?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


    Бюст Нефертити (Nefertiti), главной жены фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона, жившей в XIV веке до н. э., является одним из самых известных произведений искусства Древнего Египта.






    «Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире.

    Артефакт был обнаружен при раскопках мастерской придворного скульптора Тутмоса в городе Тель-эль-Амарна, бывшей столице Эхнатона -  Ахетатоне.

    Бюст изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. На нем имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе.


  Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделан из камня.

    Однако критический анализ все же возможен.
    Споры о подлинности знаменитого артефакта ведутся уже давно и последний удар по защитникам версии его аутентичности нанес в своей книге “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”, вышедшей в 2009-м году, швейцарский искусствовед Анри Стирлен (Henri Stierlin).

    Какие аргументы приводит автор?

    Первое.
    Подозрительная сохранность находки. Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были просто идеальными, что вызывает соответствующие вопросы. Конечно, существуют даже хорошо сохранившиеся мумии найденные, например, там же, в Амарне. Но они находились в замурованных захоронениях в каменных гробницах, без доступа воздуха, с неизменными уровнями влажности и температуры. А так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе. Очевидно, что в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные, намного более разрушительные. Как можно поверить в то, что бюст пролежал в таких условиях 3360 лет и при этом остался практически невредимым?

    Второй аргумент.
    Древнеегипетские скульптуры всегда выполнялись с чрезмерным запасом устойчивости, это их чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в Берлинском музее, в ее основание даже пришлось вмонтировать два металлических штифта.

    Одна из бросающихся в глаза особенностей фигуры – вертикально отсечённые плечи. Ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо делались по пояс или в полный рост. На лицо несоответствие канонам.

    Далее.
    Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где, когда и как они были обнаружены. Описывается внешний вид, прилагаются фотографии или их зарисовки и так далее. Журналы экспедиции Борхардта сохранились, но упоминаний о прекрасной и удивительной находке в них нет. Как нет в архивах и специального разрешения, которое выдает египетская сторона при вывозе археологических находок за пределы страны.

    С помощью компьютерной томографии было установлено, что внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, что художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но древние мастера не пользовались подобной технологией изготовления скульптуры. Во всяком случае археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок. Томография также дала основание утверждать, что повреждения ушей были осуществлены тоже еще на уровне заготовки.

    Анри Стирлен предполагает, что бюст Нефертити был создан скульптором Герхардом Марксом по заказу Борхардта для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Однако когда красоту «шедевра» оценил принц Иоганн Георг (брат короля Саксонии, меценат и спонсор экспедиции) Борхардт не осмелился признаться, чтобы не поставить знатного гостя в дурацкое положение и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура.






    Есть и более радикальная версия фальсификации. Якобы вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити, которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.


    Источник: Министерство Истории

Recent Posts from This Journal

  • Предновогодняя Тула с РоМашкой (большой рассказ-фотоотчет о поездке)

    Необходимое пояснение в качестве введения. Этот пост будет интересен, прежде всего, тем моим друзьям, которые знают меня лично, а не…

  • Замок Мильденшайн в Саксонии

    Замок Мильденшайн (нем. Burg Mildenstein, ранее Замок Лайсниг (нем. Burg Leisnig)) — средневековый замок в немецком городе Лайсниг в…

  • Аббатство Святого Михаила Архангела

    Аббатство Святого Михаила Архангела (итал. Abbazia di San Michele Arcangelo a Passignano) — действующий монастырь монашеского ордена…

  • Памятник в Голливуде

    В Голливуде установлен памятник советским солдатам Великой Отечественной войны. Единственный в Америке. Каждый год в Лос-Анджелесском районе…

  • Иерусалимская церковь в Брюгге

    Иерусалимская церковь (нид. Jeruzalem Kerk) — поначалу это была небольшая капелла, принадлежавшая семейству зажиточных купцов Адорн. Они…

  • Замок Гимарайнш

    Замок Гимарайнш (порт. Castelo de Guimaraes) — средневековый замок в городе Гимарайнш в Португалии. Территория, на которой находится…

  • Голландская Башня в Берне

    Голландская Башня (нид. Holländerturm) — башня, была построена в 1256 году для оборонительных целей, и являлась частью третьего защитного…

  • Витражи Страсбургского собора

    Витражи по праву считаются главным украшением интерьера Страсбургского кафедрального собора. По количеству средневековых витражей собор Страсбурга…

