?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


  ПРОГУЛКИ ПО КРАКОВУ
  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    ЛЕГЕНДЫ О ВАВЕЛЬСКОМ ДРАКОНЕ И БАШНЯХ МАРИАЦКОГО КОСТЕЛА



  На своих древних изображениях Краков представлен в виде поселения, примостившегося под застроенным холмом. В самом деле, Вавельское взгорье, средней высотой 20 – 25 метров, некогда круто обрывавшееся с южной стороны в Вислу, всегда главенствовало над краковской панорамой. Люди обитали в вымытых водой пещерах уже в эпоху палеолита. На скалистой вершине, превосходном оборонном пункте, с VI века появляется укрепленное поселение. В IX веке здесь существовал укрепленный «грод», центр племенного объединения вислян, с христианским храмом, как показали раскопки археологов. Позднее Вавель стал резиденцией князей и королей.



  С Вавельским холмом связано немало легенд, наиболее популярной из которых является легенда о вавельском драконе, которую в Кракове вам сможет рассказать каждый польский школьник. Вариантов этой легенды существует несколько, хотя в основном их сюжет один и тот же, за исключением деталей.

  Приведу здесь наиболее распространенную версию.


  Итак, в незапамятные времена в пещере под Вавелем жил ужасный дракон, отравлявший жизнь жителям краковского града. Чем больше он жрал, тем больше требовал от горожан дани, и, наконец, стал охотиться за людьми.
    Местный правитель, князь по имени Крак, разослал по всей округе своих оруженосцев, возвещавших, что любой, кто убьет дракона-людоеда, получит большую награду. Нашлось немало рыцарей смельчаков, но все они погибли в пасти дракона.


  В это время в окрестностях Вавеля жил молодой сапожник Скуба, внимательно наблюдавший за попытками рыцарей одолеть чудовище. Убедившись, что силой оружия дракона не победить, Скуба придумал хитрый способ избавить Краков от монстра. Он зашил в баранью шкуру смолу с серой и подбросил приманку под пещеру дракона. Голодный дракон, почуяв запах барана, полагая, что это очередное жертвоприношение краковян, проглотил приманку. А после этого у него началась огненная отрыжка, поскольку в брюхе чудовища загорелась сера. Дракон побежал к Висле, надеясь, что ему удастся погасить сжигающий его внутренности огонь, и стал пить речную воду. Пил он так долго, что в конце концов просто лопнул. А хитрец Скуба из драконьей кожи сделал множество добротной обуви, которую с немалой выгодой для себя продал на рынке.

  Получил ли победитель чудовища Скуба какую-нибудь награду от князя Крака, или же нет, легенда умалчивает. Не совсем понятным остается также и то, что благодарные жители назвали свой город не в честь спасителя города сапожника Скубы, а в честь князя, вся роль которого в победе над драконом свелась к посылке глашатаев.

  Впрочем, в других версиях этой легенды (в частности, самой древней из дошедших до нашего времени в письменном виде – в «Хронике поляков» , написанной Винцентом Кадлубком в конце XII века)  победителем дракона выступает или сам князь Крак, или его сыновья, только вместо барана в них фигурирует теленок.

  Но как бы то ни было, а следует признать, что поляки хорошо научились создавать туристические достопримечательности практически из ничего, чтобы качать деньги из наивных туристов. Это прямо как история незабвенного Остапа Бендера с пятигорским Провалом в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова: «С какой целью взимаются деньги за вход в Провал? – Чтобы не слишком проваливался…».

  Одна из пещер под Вавелем (у подножия Злодейской башни) была названа «Смочьей ямой» («смок», в переводе с польского – «змий», или «дракон»), рядом в 1970 г. поставили изваяние дракона, ежеминутно извергающего из пасти огонь, и готово – денежки потекли рекой!













  Ну а что, все правильно! Туристам нравится, детишки вообще в полном восторге! Да еще и маленькие статуэтки дракона и магнитики с его изображением раскупаются, как горячие пирожки!


