?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Само слово “изразец” произошло от русского словосочетания “образить здание”. Не удивительно, что в прошлые века изразцы активно применяли для украшения внешних и внутренних покоев зданий, а также печей и каминов. Русское изразцовое искусство и архитектурная керамика существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку — они являются ровесниками крещения Руси. Плитки были найдены в Киеве археологической экспедицией В. В. Хвойко в 1907 году на месте раскопок княжеских палат конца X — начала XI века.Находили изразцы при раскопках Старой Рязани и Владимира XII века.Тогда изразцы активно применялись в декорировании княжеских палат и были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с росписями и рельефами.


Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е годы 17 века.
Преображенская церковь Новодевичьего монастыря в Москве:




    Традиция украшения зданий керамикой пришла на Русь из Византии,тут она была переосмыслена и получила свой собственный колорит и стиль. Ордынское нашествие привело к фактической утрате технологии в городах северо-восточной Руси.Лишь в городах, избежавших ордынского разорения сохранились и развивались подобные ремесла. Одним из таких городов был Псков.




    В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков.
    Интересны керамиды Псково-Печорского монастыря, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты.
    Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты.Отголоски псковской школы керамики видны и на стенах Духовской церкви в Троице-Сергиева монастыря которую возвели псковские мастера в 1477 г. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма и верх барабана, а еще одна лента изразцов украшает алтарные полукружия.


Изразцы Николо-Вяжищского монастыря в Новгороде:





    Изготовление изразцов представляет собой трудоемкий и длительный процесс.
    Вначале делали специальные формы для отображения рельефа картинки. Потом туда укладывалась сырая глина. Для того чтобы на изразцах при сушке не образовывались трещины, приходилось заготовки постоянно перекладывать и увлажнять слишком сухие места. Как только заготовка была просушена, ее обжигали в горячей печи. В результате получалась керамика однотонного цвета с выпуклым рельефным узором. Цветная эмаль варилось отдельно, пока изготавливались заготовки. Потом мастера кисточками из мягкого ворса белки наносили ее на изразцы. Разноцветную эмаль готовили на основе неорганических пигментов. Искусство керамики очень тонкое дело. Итог работы зависел и от самой глины, и от того как были уложены дрова в печи, и от самого рисунка на изразце. Иногда случайная неожиданная помеха была виновницей новой удачной гаммы оттенков, которые придавали особенную живописность сооружениям архитектуры прошлых веков. В то время применяли в основном пять тонов окраски: белый, желтый, синий, зеленый и коричневый. После завершения художественных работ разукрашенный керамический изразец сушили и опять обжигали.


Изразец из Великого Устюга:





    Уже в XV веке изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. В те древние времена деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение.

    Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. Как мы уже заметили, использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древнекиевскими мастерами.


Фрагмент стены Церкви в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове,
постр. 1671 - 1687 г.г. в Ярославле:




    Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен.

    Вторая половина XVII века известна производством терракотовых, зелёных (муравленых) и многоцветных изделий. В Ярославле изразцовое искусство достигает особых высот. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью.


Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках:





Часть отделки стены в Церкви Ильи Пророка в Ярославле:




    Многоцветные изразцы с рельефной поверхностью стали изготавливать в XV-XVI веках в городах, расположенных рядом с Москвой. Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной.В самой столице многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).

    Вероятнее всего, они были выполнены в Калуге, так как изготовлены из светлой желто-розовой глины, которая характера именно для этого производства. По предположениям, богатый купец Никитин вызвал в Калугу мастера из Беларуси, который знал секреты приготовления цветных эмалей. Возможно, в тот период и началось вовлечение мастеров из Беларуси в русское производство изразцов, которое впоследствии расширил патриарх Никон.
    Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре.Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату.
    Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове.


Храм Покрова Богородицы в Измайлове:




    Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма.


Храм Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679):




    На изразцовых керамических плитках стали изображать богатырей, мифических животных, затейливые узоры с цветами. И, как правило, изображение рисовалось на зеленом фоне. Цветными орнаментами опоясывали купола церквей, окна, карнизы, порталы входов в здание.
    Ведущее начало в изготовлении новых изразцов принадлежало мастерам резьбы по дереву, которые изготавливали формы, а цветовые решения выполняли гончары. Чаще всего, изразцы с одним и тем же рисунком имели множество вариантов раскраски. Этот новый вид многоцветных изразцов, которые называли ценинными или фряжскими, как нельзя лучше отвечал вкусам тех времен. Данные изразцы отлично сочетались с пышностью декора культовых и светских зданий "узорочьем", которое широко было распространено в XVII веке.
    Центром древнерусского интерьера во второй половине XVII столетия считалась печь, облицованная изразцами, а одним из основных элементов декора являлись изразцовые украшения церквей и колоколен. Из мастеров, которые в конце XVII в. клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, известным был также "Ивашка Семенов сын Денежка". О выполненных им заказах сохранилось много сведений.





  Продолжение следует...


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com