой. Но земля хоть и была свободной, да давно уже кем то поделена, так основатели Соловецкого монастыря имели конфликт с "боярскими рабами", которые приплыли к острову и гнали иноков со словами: "остров по отечеству наследие наших бояр".

    Крестьяне приходили небольшими "дружинами" и садившись на удобные для земледелия участки несколькими семьями, образуя так малые починки. С увеличением семей, с приходом новых членов общины увеличивались до дюжины "другов". Общность нескольких таких поселений образовывали волостки со своими столицами - погостами. Для религиозных нужд строились небольшие часовни, а ежели и возводили клетские церкви то по причине малолюдности прихода совсем небольшого размера (Лазаревская церковь Муромского монастыря, Церковь Ризоположения в дер Бородава, Георгиевская в Юксовичи), да и было этих приходов всего ничего - "В Поморском краю, в Олонецком уезде по писцовым книгам в 1582 году было 35 церковных приходов, вместе с монастырскими церквами. Между тем этот уезд обнимал кругом около 5895 вёрст... Следовательно на каждый приход приходилось средним числом по 672 версты в окружности".




    Ситуация несколько изменилась с победой в междоусобной войне Московского княжества и присоединении к нему всего Заволочья. Москва "извела" новгородских бояр и освободила население их "боярщин", переведя их в "сирот великого государя московского". Входили туда и "холопи боярские" и "примученные" ими инородцы. То есть по сути ничего не изменив в положении крестьян их перевели из боярских в черносошные (государственные). Тем не менее этим общинам были переданы значительные свободы по самоорганизации, что привело к образованию "миров" с системой самоуправления.

    Тогда же северные земли начали заселяться переселенцами из волго-окского ополья (низовая колонизация) - людьми бежавшими и от власти государевой и от постоянных набегов кочевников в земли более спокойные. К сожалению земля Поморья никак не могла похвастаться урожайностью, но это компенсировалось богатствами, которые давали лес и водоёмы.
    С 17 века на территории Русского Севера и Корелы начали происходить значительные изменения-обеспокоившись постоянные нападениями "каянских немцев" (Швеция и Дания) правительство решило обезопасить северные территории, а так же единственные морские границы и порты государства, соорудив там цепь оборонительных сооружений и крепостей. В качестве оплотов решено было использовать и монастыри, поощряя которые, руками местных крестьян и обетников, возводило крепостные стены. Наряду с этим территории эти всё более вовлекались в социально-экономическую жизнь государства, поощряя развитие промыслов, торговли, солеварения. Нельзя забывать что через беломорские порты шёл практически весь импорт и экспорт Руси. Транзит товаров требовал и большого количества рук и давал приличный заработок. Всё это скачкообразно увеличивало количество местного населения и соответственно приводило к интенсивности культового строительства.




    Уже в начале 18-го века Новгородская епархия уступала по количеству церквей (около 1300) и монастырей (более 100) лишь патриаршей области. По переписи 1710 года в Вологодском уезде было 44 монастыря и 484 церкви, в Архангельске с уездом - 14 монастырей и 178 церквей, в Белозёрске с уездом - 16 монастырей и 355 церквей.




    Бурное культовое строительство, увеличение численности приходов привело к поиску новых архитектурных решений и увеличению внутренних объёмов церковных строений. На смену небольшим клетским постройкам пришли шатровые, сначала "восьмериком от пошвы". а с первой половины 17 века и "восьмёрик на четверике".
    После Никоновских реформ и введённых им ограничений на одноглавые шатровые завершения храмов, северные плотники выработали новые формы покрытий церквей, что привело к появлению и распространению храмов "кубоватых", многоглавых, "на каменное дело" и "шатёр на крещатой бочке". Вместе с увеличением внутренних объёмов росла и высота зданий, ибо русские именно высотность воспринимали как признак красоты и символ движения "вверх - к горнему".




    Но увеличение высоты помещения приводило к тому, что над кафоликоном возвышалась громада открытого сруба, что во первых было некрасиво, а во-вторых безмерно увеличивало кубатуру помещения, которое становилось нереально протопить (в случае если церковь была зимняя). Перед народными зодчими встала проблема с которой ранее они не сталкивались - необходимость перекрывать порой огромную площадь (до 12 метров от стены до стены) и решение ими было найдено - тот самый "фальшивый" потолок, который представляет из себя лёгкую распорную конструкцию, без подвесов удерживающую собственный вес. Так появились "небеса".




#
Автор текста и фотографий Николай Телегин (г. Курск).
Окончание следует.

Отредактировал текст (и исправил некоторые неточности) Сергей Воробьев.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com