?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  ПРО ШКОЛУ (воспоминания учителя)

  Когда же еще не вспоминать о школе, как в конце мая, когда уже прозвенели «Последние звонки», выпускные вечера еще впереди, а между ними долгая и для многих вызывающая ночные кошмары экзаменационная сессия.

  Вот и я, учитель с 23-летним стажем, решил немного предаться воспоминаниям.
    Надеюсь, они вам будут интересны.





  Побудительным мотивом к написанию этого небольшого поста стала моя недавняя и неожиданная встреча с одним из моих учеников, закончившим школу в 2000 году.

  Впрочем, лучше расскажу обо всем по порядку.




  В последние годы ХХ века в одной из московских школ учился некий молодой человек (назовем его Ваней Ивановым), любимым занятием которого на всех без исключения уроках было спать за последней партой. Все попытки учителей пробудить у Вани хоть какой-нибудь интерес к своему предмету разбивались об его сонную физиономию и полнейшее равнодушие к тому, что двойки классном журнале напротив его фамилии и в его дневнике (тогда еще, как вы понимаете, электронных журналов и дневников не было) размножались быстрее, чем австралийские кролики.




  Но у Вани была мечта!
  Он хотел стать не каким-то там менеджером или бухгалтером-экономистом. Ему на уроках снилось, как он – доблестный сотрудник правоохранительных органов во всю силу борется с преступностью (криминальный беспредел 90-х годов, надеюсь еще помните?). Ваня мечтал поступить - ни больше, ни меньше -  в Академию МВД, а потом, после ее окончания, работать не в обычном отделении милиции в качестве участкового, а оперативником в МУРе.

    Видимо, киношный образ бравого капитана Глеба Жеглова, начальника Отдела по борьбе с бандитизмом из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», серьезно повлиял на формирование планов на будущее нашего Вани.







  А может быть, у него вызывали отторжение сериалы 90-х годов, романтизировавшие криминалитет?
    Не знаю. Вечно сонный Ваня никому из учителей не раскрывал, почему именно в МУРе  он видит свое предназначение.


  Но для воплощения в жизнь своей мечты Ване нужно было для начала хотя бы получить аттестат.
    А вот с этим были ну очень большие проблемы! Тогда ведь не было еще никакого ЕГЭ, хотя выпускники уже имели право сдавать экзамены лишь по тем предметам (кроме обязательных для всех русского языка и математики), которые им необходимы для поступления в выбранный ими вуз. Но сдавать устно, по билетам, перед комиссией.  Вот нашему герою и пришлось сдавать историю и обществознание.

    И вот тут он нарвался на тогда еще молодого и принципиального учителя – Сергея Юрьевича, который ну никак не соглашался ставить «тройку» только чтобы избавить школу от нерадивого ученика.







  На экзамене по истории Ваня, отвечая по вопросу билета «Отечественная война 1812 года», не знал не только кто такие Кутузов и Наполеон, но даже не имел представления, в каком году была эта самая война (это не анекдот, уверяю вас!).





  Вторым вопросом билета была «Раздробленность Руси в XII - начале XIII века».
  Ваню все-таки нужно было как-нибудь вытащить на «тройку», ведь он сдавал экзамен уже в третий раз.
  Задаю вопрос: «Кто из князей считается основателем Москвы?» (Учитывая, что совсем недавно, в 1997 году в Москве широко отмечалось 850-летие Москвы, я наивно полагал, что не ответить на этот вопрос ну просто никак невозможно).






  Ответ же был таким: «Какой-то мужик, не помню точно…».
  Подсказываю изо всех сил: «Ну, хорошо, а как этого мужика звали?»
  В ответ недоуменное молчание.
  Моя последняя попытка помочь: «Имя этого князя было таким же, как имя моего отца».
  Ответ: «Сергей Юрьевич, я же с вашим отцом не знаком!!!».


  Через два дня наш герой Ваня пытается с третьей попытки сдать экзамен по обществознанию. Там уже не до билетов («тройку»-то все равно нужно как-нибудь поставить).

  Спрашиваю: «Назови любую страну, имеющую федеративную форму государственного устройства».
  Ответ: ???
  «Ладно, я сам назову. ФРГ. А как будет полностью?»
  И тут у Вани наступает миг просветления. Он твердо и четко отвечает: «Ну, это-то я знаю! ФРГ – это Фашистская Республика Германия!».






