?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Продолжение.
  Первую часть см.: https://sergeyurich.livejournal.com/1312726.html


    Распространено мнение, что изразцовое ремесло массово появилось в России лишь при Петре I, но как можно убедиться ознакомившись с первой частью статьи - это не так.
    Царь Петр I, как большой поклонник европейской культуры, лишь придал новый импульс этому ремеслу, поспособствовав трансформации технологии производства и художественных форм. Царь был настолько очарован синими голландскими «кахлями» (кафелем), что активно внедрял их в России.


Изразцовая (кафельная) печь в летнем дворце Петра I:




    Петр I при строительстве заложенного им в 1703 году города, лично принимал участие в организации выпуска изразцов для отделки печей нового типа. Так, только для Меншикова дворца на Васильевском острове из Голландии было импортировано 30 тыс. изразцов, полностью декорировавших его интерьеры.
    А еще был Монплезир в Петергофе, дворец Волковых-Юсуповых в Москве и множество русских усадеб с изразцовыми печами по новой моде. Постепенно налаживалось и свое производство кафлей в голландском стиле, то есть поначалу монохромных синих или коричневатых. Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой.




    В 1709 году под руководством двух пленных шведов Яна Флегнера и Кристана в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов:«делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою», но результат чем-то не устроил царя. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле.
    А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. Помимо того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

    Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы Меньшикова поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.


Фрагмент Варвариного покоя.
Меншиковский дворец строился с 1716 по 1722:




    Однако и старая школа долго не сдавала позиций.Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание воздвигнутый устюжанами храм Симеона Столпника, построенный в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов.


Церковь Симеона Столпника (Великий Устюг) середина XVIII века:




    Устюжские многоярусные изразцовые печи украшались многоцветными рельефными клеймами, причем их сюжеты и колористические решения опять-таки имели мало общего с европеизированным стилем-никаких голубоватых голландских мельниц, никаких дымчатых пушек и теряющихся в туманном море кораблей: восточная тяжеловатая пышность, персидское разноцветье и византийское придворовье, – но с особой русской грустной веселостью и оптимизмом.
    Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли голландского образца,но с местным колоритом.


Изразцы печи из Углича. Перв. пол. XVIII в.:




    Стили Москвы и Петербурга вскоре стала различаться. По всей видимости, одноцветная синяя роспись не пришлась по вкусу жителям древней столицы, и мастера решили перейти на полихромию. Где-то в 40-х годах XVIII века в Москве стал складываться новый вид многоцветных сюжетных изразцов с росписью. Такие изразцы изготавливались в середине и во второй половине XVIII столетия в центральной части России. Для росписи этих изразцов использовали 5 цветов глазурей: белую, желтую, коричневую, зеленую и синюю.

    Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.


Основные мотивы росписи калужских изразцов:




    Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза.


Изразцовая печь 18 века - Музей прикладного искусства.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. барона Штиглица:




    После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели. Москвичи в середине XVIII века стали уходить от монохромной росписи, отдавая предпочтение сюжетным изразцам с многоцветной росписью. Такие изразцы имели прямоугольную форму, а для их росписи использовались пять цветов глазури: синяя, зеленая, коричневая, желтая и белая.
Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи, в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.

    Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».

    В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.


    Вообще для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.В декоре интерьера значение изразца снижалось. И хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы.


Изразцовая печь, выполненная калужскими керамистами в 1769 году:





Крестовая палата (Суздаль). Печь с изразцами 18 века:





    В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного набора увеличивается. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.
    В целом XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью.


Юсуповский дворец в Москве:




    Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей.Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов.





    По материалам http://www.russian-mayolica.ru/page/russkiy-izrazec/
    Отредактировал и немного добавил: Сергей Воробьев.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Jun. 15th, 2018 08:40 pm (UTC)
Поразительно!
Очень интересно!
sergeyurich
Jun. 16th, 2018 07:13 am (UTC)
Рад, что Вам интересно!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com