?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


  ПРОГУЛКИ ПО КРАКОВУ
  ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ
    ГЛАВНЫЙ РЫНОК



  Городская планировка центра Кракова, относящаяся к XIII веку, дошла до наших дней без изменений. Площадь Главного Рынка, одна из самых больших средневековых площадей в Европе, представляет собой слегка неправильный квадрат со сторонами в 200 м. Окаймляющие площадь здания, возведенные в XIV XV веках, со временем не раз подвергались перестройкам. Их фасады, в основном в классическом стиле, относятся, преимущественно, к XVII XIX векам, хотя сохранилось и много архитектонических фрагментов эпохи Возрождения и барокко: порталы, перекрытия, аттики, галереи внутренних дворов.



  Среди главных достопримечательностей площади, стоит отметить в первую очередь, конечно же, Мариацкий костел (но о нем был отдельный пост: https://sergeyurich.livejournal.com/1384375.html ), а также Сукеннице, Ратушную башню, костелы Святого Войцеха и Святой Варвары и памятник Адаму Мицкевичу.

  Современный уровень площади, выложенной каменными плитами, примерно на 2 метра выше первоначального – об этом можно судить по фундаменту Мариацкого костела, раскопанному у его южной стороны археологами, или по фундаменту костела Святого Войцеха.

  Впрочем, обо всем по порядку.

  В центре площади раскинулось грандиозное здание Сукенниц, являющееся своеобразным синтезом архитектуры Кракова разных эпох.



















  Толчком к его возникновению стало получение Краковом Магдебургского права (1257 г.): с XIII века здесь появились торговые ряды – по сути дела, это была улица, по сторонам которой тянулись лавки торговцев (преимущественно, сукном, отсюда и название).
  В 1358 году по повелению Казимира Великого был сооружен единый торговый зал. В XVI веке ренессансный декор аттика и маскароны изваял флорентиец Санти Гуччи, а Джованни-Мария Моска, по прозвищу Падовано, разделил объем здания на два этажа, куда ведут крытые лестницы от боковых фасадов.






  Наконец, в 1875 – 1879 гг. капитальные переделки произвел Томаш Прылиньский, добавивший неоготическую аркаду, капители колонн которой изваяны по эскизам Яна Матейки.

























  Ратушная башня, высотой 70 метров, возвышается на северо-восточной части площади. Это все, что осталось от средневековой ратуши Кракова, разобранной в начале XIX века.













  Строительство башни было закончено в 1383 году, но на протяжении следующих трех веков ее непрерывно перестраивали. В начале XVII века в башню ударила молния, и от возникшего пожара она сильно пострадала и грозила упасть. Во избежание обрушения башня было упреплена мощным контрфорсом с западной стороны. Это спасло ее от разрушения, но выправило отклонения от вертикали в 55 см. Тогда же готический шпиль башни был заменен на барочный, тот, что мы можем видеть сегодня.

  Небольшая романская церковь, расположенная в южной части Главного Рынка, посвящена святителю Войцеху (польская форма германского имени Адальберт), первому польскому святому и патрону страны.









  Костел Святого Войцеха, построенный из тесанного известняка на рубеже XI XII вв., является самым древним зданием Старого Города. В XIV веке его стены были надстроены, а начале XVI века появился купол с барочным фонарем и барочное же убранство храма.







  Костел Святой Варвары, основанный в 1362 году, если верить городскому преданию, был выложен из кирпича, оставшегося после строительства Мариацкого костела. Его первоначальным предназначением была функция кладбищенской церкви, а во второй половине XVI века он стал первой резиденцией иезуитов в Кракове.




  Рядом с этим костелом на маленькой Мариацкой площади можно увидеть небольшой фонтан с фигурой меланхоличного юноши, иногда называемого «краковским студентом»:





  Это бронзовая копия одной из скульптур Вита Стоша, отлитая в 1958 г. (оригинал меньшего размера находится на карнизе алтаря Мариацкого костела).


  Памятник самому великому польскому поэту Адаму Мицкевичу был открыт к 100-летию со дня его рождения (в 1898 году).





  По сторонам пьедестала расположены аллегорические фигуры – Родина, Поэзия, Наука и Патриотизм. Этот памятник является традиционным местом встреч краковян, и особенно любим детьми, судя по всему, обожающими полазить по нему (впрочем, многочисленные туристы в этом почти ничем от детей не отличаются).


