?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


    Конечно же, любой человек, побывавший в Праге, хоть раз да прошелся по знаменитому Карлову мосту, и, разумеется не мог не обратить внимание на его скульптурное оформление. Но вот кому именно посвящена та или иная скульптура, знают далеко не многие.



    Вниманию желающих пополнить этот пробел в своих знаниях предлагается данный пост, в котором кроме изображения каждой из скульптур Карлова моста приводится небольшое ее описание, а также указывается ее автор и дата создания.



    1. Покровитель юристов святой Иво в обществе Фемиды судит спор между матерью и сыном (Матиаш Браун, 1711).




  2. Мадонна с младенцем и Св. Бернард, основатель ордена цистерцианцев. Ангелы держат атрибуты страдания Христа и головной убор Бернарда. Святой Бернар Клервосский в молодости так любил женщин, что при виде хорошенькой фигурки прыгал в ледяную воду. Но после того как ему явился Иисус, он обратил весь свой пыл на Мадонну, в обществе которой и изображен. Петух и кости на постаменте – символ страстей Господних. Петух – тот самый, который не успел пропеть трижды, прежде чем святой Петр отрекся от Иисуса. А в кости легионеры разыграли одежды Христа (Матей Вацлав Якель, 1709).



   3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета оказались вместе, потому что Елизаветой звали жену спонсора статуи, – обычно с Варварой и Маргаритой изображают святую Катерину. Маргарита Антиохийская, прежде чем ей отсекли голову, успела победить Сатану, изображенного в виде дракона у ее ног (Ян Брокофф и сыновья, 1707).



    4. Мадонна протягивающая четки Св. Доминику, основателю ордена праведников доминиканцев и Фома Аквинский - философ теолог, основатель томизма. Книга в руке и цепь с медальоном в виде солнца, характеризуют его научную и просветительскую деятельность. У ног Мадонны – символ монахов-доминиканцев, пес с факелом в зубах, по бокам стоят основатель ордена святой Доминик и другой великий доминиканец, богослов святой Фома Аквинский, похваляющийся книгой с божьим автографом: "Хорошо написал ты про меня!" (Матей Вацлав Якель, 1708).



   5. Оплакивание Христа. Помимо обычных в этом иконографическом сюжете Мадонны и Марии Магдалины, Христа на мосту оплакивает почему-то еще и Иоанн Богослов (Эммануэль Макс, 1859).



   6. Голгофа.
    Деревянный крест, стоявший на месте нынешнего распятия (Вольф Бронь, 1629), по преданию, остановил шведов, атаковавших с левого берега Праги Старе Место. Враги никак не могли пройти по мосту дальше этого места. Поняв, что крест им мешает, они стали обстреливать его из пушек, но ни разу не попали. В конце концов крест сжег диверсант, но и это не помогло шведам занять правый берег. Золоченую надпись на иврите в 1696 году заставили оплатить торговца-еврея, смеявшегося над распятием. Молитва к Иегове "Свят, свят, свят Господь воинств", обращенная к Иисусу, оскорбляла религиозные чувства иудеев. В 2000 году еврейская община добилась того, что на памятнике были установлены пояснительные таблички. (Эмануэль Макс, 1861).



   7. Супруг Девы Марии святой Иосиф ведет за руку маленького Иисуса. Предыдущая статуя святого Иосифа, сделанная в 1706 году Брокоффом и поврежденная в 1848 году восставшим народом, хранится в Лапидарии. (Йозеф Макс, 1854).



   8. Мать Девы Марии святая Анна, покровительница брака, матерей и вдов, держит на руках внука и обнимает дочь, совсем юную Богородицу (Матей Вацлав Якель, 1707).



   9. У ног миссионера святого Франциска Ксаверия изображены представители крещенных им народностей: турок, японец, мавр и индус; еще один индийский принц принимает из рук проповедника крест. В виде того из двух подручных святого, который с книгой, Брокофф изваял самого себя (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1711).



   10. Святые Кирилл и Мефодий, читающие проповедь язычникам, – самая поздняя из скульптур Карлова моста (Карел Дворжак, 1938).



