?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Знаменский храм в Дубровицах - уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? "Построено в России" ведь не гарантирует "русскости".
    Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название "голицынского барокко".


1.




    Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий - понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он - во многом искусственный. "Голицынское барокко", в отличие от того же "нарышкинского", не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль - это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое "петровское барокко" с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с "голицынским" казалось более русским - в нём сохранились традиционная планировка "храма-корабля", знакомая композиция "восьмерик на четверике". Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него - на итальянский Ренессанс.




    Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика - в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь.


2.




    В итоге развития на нашей почве "голицынское барокко" не получило, и это результат закономерный.
    Ярчайшие примеры этого стиля - храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово.
    Знаменский храм оригинален в плане - он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно "закамуфлированный": с каждой стороны к нему "примыкают четыре апсиды - каждая трёхлепестковой формы.


3.




    План распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц" ("Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства" В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами.


4.




5.




6.




    Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения - от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее - чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны - это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.


7.




8.




9.



  Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь - она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное - скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская "реплика" в 1703 году смотрелась более чем смело.

10.




11.




12.




13.




14.




15.



  Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они - небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей - Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно - его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.


16.




17.



    Высота Знаменского храма с куполом - свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно - ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его "иностранном происхождении" у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма - чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.


18.




19.




20.




21.




22.



  Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: "Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях".

    К слову о регистровости композиции". Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы "башни" Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под "башней" помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Распятие Христово". В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - "Господь Саваоф". Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи.

    Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.


23.




24.




25.




  Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 92, 2014 г.


  Фотографии взяты отсюда: http://sobory.ru/_i/logo.png
    Авторы фотографий:

    1.
Pashkin     Снято: 15 июня 2013
    2. Ярослав     Снято: 12 июня 2006
    3. Валерий Пчелинцев     Снято: 30 марта 2003
    4. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    5. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    6. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    7. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    8. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    9. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 24 октября 2017
    10. KotelnikovR.     Снято: 3 июня 2017
    11. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
    12. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
    13. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
    14. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
    15. Юрий Булкин     Снято: 12 декабря 2015
    16. oldboy     Снято: 7 октября 2012
    17. Людмила Будылина     Снято: 10 августа 2009
    18. Архиповы Маргарита и Владимир     Снято: 12 декабря 2015
    19. Юрий Булкин     Снято: 12 декабря 2015
    20. Юрий Булкин     Снято: 12 декабря 2015
    21. Лариса Седова     Снято: 24 августа 2008
    22. Лариса Седова     Снято: 24 августа 2008
    23. Gardener     Снято: 1 июля 2005
    24. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
    25. Hramsohran     Снято: 1 мая 2017
 


    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
danitta
May. 23rd, 2018 06:17 pm (UTC)
очень необычное для православной церкви, но оч. красивое строение
sergeyurich
May. 24th, 2018 01:47 pm (UTC)
Да, эта церковь изумительно хороша! И если не знать, что она находится в России, то и не подумаешь.
akatov99
May. 25th, 2018 09:54 am (UTC)
Познавательно написано.
Здесь детали интереснее целого(напоминает мексиканскую архитектуру).
sergeyurich
May. 25th, 2018 11:51 am (UTC)
Вадим, я не слишком хорошо знаком с мексиканской архитектурой. И у меня эта церковь вызывает ассоциации скорее с Цвинглером в Дрездене.
akatov99
May. 25th, 2018 12:16 pm (UTC)
Согласен, напоминает Цвингер(рококо).
В рококо детали(скульптура, лепнина, цвет,...) важнее силуэта.
sergeyurich
May. 25th, 2018 12:44 pm (UTC)
Насчет рококо это верно!
ignaciodeloyola
Jun. 1st, 2018 12:01 pm (UTC)
Очень красивая церковь!
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com