  Ну раз уж речь зашла о краковских легендах, то никак нельзя обойти вниманием и те, что рассказываются о не менее значимой, чем Вавель, достопримечательности Кракова, а именно о Мариацком соборе, точнее, о его двух башнях.
  Итак, легенды о башнях Мариацкого костела.





  Просто невозможно не заметить, что две башни костела в честь Вознесения Пресвятой «Марии-панны», или попросту, Мариацкого костела имеют разную высоту. До нашего времени не дошло никаких архитектурных планов, объясняющих разницу в высоте башен. Зато эту разницу замечательно объясняют местные легенды.




  Первая из них является официальной, она включена во все путеводители по Кракову в нескольких незначительно расходящихся между собой вариантах. Если объединить эти варианты, то легенда гласит о следующем (я здесь добавил лишь несколько исторических подробностей).




  На месте современного костела, являющегося главным городским собором (королевский костел в Вавеле – главный епархиальный храм), ранее была романская церковь, в наследство от которой осталась нерегулярная ориентация здания, отличная от прямоугольной планировки Рыночной площади. Второй костел, стоявший на этом месте, был разрушен во время нашествия Батыя в 1241 г. Таким образом, современная церковь – уже третья здесь по счету.




  Строительство главного объема нынешнего костела началось в середине XIV века, а закончилось в 1397 году, когда главный архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Но башни костела были заказаны еще во времена правления Сигизмунда Стыдливого (1243 – 1279 гг.), то есть, если доверять польским источникам, даже до того, как был заложен сам храм.







  Задачу постройки двух башен взялись исполнить два брата, каждый из которых руководил строительством отдельной башни. Старший брат, работа у которого спорилась быстрее, водрузив шпиль, на некоторое время уехал из Кракова, а вернувшись, заметил, что башня его младшего брата в итоге получится выше.





  В припадке зависти он бросился с ножом на конкурента и убил его (в подтверждение истинности этой легенды над входом в Сукеннице висит будто бы тот самый легендарный нож). Ну а после убийства родного брата, мучимый угрызениями совести убийца тем же ножом пронзил свое сердце и бросился сверху своей башни на камни Рыночной площади.







  Потрясенные всем этим горожане вычеркнули из городских книг имена братьев, своим трагическим соревнованием осквернивших храм. Строительство башен после этого было надолго остановлено, их достроили только к концу XV века. Но разница в высоте башен так и осталась.






  Честно говоря, мне эта легенда не слишком по душе.
    Гораздо интереснее другая на ту же тему, тем более, что, несмотря на свою некую пикантность, она заканчивается не смертоубийством, а хэппи-эндом. (Поскольку в печатном варианте мне эта легенда нигде не встречалась, привожу ее по памяти, так как услышал).


  Итак, вторая легенда гласит о том, что строительство башен Мариацкого костела было поручено городскими властями двум богатейшим краковским семействам, находящимся между собой во вражде, продолжавшейся несколько поколений (вроде веронских Монтекки и Капулетти из знаменитой шекспировской трагедии).
    Ну, предположим, что символом одной из семей был лев, а эмблемой второй - носорог или слон (ведь в средневековье дома в Кракове не имели нумерации, а обозначались некими подобиями фамильных гербов, а за неимением оных, любыми другими приметными знаками):












  Согласившиеся на примирение два клана, решили закрепить это брачным союзом, при этом молодому супругу – представителю первого семейства – было поручено руководить постройкой одной башни, а его супруге – возглавить работы по возведению второй.
  Первое семейство (львы) заранее торжествовало, ведь никто особенно и не сомневался, что именно муж – глава семьи, поэтому и строительные дела пойдут у него успешнее, чем у неопытной девушки, ничего не понимающей в строительстве. А значит, их клан окончательно утвердит свое преимущество над конкурентами (носорогами, или слонами).