   11. Святой Христофор несет на плечах младенца-Иисуса; людоед с псиной головой стал ревностным христианином после того, когда как-то раз ему пришлось переносить через реку Господа в образе маленького ребенка (Эммануэль Макс, 1857).



   12. Иоанн Креститель.
    Крест, вмонтированный в перила моста за статуей святого Иоанна Крестителя (Йозеф Макс, 1857), отмечает место, откуда был сброшен во Влтаву Ян Непомуцкий. С этого же места в феврале 1911 года пытался спрыгнуть в реку известный скандалист Ярослав Гашек – всерьез или нет, так никто и не понял. Проходивший мимо парикмахер поймал писателя и сдал в полицию. Гашек начал срывать с полицейских плюмажи, так что пришлось отправить его в сумасшедший дом, из которого Гашека потом еле выгнали – сам уходить он не хотел.



   13. Череп и корона на пьедестале статуи святого Франциска Борджи отсылают к тому эпизоду, когда ему, тогда еще испанскому придворному, потребовалось заглянуть в гроб королевы Изабеллы, чтобы удостоверить личность покойной. То, что он там увидел, заставило Борджа посвятить себя религии. Лицо сидящего рядом ангела считается вторым автопортретом скульптора Брокоффа на мосту (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1710).



   14. Основатель ордена премонстрианцев святой Норберт изображен в компании святого Сигизмунда с мечом, которым тот убил по навету жены собственного сына (после чего ушел в монастырь и стал святым), и очередного святого Вацлава – всего Вацлавов на мосту три (Йозеф Макс, 1853).
    Слева-направо: Вацлав-Норберт-Сигизмунд.



   15. Первая чешская мученица святая Людмила, принявшая крещение от самого святого Мефодия, учит читать своего внука, святого Вацлава (мастерская Брауна, около 1720).



   16. Ян Непомуцкий.
    Самая старая и самая популярная из скульптур Карлова моста изображает святого Яна Непомуцкого. Во время работы над этой статуей лютеранину Яну Брокоффу явился Дух Святой и обратил его в католичество. Вокруг головы Непомуцкого – пять звезд, по преданию, появившиеся над водой в том месте, где его утопили (Иероним Герольд по заготовке Яна Брокоффа, 1683).
  Когда Швейк тащит мимо этого места вдрызг пьяного капитана, тот умоляет отрезать ему голову и бросить в мешке во Влтаву: "Мне очень пойдут звездочки вокруг головы. Десять будет в самый раз".
    Если одной рукой прикоснуться к Непомуцкому на рельефе справа, а другой – к собачке на рельефе слева и загадать желание, оно в течение года сбудется. Известны случаи, когда желания исполняются позже, иногда по нескольку сразу, поскольку святой не успевает вовремя обрабатывать запросы миллионов туристов. Исполнять желания начали всего лет 10 назад. Незадолго до этого кто-то украл один из рельефов, и они были заменены на копии, но просящих оказалось так много, что копии уже истерлись.




   17. На ладонях и груди святого Франциска Ассизского видны стигматы, которые появились у святого в момент религиозного экстаза (Эммануэль Макс, 1855).



   18. Францисканца Св. Антония Падуанского обнимает сам младенец Иисус (Ян Майер, 1707).



    19. У ног святого Викентия Феррера – турок, еврей и Сатана; цифры рядом – количество мусульман и иудеев, которых Викентий обратил, и бесов, которых он изгнал. Тут же еще одного дьявола топчет святой Прокоп Сазавский (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1712).



   20. На высоком столбе, уже за перилами моста, стоит рыцарь Брюнцвик со своим ручным львом, который после смерти хозяина умер на его могиле. Многие думают, что этот лев и изображен на гербе Чехии. Легенда о Брюнцвике (он же Роланд) фактически повторяет Одиссею, с той разницей, что женихов своей жены он перебил не стрелами, а мечом. Этот меч, по легенде, спрятан в одной из опор Карлова моста. Когда на Чехию нападут враги, и не будет сил с ними справиться, меч сам вылетит из-под земли и прыгнет прямо Брюнцвику в руку – где, кстати, уже один меч есть (Шимек, 1884).
    На этой статуе была, мягко выражаясь, немного помешана Цветаева – написала о ней стихотворение "Пражский рыцарь", упоминая в письмах к друзьям: "У меня есть друг в Праге – каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела"; "Очень хотелось бы узнать происхождение: приблизительное время и символ – того пражского рыцаря на – вернее – под Карловым мостом – мальчика, сторожащего реку". И еще – в письме к своей чешской подруге Анне Тесковой: "Мне хочется к Вам К Вам и к рыцарю. Нет ли его изображения покрупнее и пояснее, вроде гравюры?"