  • Замок Килки в Ирландии

    Замок Килки (ирл. Caisleán na Cill Cathaigh) — один из замков Ирландии, расположенный в графстве Килдэр. Замок Килки построил…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
flayverr
Sep. 17th, 2018 06:14 pm (UTC)
Чисто со стороны, как мне видится, бюст какой-то через чур современный. С явным желанием сделать под старину. Поэтому я за подделку.
carina_marina
Sep. 18th, 2018 11:30 am (UTC)
А Вы были в Берлинском музее?
Видели ее?)
flayverr
Sep. 18th, 2018 12:02 pm (UTC)
Нет не была. Но посмотрите на верхнюю фотографию. В ней есть что-то схожее с вещами сделанными под спрос. Кич так сказать. Ну это личное мнение.
carina_marina
Sep. 18th, 2018 12:20 pm (UTC)
Тогда и "Джоконда" - китч.
flayverr
Sep. 18th, 2018 12:26 pm (UTC)
Нет у Джоконды прописанные глаза, лессировки, там не подкопаешься. Там точно давно
carina_marina
Sep. 18th, 2018 12:39 pm (UTC)
Есть специальная технология "старения" картин.
flayverr
Sep. 18th, 2018 12:52 pm (UTC)
Я знаю. У меня дочь реставратор, я сама художник. Я высказала просто свои чувства. Я не стараюсь вас убедить.
carina_marina
Sep. 18th, 2018 12:17 pm (UTC)
Написать можно, что угодно. Кто пишет из чувства зависти, глубоко загнанного внутрь, кто из ненависти к Красоте, не секрет, что Прекрасное у некоторых людей вызывает патологическую ненависть.
Любое великое произведение искусства - это не просто краски, холст, камень, глина, это прежде всего Дух времени, и портрет Нефертити, его точное отражение.
Царствование Эхнатона перевернуло все каноны, он поменял полностью Религию Египта, ввел монотеизм, культ Амона, он перенес столицу и изменил все.
Как в такую эпоху могли творить по "старым канонам"?) Эпоха родила новое, так идолжно было быть.
Но у меня есть главный довод - я Ее видела, это было огромное впечатление, было трудно уйти...
sergeyurich
Sep. 18th, 2018 03:12 pm (UTC)
Марина, все-таки, трудно не признать аргументы Анри Стирлена весьма убедительными.
Я не являюсь специалистом по истории и культуре Древнего Египта (как, наверное, Вы уже знаете, моя специализация - русское средневековье), поэтому мое мнение не более чем дилетантское. Однако, и мне известно, что религиозная реформа Эхнатона (кстати, Вы ошибаетесь, Эхнатон ввел культ не Амона, а Атона), революционная по своей сути (введение монотеизма), захлебнулась сразу же после его смерти, жреческая оппозиция, опиравшаяся на традиционный политеизм, оказалась сильнее. Его новая столица - Ахетатон - была заброшена, культ единого бога Атона - забыт, и даже его наследник, названный при рождении Тутанхатоном, вынужден был сменить имя на Тутанхамон.
Что же касается Вашего аргумента ("главного довода") - "я Ее видела, это было огромное впечатление...", то все это, конечно же, прекрасно, не ничуть не подтверждает подлинность артефакта.
carina_marina
Sep. 18th, 2018 03:51 pm (UTC)
Безусловно, Атон)
Да, переворот Эхнатона закончился с его смертью, но удивительно не это, а то, что он БЫЛ.
Представляете, какую энергию надо было приложить, чтобы развернуть Древний Египет на 180°?!
Частью этой энергии является портрет Нефертити.
Все шедевры имеют свою ауру, обладают огромным притяжением, иначе, зачем ехать и смотреть , ведь можно полистать фото))
Не говоря о том, что любое Великое творение будет нести в себе элемент мистичности, иначе не бывает.
Все объяснить можно о посредственности, о гении - нет.
sergeyurich
Sep. 18th, 2018 04:07 pm (UTC)
Да, это удивительное событие в мировой истории, и я ничуть не подвергаю это сомнению.
Но реформа Эхнатона была совершенно чуждой египтянам, привыкшим к своим богам, культ которых насчитывал несколько веков, богам понятным и конкретным, в отличие от абстрактного и малоизвестного до этого Атона. Более того, стремясь с помощью монотеизма укрепить собственную власть, Эхнатон, объявивший себя "сыном Атона", только лишь ослабил ее. Неудачи преследовали этого фараона как во внутренней, так и во внешней политике. Так что далеко не всякая реформа имеет положительные последствия. А в реформе Эхнатона таковых вообще нет.

Впрочем, Вы, Марина, совершенно правы в том, что шедевры лучше всего смотреть самому, воочию. Но при этом, часто бывает, что то, что казалось интересным на картинках, глубоко разочаровывает, и наоборот. Так, к примеру, из последних впечатлений: краковский Вавель в реале намного интереснее, чем любые его фотографии.