    Кстати, автомобильное движение по Главному Рынку запрещено. Так что, если вы устали ходить пешком, то гужевой транспорт всегда к вашим услугам:










  Продолжение следует…
  Благодарю за внимание.
  Сергей Воробьев.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
carina_marina
Sep. 4th, 2018 05:06 pm (UTC)
Почему поляки так прицепились к Мицкевичу не понятно: родился в Белоруссии, учился и все время проводил в Петербурге)
Что в нем польского? Говорил по-французски))
sergeyurich
Sep. 4th, 2018 05:34 pm (UTC)
Марина, я бы еще добавил, что Мицкевич и умер в Константинополе.
Впрочем, все понятно: если нет других национальных поэтов такого масштаба, то больше ничего не остается.
Кстати, Пушкин тоже предпочитал в повседневной жизни разговаривать по-французски, что было вполне обыкновенно для дворянства начала 19 века.
Но все же, Мицкевич этнический поляк, а место его рождения - ныне белорусский Новогрудок (или около него) в момент его рождения находился в составе хоть и Российской империи, но и в исторической Польше. Хотя там вообще черт ногу сломит!
Но главное то, что Мицкевич всегда ощущал себя именно поляком, писал о Польше и на польском (хотя и не только) языке.
Встречный вопрос: является ли русским поэтом Иосиф Бродский - еврей, писавший по-русски даже в эмиграции?
carina_marina
Sep. 4th, 2018 05:59 pm (UTC)
Да, Сережа, понимаю)) но Иосифа Бродского, все же так не превозносят, как поляки превозносят Мицкевича!
Хотя поэзия у него тяжеловата))
Не хочу показаться нескромной: купила Ваша супруга янтарь?)
Я, первый раз оказавшись в Кракове, была поражена огромным выбором!)
Качество и дизайн польских изделий ставлю очень высоко)
sergeyurich
Sep. 4th, 2018 06:14 pm (UTC)
Да, но у нас и кроме Бродского полно поэтов, которых можно назвать великими (я перечислять, конечно же, не стану). И нам с одним единственным, широко известным за пределами своей страны, носиться нет необходимости.
А у поляков просто обостренный комплекс национальной неполноценности дополненный манией исключительного собственного величия.
"Тяжеловатая" поэзия у кого? У Мицкевича или у Бродского?
В оригинале Мицкевича не читал, поэтому ничего не могу сказать, а вот Бродский точно не относится к числу моих любимых поэтов.