  Вот только одного никто не ожидал: молодая супруга оказалась настолько горяча в постели, что каждую ночь доводила своего мужа до полного изнеможения, а пока он с утра до обеда валялся в постели, отходя от любовных ласк, она шла на стройку, руководить работами по возведению ее башни. И вот уже через несколько месяцев стало очевидно, что башня жены оказывается выше башни ее супруга. Но влюбленный муж принял это как должное, любовь оказалась сильнее вражды семейных кланов, которые в итоге окончательно замирились.
    Но вот только башня жены так и осталась более высокой, что не помешало счастливым супругам всю долгую жизнь прожить в согласии и умереть в один день, оставив множество детей, внуков и правнуков.







  Не правда ли эта легенда лучше, чем та – про братоубийство и самоубийство, что распространяется во всех краковских путеводителях?


  Ну и напоследок еще одна краковская легенда – о голубях-рыцарях.

  Как и на любой площади, где многочисленные туристы охотно подкармливают голубей, на Рыночной площади Кракова этих летающих крыс (извините, но терпеть их не могу) великое множество.




  Но, согласно краковским легендам, это не простые голуби, а заколдованные рыцари!
  Это будто бы произошло еще во времена правления Хенрика IV Пробуса на краковском княжеском престоле в XIII веке. Правитель очень хотел объединить все польские земли и стать королем, вот только денег ему не хватало. Тогда на помощь ему пришла волшебница, заколдовавшая рыцарей князя, превратив их в голубей. Они, усевшись на Мариацкий костел (который, правда, в это время еще не был построен, но ведь это легенда, не так ли?), начали выклевывать камни, которые падая на землю, превращались в золотые монеты.
  Князь Хенрик, собрав эти монеты, поехал в Рим, чтобы просить покровительства в папы Римского. Но по дороге, пирствуя и празднуя, он потратил все волшебные монеты и больше никогда не вернулся в Краков. А его рыцари навсегда остались голубями, которые на Рыночной площади города ожидают своего князя.

  Вот такие вот легенды.
    Надеюсь, вам, мои уважаемые друзья, было интересно.


  Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.




Впрочем, продолжение, разумеется, ещё последует...



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
padolski
Aug. 26th, 2018 01:30 pm (UTC)
Интересно конечно! А дракон весьма неожиданен...
sergeyurich
Aug. 26th, 2018 01:40 pm (UTC)
Спасибо!
Рад, что Вам было интересно!
Вот только почему "дракон неожиданен"? Всяческие изображения легендарного дракона в Кракове встречаются буквально на каждом шагу. Он давно уже стал одним из символов города, а легенда все это хорошо объясняет.
ignaciodeloyola
Aug. 26th, 2018 01:33 pm (UTC)
Отличный пост!
СПАСИБО!
Прежде всего, ваши фото - замечательные! Как-то вы очень довольно и расслабленно смотритесь в отпуске, с бокалом пива, в тени растения) - Надеюсь, отдых в Кракове вспоминается с удовольствием!
А легенды - весьма, весьма хороши! Особенно вторая! - Я про разновысотные башни) Ох, ненасытная барышня! А кто бы мог подумать... Вот и так ведь бывает!
А вообще, и отлично, что поляки привлекают туристов и скульптурой Дракона, и легендами - это же повышает интерес к городу!)
Жду ваших чудесных рассказов о Кракове и Польше дальше!
sergeyurich
Aug. 26th, 2018 01:45 pm (UTC)
Пожалуйста!
И вас тоже благодарю за комментарий!
Увы, отпуск у меня уже закончился, завтра снова на работу. Впрочем, я свою работу люблю, хотя отдыхать, конечно же, интереснее, особенно если не лежа на диване, а в путешествиях!
Краков вспоминается с огромным удовольствием! Это на самом деле великолепный город!
Насчет привлечения туристов. Вы, разумеется, правы. И нам тоже нужно делать также.
Продолжение рассказов о Кракове обязательно будет!
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com