  Экзаменационная комиссия просто сползла под стол от этого «замечательного» ответа…


  Ваня получил аттестат.
    Хотя я в протоколе отказался расписываться за его липовые «тройки».



Прошло 18 лет.

  И вот, на днях, возвращаясь с работы, в троллейбусе вижу некого молодого мужчину, который несколько странно смотрит на меня. Да и мне его лицо показалось смутно знакомым. Три остановки от Марьиной Рощи до Рижского вокзала прошли в переглядывании. И уже при выходе их троллейбуса этот случайный попутчик напрямую спросил: «А вы не Сергей Юрьевич?».
  «Да, он самый», - ответил я.
  «А я – Ваш ученик. Помните меня? Я Ваня Иванов».
  Разумеется, я его вспомнил. Разве такого ученика можно забыть!?
  Разговорились. И вот, оказалось, что мечта Вани полностью осуществилась.
  Он, отслужив в армии, поступил все-таки и закончил академию МВД, а теперь он старший оперуполномоченный в МУРе.

  Вот как бывает!



  Ну а теперь перенесемся в наше время.

  Ученица 11 класса (назовем ее Леной Петровой) очень не любила ходить в школу. Но получить аттестат она все же хотела. А для этого Лене нужно было закрыть так называемые академические задолженности почти по всем предметам, поскольку кроме «двоек» и сплошных букв «н» в электронном журнале напротив ее фамилии больше не было ничего.






  И вот приходит она ко мне сдавать задолженности по истории.
    Я же не монстр какой-то, поэтому задал ей выучить хотя бы то, что связано с Великой Отечественной войной (ведь это должно быть просто в генетической памяти любого нашего человека, не так ли?). На это, кстати, ей была отведена целая неделя.


  Ну а какой вопрос о Великой Отечественной войне можно задать, чтобы гарантированно получить правильный ответ от самого нерадивого ученика? Конечно же, о дате ее начала. И вот я спрашиваю у Лены: «Ответь, пожалуйста, что случилось 22 июня 1941 года?»
  К моему величайшему изумлению, Лена отвечает правильно: «Германия вторглась в СССР».






  Я уже навожу курсор, чтобы поставить ей «тройку» (до сдачи ЕГЭ ведь Лену так или иначе нужно допустить, а там уже все будет зависеть от нее самой; историю ей все равно не сдавать…). Но тут чёрт меня дернул задать уточняющий вопрос: «А где именно это произошло?»
  Я-то рассчитывал получить заученный ответ, вроде «на протяжении всей границы от Баренцева до Черного моря». Но с недоуменным видом Лена отвечает: «Как где?! В Москве!»

  Рука моя зависла, а челюсть отвисла.
    «Это как?» - спросил я, вернув челюсть на место, и не получив, разумеется никакого вразумительного ответа, если не считать таковым невинные хлопанья длинными ресницами 17-летней девушки, считающей, видимо, что нападение Германии на СССР началось непосредственно из немецкого посольства!


  Дальше мне стало просто интересно, и я начал блиц-опрос.
- В каком году была битва на Курской дуге?
- В 1941.
- Когда Гитлер подписал план «Барбаросса»?
- В 1945 году.
- Месяц уточнишь?
- В августе.
- Кто со стороны Германии подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии?
- Шлиффен (на уроке, посвященном ПМВ, она, как видно, была, поэтому и запомнила это имя).
- А когда закончилась Великая Отечественная война?
\- В августе 1945 года во Вьетнаме.
- А причем здесь Вьетнам?
- Ну как же, Вы ведь задали про Великую Отечественную войну…

  Как тут не вспомнить учителя истории из фильма «Доживем до понедельника» в исполнении Вячеслава Тихонова: «Вот поставишь ему «два», а потом выйдет из него новый Юрий Никулин, и получится, что я душил таланты!».






  Как вы думаете, поставил ли я желанную «тройку» по истории Лене Петровой?