Ни я, ни моя жена не является любителями янтаря. Но кое-что другое мы в Польше, конечно же, прикупили (цены весьма привлекательными оказались).
carina_marina
Sep. 4th, 2018 07:07 pm (UTC)
"Тяжеловатой" назвала поэзию Мицкевича)
А про покупки): в месте, которое мне полюбилось, покупаю... и потом, в Москве, одевая ее, возвращаюсь в то место, в тот момент)
sergeyurich
Sep. 5th, 2018 04:05 pm (UTC)
Марина, еще раз повторюсь, я в оригинале, т.е. на польском языке, Мицкевича не читал, поэтому не могу судить о том, насколько его поэзия легка или "тяжеловата".
А вот поэзия Бродского, за редким исключением, мне кажется не просто тяжеловесной, но и нечитаемой. При этом, хотя я и не могу отнести себя к специалистам (здесь мне фору даст моя дочка - филолог), но в поэзии кое-что понимаю.
А вот то, что Бродскому дали нобелевскую премию, на мой взгляд, не говорит о степени его таланта. Давно уже всем понятно, что здесь рулит политика. Хотя, к примеру, творчество Орхана Памука, тоже ведь нобелевского лауреата (и тоже, прежде всего по политическим причинам), мне нравится.
Насчет зарубежных покупок: я полностью разделяю Ваше мнение, мне они тоже служат постоянными напоминаниями о поездке в ту или иную страну или город.
ignaciodeloyola
Sep. 4th, 2018 05:16 pm (UTC)
Замечательный рассказ!
Спасибо! Очень! Очень интересно!
СПАСИБО!
sergeyurich
Sep. 4th, 2018 05:35 pm (UTC)
Пожалуйста!
danitta
Sep. 4th, 2018 05:43 pm (UTC)
я тут немножко понаглею и спрошу: а можно оставить заявку в программу публикаций?:) Жду с нетерпением Ваших репортажей о Мадриде. Возможно повысить их приоритет в графике публикаций так, чтобы они порадовали читателей до середины сентября?:) А то я поеду в отпуск 14го, будет не до ЖЖ, а Мадрид тоже в программе путешествия, и Ваши наблюдения и полезные советы очень бы пригодились.
sergeyurich
Sep. 4th, 2018 06:03 pm (UTC)
Я прекрасно Вас пониманию, но не могу этого обещать.
Как-то хочется сначала закончить серию о Польше, чтобы не перебивать настрой и впечатления прежде всего о Кракове, который я очень полюбил.
А ведь еще в планах множество постов о Лиссабоне и его пригородах, и о великолепном Порту. Да еще и Амстердам в очереди.
А что касается Мадрида, то этот город, хотя тоже мне очень нравится, все же не на первом месте в списке плана моих заметок.
Впрочем, возможно, специально для Вас сделаю внеочередной обзорный пост про Мадрид, все-таки есть еще 10 дней в запасе. Не обещаю, но постараюсь. А пока сделайте себе заметку: обязательно посетите Толедо - самый кастильский из всех городов Испании!
И ещё: я всегда готов ответить на все Ваши вопросы о Мадриде (если все же не успею сделать обещанный пост).
danitta
Sep. 4th, 2018 06:07 pm (UTC)
Понятно. Ладно:) Полный обзор и не нужен, а обзорный пост почитать было бы здорово.
Вопросов заранее-то нет, они в процессе появятся:) Ваши практические советы по Витербо (как ехать, где вокзал, все такое) нам оч. помогли в Италии.
Толедо у нас в программе тоже есть, конечно.
sergeyurich
Sep. 4th, 2018 06:21 pm (UTC)
Ну если появятся вопросы, то я на них отвечу.
Обзорный пост все же постараюсь сделать (чего не сделаешь ради друзей, пусть даже и виртуальных).
Я даже и не знал, что вам помогли мои посты о Витербо! Но, в любом случае, я рад, что они пригодились!
ein_arzt
Sep. 4th, 2018 07:37 pm (UTC)
Взглянув на здание Сукенниц, невольно вспомнил Palazzo della ragione в Падуе, да и Basilica Palladiana в Виченце. А потом прочитал, что строили итальянцы, и всё, так сказать, сошлось.
akatov99
Sep. 5th, 2018 01:15 am (UTC)
Итальянских талантов в изобразительных искусствах(архитектура, скульптура, живопись) хватит на всех европейцев вместе взятых. Поэтому в средневековье итальянцы строили по всей Европе.
Но избыток талантов мешает им, по-моему, заниматься градостроительством в целом, где важны соразмерность частей, т.е. чувство стиля(французский талант). Рим, скажем, полон красивых зданий, но в целом красив умеренно.
В конце 17 века градостроительство переходит в руки потомков галлов(Вашингтон,Спб).
sergeyurich
Sep. 5th, 2018 04:14 pm (UTC)
Вадим, это все же дело вкуса.
Мне Рим нравится в целом, а не только его отдельными зданиями.

СПб строили потомки "галлов"?
А разве не те же итальянцы (Трезини, Росси, Растрелли...)?
akatov99
Sep. 5th, 2018 06:20 pm (UTC)
1. Согласен. Во многом дело вкуса.
2. Создание нового города или перестройка центра, как комплекса зданий, в 18- 19 веках ориентировались на французскую школу(Вена, Мюнхен, Берлин после победы 1871г.).
sergeyurich
Sep. 6th, 2018 02:02 pm (UTC)
Не стану спорить. В конце концов, при проектировании того же Петергофа за образец , если я не ошибаюсь, был взят все тот же Версаль. Вот только Петергоф получился лучше (и кстати, строили его итальянцы).
sergeyurich
Sep. 5th, 2018 04:10 pm (UTC)
Андрей, мне кажется, Вы здесь несколько заблуждаетесь.
Да, Сукеннице действительно напоминает упомянутые Вами постройки в Падуе и Винченце (мне посчастливилось побывать и там, и там, так что сужу не голословно). Но все дело в том, что неоготическая аркада, которая и делает Сукеннице похожим на итальянские архитектурные памятники, была построена не итальянцами, а польским архитектором Томашем Прылиньским в 1875 - 1879 гг. (впрочем, об этом есть в посте).
ein_arzt
Sep. 6th, 2018 04:03 pm (UTC)
Значит он (Прылиньский)оказался умелым стилизатором.
sergeyurich
Sep. 6th, 2018 04:16 pm (UTC)
Ну, наверное, можно сказать и так.
Но ведь все мы так или иначе используем опыт предшественников. Почему бы польскому архитектору Прылиньскому не воспользоваться архитектурными наработками того же Палладио, если они хорошо вписываются в комплекс реконструируемых им Сукенниц?
Да и много ли есть архитекторов, которые придумали что-то совершенно новое? Разве что Гауди, которого я обожаю, и Корбюзье, которого терпеть не могу.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com