  21. Покровитель безнадежных дел апостол Иуда Фаддей, (он же Иуда не-Искариот) сжимает дубину, которой его забили язычники (1708).




   22. За спиной чудотворца святого Николая Толентинского (Ян Коль, 1708) виднеется дом "У иконы Девы Марии", по преданию, построенный в том месте, куда наводнением принесло образ. Лампада, горящая под окном, не предвещает ничего хорошего: увидевший, как она погаснет, не проживет и года.



   23. Святой Августин Блаженный топчет еретические книги, в том числе сочинения манихейцев, последователем которых сам был в молодости (Ян Коль, 1708).



   24. Слепая монахиня святая Луитгарда беседует с Христом, который посещал ее так часто, что та общалась с ним безо всякого страха: могла даже попросить обождать, пока не закончит дела (Матиаш Браун, 1710).



   25. Святой Каетан считается покровителем рожениц. Как-то одна женщина обратилась к святому Антонию с просьбой помочь завести ребенка; записка, оставленная в руке святого, на следующий день вернулась с советом обратиться по адресу, к Каетану (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1709).



   26. Святой Адальберт (он же Войтех), второй епископ Пражский, стал со временем весьма почитаемым национальным святым (захоронен в соборе Святого Вита, который изначально был посвящен не только Виту, но и ему тоже). А при жизни (X век) пражане его не любили и не раз изгоняли из города (Михал Брокофф, 1709).



   27. Святой Филип Бениций был крайне скромен: прознав, что его считают основным претендентом на папскую тиару, он даже сбежал и прятался в пещере, пока папой не избрали другого. Изображен с отвергнутой тиарой у ног (Филип Мандл, 1714).



   28. Бородатый святой Иван Чешский почему-то сопровождает святого Иоанна из Маты и святого Феликса из Валуа, организовавших в 1197 году орден для выкупа христиан из рабства. На эту мысль их каким-то образом навел встреченный в лесу олень с крестом между рогов (на постаменте). Пленных христиан под святыми караулит турок (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1714).



   29. Когда язычники швырнули святого Вита в клетку ко льву, животное только облизало покровителю танцоров пятки. Тут о его ноги, для симметрии, трутся сразу два льва; один из них светлее – его чистили по экспериментальной лазерной технологии, которую потом решили не применять (Фердинанд Брокофф, 1714).



   30. Святой Вацлав, что у малостранского конца моста, – самый поздний из трех, имеющихся на мосту, зато на этот раз – в одиночестве. (Йозеф Бем, 1858).



   31. Святые Косьма и Дамиан сжимают баночки с лекарствами, которыми бесплатно лечили больных. Вообще-то они были близнецами, но каким-то образом установлено, что Косьма – тот, что справа от Иисуса, а Дамиан – слева (Ян Майер, 1708).



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
akatov99
Sep. 5th, 2018 06:32 pm (UTC)
Спасибо. Очень познавательно.
Рассмотреть в толпе, да еще под непрерывным дождем во время пражского наводнения*(лет 12 назад) было мне затруднительно.
----------------------------------------------------------------------------------------------
*Влтава вышла из берегов
sergeyurich
Sep. 6th, 2018 02:06 pm (UTC)
Я очень люблю Прагу, бывал в ней неоднократно (правда, в последний раз - четыре года назад). И всякий раз с удовольствием прогуливался по Карлову мосту, рассматривая эти великолепные барочные скульптуры. Чтобы не было толпы, на Карлов мост лучше всего приходить ранним утром (летом, разумеется), на восходе, когда туристы еще спят.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com