  Поставил, конечно же, куда деваться несчастному учителю!
    Правда, все-таки заставил ее приходить каждый день и рассказывать о том, что она узнала нового о Великой Отечественной войне. Некоторый прогресс наметился, хотя и небольшой. Так, Лена запомнила, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 8 мая 1945 года (что уже хорошо!), но при этом ответила, что подпись над ним поставил сам Гитлер!


  Я не знаю, что в итоге получится из Лены Петровой, мозг которой практически стерилен.

    Виновата ли школа в том, что выпускница 11-го класса не знает элементарных вещей из школьной программы, если она пропустила 90% уроков?


  Отмечу, что эта самая Лена несколько лет училась не в России, а Монако (впрочем, о том, кто такой Шарль де Голль, она также не имеет представления, как и о том, кто такие Черчилль, Рузвельт и Сталин).

  Может быть, из нее получится прекрасный переводчик с французского языка?  А потом мы будем наблюдать ее в выпусках новостей в качестве пресс-атташе посольства России во Франции?

  Кто знает…





    Как вы понимаете, имена учеников, о которых я здесь рассказывал, условно-вымышленные. Но если они читают мой блог (а многие, как я знаю, читают), то они сами себя узнают. Ведь я ничего не придуиал, а рассказал все как есть.

Сергей Воробьев.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
carina_marina
May. 26th, 2018 03:30 pm (UTC)
С удовольствием прочитала Ваш пост, и поздравляю с Последним звонком!)
Я категорический сторонник жестких отчислений из школы), и считаю, что прекрасно можно жить и работать с 8-летним образованием!
А если надо, человек всегда найдет силы и средства для продолжения учебы.
Все вздыхают, что раньше, до революции дети много работали, не умели читать-писать, что толку, что теперь умеют! Что читают в массе?
sergeyurich
May. 27th, 2018 07:14 am (UTC)
Марина! Благодарю Вас за поздравление!
Совершенно с Вами согласен. Я также считаю, что если человек учиться не хочет, то и заставлять его нет никакого смысла. Не смог нормально закончить учебный год - до свидания! Стране нужны рабочие руки!
Но, к сожалению, ФЗ "Об образовании в РФ" считает иначе. Вот и тянем лоботрясов до 11-го класса, а потом вручаем липовые аттестаты.
В СССР была замечательная система вечерних школ для тех, кто хочет закончить среднее образование без отрыва от производства. Но "благодаря" многочисленным реформам ее уничтожили, как и многое другое.
Помню, как в свои школьные годы серьезно поссорился с девушкой из-за расхождения в литературных вкусах: мне больше нравился Есенин, а ей Маяковский. Сейчас такие споры между школьниками представить трудно.
danitta
May. 26th, 2018 04:29 pm (UTC)
Ужасные истории на самом деле. За оперативника можно порадоваться, конечно, что его мечта сбылась. Хотя, учитывая его уровень знаний, поступить в ВУЗ ему удалось, даже с учетом армейской льготы, скорее всего, не без участия коррупционной составляющей, т.е. его карьера правоохранителя началась с нарушения закона.
sergeyurich
May. 27th, 2018 07:21 am (UTC)
Конечно же, ужасные. Но, к сожалению, типичные.
Но на счет оперативника Вы не совсем правы. Он поступил в Академию МВД спустя пять лет после окончания школы. А за это время, повзрослев, серьезно изменил свое отношение к учебе. Да и в отделе МУРа, специализирующемся на борьбе с нелегальным распространением оружия, дурачка "по блату" держать вряд ли станут.
danitta
May. 27th, 2018 08:08 am (UTC)
ну, если он перестал быть сонным, у него есть от природы логическое мышление (хотя "я не знаком с Вашим отцом" говорит об обратном), ему для оперативной работы не нужны школьные энциклопедические знания вообще. Ему нужны только навыки, необходимые для розыска. Может, в ВУЗе он по профильным предметам хорошо учился.
sergeyurich
May. 27th, 2018 08:14 am (UTC)
Для работы в любой профессии (кроме разве что учителя) энциклопедические знания не нужны.
Но человек ведь не робот, предназначенный для выполнения строго определенных операций.
Я убежден, что знание истории и литературы отличают культурного человека от представителя общей массы потребителей.
akatov99
May. 27th, 2018 11:28 am (UTC)
"Я убежден, что знание истории и литературы отличают культурного человека от представителя общей массы потребителей."
Знание литературы может иметь и практическое значение.
В моем детстве упор в обществе делался на коллективизм, я же был по натуре довольно замкнутым ребенком.
Мне почему-то наскучивали многочасовые игры "во дворе" с убогим набором впечатлений.
Возник когнитивный диссонанс:и школа и родители требовали "друзей".
Но вот наткнулся я на Джека Лондона, на его героев-индивидуалистов.
А далее пошли книги об ученых-одиночках(типа «Охотники за микробами» Поль де Крюи)
Значит я не урод:значит можно и так.
sergeyurich
May. 28th, 2018 10:51 am (UTC)
Я в школьном возрасте тоже очень любил книги Джека Лондона.
ignaciodeloyola
May. 26th, 2018 04:51 pm (UTC)
Потрясающе!
Ну просто замечательно!
Какая же у вас чудесная профессия!
А истории очень примечательные - получается, вышел все-таки толк из ученика, раз помнит Вас, подошел, рассказал о себе, поделился! А Вам - история "в копилку", про "Фашистскую республику Германию")))