Спасибо Вам за то, что участвуете в обсуждениях! Ваше мнение для меня всегда интересно!
akatov99
Sep. 18th, 2018 07:06 pm (UTC)
"Так что далеко не всякая реформа имеет положительные последствия. "
Это отличная фраза.Не говорю конкреtно о реформе Эхнатона, а вообще.
Каждая реформа имеет и плюсы и минусы.
Утверждаю, что преждевременные реформы хуже, чем реформы запоздалые.
Именно, этой формулы веками придерживаются англо-саксы по отношению к себе и противоположную по отношению к оппонентам, чтобы ослабить последних.
Пример:гигантская оттоманская империя, которая проводила "замечательные" либеральные реформы раньше России(парламент, ограничение прав султана, уравнение всех религий,...) под давлением англо-французов и превратилась в теперешний кусочек.
Россия тоже иногда шла за модой(юридическая реформа Александра II, подвиги г-на Козырева в 90-е годы,...), но все же сумела в основном сохранить собственный алгоритм реформирования и после разных там Милюковых, Керенских и Горбачевых.
sergeyurich
Sep. 19th, 2018 02:13 pm (UTC)
Вадим, я бы с Вами поспорил.

Ослабление Османской империи началось задолго до буржуазных реформ, проведенных во второй половине 19-го века, а именно, практически сразу же после смерти Сулеймана Кануни (ум. в 1566 г.). Уже к 18-му веку некогда самая могущественная держава в мире превратилась в свое жалкое подобие; даже странно было себе представить, что еще совсем недавно турки штурмовали Вену. В то же время реформированная Петром I Россия (о неоднозначности этих реформ - отдельный разговор), стала постепенно бить турок. Начала в 18-м веке, а в 19-м - успешно продолжила (Крымская война, разумеется, не является русско-турецкой).
С другой стороны, реформы, проведенные Ататюрком в 20-30-х гг. ХХ века (опять таки, при всей их неоднозначности), заложили основы современной Турции, являющейся в исламском мире самым современным государством.

Насчет реформ Александра II, я думаю, Вы тоже не правы. В целом, несмотря на их незавершенность, эти реформы сыграли положительную роль, значительно посодействовав модернизации России. И их главный минус, кроме незавершенности, как раз в том, что их нужно было начинать как минимум лет на 50 раньше.
ignaciodeloyola
Sep. 20th, 2018 06:24 pm (UTC)
Пишу по воспоминаниям, не уточняю сейчас детали, но что хочу отметить. Как вы пишите - сделал запись археолог "при прусском консульстве в Каире". - Это же возмутительная история! Артефакт находится в Берлинском музее, и когда немцы вывозили Нефертити, они действовали втихаря, провозили через границу, облепив и замазав, чтобы египтяне не придрались. И, насколько помню, было судебное разбирательство по вопросам собственности, потому что - ну безусловно же!!!!! - артефакт должен принадлежать Египту! Во всех других музеях должны быть копии, но не оригинал!
И отсюда - предполагаю - всякие возможные инсинуации, о чем пишет швейцарец, что его "смущает". Типа того, что в археологическом журнале записей нет! А почему они должны быть-то????? Если бюст был украден - ну давайте говорить честно!
И если по теме комментариев - соглашаюсь, что это Шедевр! И как раз один из факторов - вот тут особенно подчеркиваю - это впечатление, которое шедевр производит! В этом отношении бюст Нефертити заслуживает почтения и уважения! И восхищения, конечно!Поэтому с удовольствием повторю слова из другого комментария - "Все объяснить можно о посредственности, о гении - нет". Так и есть!
sergeyurich
Sep. 21st, 2018 02:19 pm (UTC)
Воровать, конечно же, нехорошо!
Но есть и контраргумент.
Когда я был в Каире, а было это еще до переворота, когда правил Мубарак (в 2011 году), то, разумеется, посетил Каирский национальный музей, тот самый, что на площади Тахрир. Так вот, большего бардака я еще никогда не видел. Возникло такое впечатление, что после того, как французы с англичанами покинули Египет, в этом музее никто ни разу даже не убирался: паутина по углам, грязные витрины и т.п. И это несмотря на богатейшую экспозицию из бесценных артефактов.
ignaciodeloyola
Sep. 21st, 2018 04:30 pm (UTC)
Бесспорно! С Вашими аргументами нельзя не согласиться!
И все же... - Есть понятие суверенитета. Мы же не заходим в чужие дома, чтобы прибраться так, как нам кажется правильным. - А в египетский дома активно заходили англичане, отвозили сокровища в лондонский музей. Заходили французы. Заходили немцы. -Конечно, воровством начали промышлять с тех самых пор, как стали создавать артефакты. Но давняя история не отменяет неприглядности факта...
sergeyurich
Sep. 21st, 2018 04:41 pm (UTC)
С вашими аргументами тоже нельзя не согласиться!
Но не проблема ли Египта в том, что его суверенитет как-то не очень суверенитет?
ignaciodeloyola
Sep. 21st, 2018 04:45 pm (UTC)
Политика... - Да, право сильного...
Да, Вы правы! Все так...)
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com