И Вам, конечно, сил и здоровья! Новых хороших учеников, внимательных, вдумчивых, любящих предмет! Ну и немножко разных - чтобы было веселее работать) А еще терпения и вдохновения!
И с почти каникулами Вас!)
sergeyurich
May. 27th, 2018 07:25 am (UTC)
Большое спасибо!
Кстати, чаще всего с благодарностью учителей вспоминают именно те ученики, которые в школе числились среди неблагополучных. И это понятно, поскольку именно с такими учителя больше всего возятся, вкладывая в них все силы. А отличники считают, что всего добились сами. Хотя, конечно же, бывают и исключения. В том числе и в моей практике.
ein_arzt
May. 26th, 2018 09:23 pm (UTC)
Сергей, этим постом Вы удовлетворили моё невысказанное любопытство о судьбе бывших Ваших учеников. Спасибо.
sergeyurich
May. 27th, 2018 07:44 am (UTC)
Андрей, за 23 года работы в школе я выпустил уже больше тысячи учеников. Считайте сами: в среднем 60 выпускников в год (а я всегда работал и работаю в старших классах), значит в итоге получается около полутора тысяч. И у всех судьба сложилась по-разному.
Кем-то из них я горжусь, а кого-то считаю своей педагогической неудачей.
Несколько моих выпускников, как они сами говорят, благодаря мне, выбрали для себя профессию учителя истории. Многие успешно закончили юридические и экономические вузы, рассказывая, что на лекциях по истории им в вузах было просто скучно, поскольку они знали намного больше, чем им там рассказывали, а на семинарах пользовались конспектами с моих уроков, поражая своей осведомленностью вузовских преподавателей.
Наверное, самое главное для меня то, что мои выпускники обо мне не забывают. С очень многими я продолжаю общаться спустя много лет после окончания ими школы.
Для учителя нет большей награды чем признание со стороны учеников. Иначе зачем бы я работал в школе? Ведь эта работа совсем не легкая, хотя для человека, который ее любит, самая лучшая. Кстати, работал некоторое время в вузе (и не в одном), но такого драйва как от школы я там не получал никогда.
ein_arzt
May. 27th, 2018 04:12 pm (UTC)
Сергей, спасибо за развернутый ответ.Всегда приятно, когда тебя помнят и ценят то, что было сделано.
sergeyurich
May. 28th, 2018 10:59 am (UTC)
Андрей, не стоит благодарности!
Я всегда отвечаю нормальным комментаторам, тем более из числа тех, кого давно (пусть и виртуально) знаю.
aisulu
May. 27th, 2018 03:50 pm (UTC)
Поздравляю! Как я вас понимаю.... Хотя я преподавала недолго, всего 6 лет, и школа была специальная, при институте Репина, но годы были замечательные. И очень трогает, когда бывшие ученики - теперь такие большие дяди и тёти - кидаются с криком "Айсулу Эркиновна, здравствуйте!". А теперь мы с некоторыми моими учениками уже коллеги. Преимущественно, музейными реставраторами.
sergeyurich
May. 28th, 2018 10:55 am (UTC)
Спасибо!
Вот именно об этом я и говорю!
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com