?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


    Бюст Нефертити (Nefertiti), главной жены фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона, жившей в XIV веке до н. э., является одним из самых известных произведений искусства Древнего Египта.






    «Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире.

    Артефакт был обнаружен при раскопках мастерской придворного скульптора Тутмоса в городе Тель-эль-Амарна, бывшей столице Эхнатона -  Ахетатоне.

    Бюст изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. На нем имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе.


  Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделан из камня.

    Однако критический анализ все же возможен.
    Споры о подлинности знаменитого артефакта ведутся уже давно и последний удар по защитникам версии его аутентичности нанес в своей книге “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”, вышедшей в 2009-м году, швейцарский искусствовед Анри Стирлен (Henri Stierlin).

    Какие аргументы приводит автор?

    Первое.
    Подозрительная сохранность находки. Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были просто идеальными, что вызывает соответствующие вопросы. Конечно, существуют даже хорошо сохранившиеся мумии найденные, например, там же, в Амарне. Но они находились в замурованных захоронениях в каменных гробницах, без доступа воздуха, с неизменными уровнями влажности и температуры. А так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе. Очевидно, что в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные, намного более разрушительные. Как можно поверить в то, что бюст пролежал в таких условиях 3360 лет и при этом остался практически невредимым?

    Второй аргумент.
    Древнеегипетские скульптуры всегда выполнялись с чрезмерным запасом устойчивости, это их чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в Берлинском музее, в ее основание даже пришлось вмонтировать два металлических штифта.

    Одна из бросающихся в глаза особенностей фигуры – вертикально отсечённые плечи. Ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо делались по пояс или в полный рост. На лицо несоответствие канонам.

    Далее.
    Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где, когда и как они были обнаружены. Описывается внешний вид, прилагаются фотографии или их зарисовки и так далее. Журналы экспедиции Борхардта сохранились, но упоминаний о прекрасной и удивительной находке в них нет. Как нет в архивах и специального разрешения, которое выдает египетская сторона при вывозе археологических находок за пределы страны.

    С помощью компьютерной томографии было установлено, что внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, что художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но древние мастера не пользовались подобной технологией изготовления скульптуры. Во всяком случае археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок. Томография также дала основание утверждать, что повреждения ушей были осуществлены тоже еще на уровне заготовки.

    Анри Стирлен предполагает, что бюст Нефертити был создан скульптором Герхардом Марксом по заказу Борхардта для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Однако когда красоту «шедевра» оценил принц Иоганн Георг (брат короля Саксонии, меценат и спонсор экспедиции) Борхардт не осмелился признаться, чтобы не поставить знатного гостя в дурацкое положение и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура.






    Есть и более радикальная версия фальсификации. Якобы вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити, которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.


    Источник: Министерство Истории

Recent Posts from This Journal

  • Лиссабонские трамвайчики

    Небольшое продолжение "Заметок о Лиссабоне". Ничего не могу с собой поделать, обожаю ретро-трамвайчики, где бы их не встречал, на…

  • Кафедральный собор Рибе

    Храм был построен в старейшем датском городе в 860 году. Превоначально это был деревянный храм, но простоял он недолго. Когда миссионеры покинули…

  • Костел святого Иосифа в Кракове

    Костел святого Иосифа (Kościół św. Józefa) – монументальный собор, расположенный в Кракове, Польша. Костёл построен…

  • Базилика Святого Николая в Амстердаме

    Базилика Святого Николая (Basiliek van de Heilige Nicolaas) в Амстердаме, Нидерланды. Собор является крупнейшим католическим храмом…

  • Замок Фредериксборг

    Замок Фредериксборг (Frederiksborg Slot) — резиденция датских королей в городе Хиллерёд, один из общепризнанных шедевров скандинавского…

  • КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО МИХАИЛА И СВЯТОЙ ГУДУЛЫ В БРЮССЕЛЕ

    ЗАМЕТКИ О БЕЛЬГИИ БРЮССЕЛЬ История брюссельского собора Святого Михаила и Святой Гудулы уходит корнями в XIII век. В 1226 году…

  • Замок Блэкрок

    Замок Блэкрок (Blackrock Castle) — замок в 2 км от города Корк, Ирландия. Построен королевой Елизаветой в XVI веке на реке Ли, по просьбе…

  • Храм Фудоин в Хиросиме

    Храм Фудоин (яп. 不動院 Фудо:-ин) — буддийский храм секты Сингон, который находится в Японии, в городе Хиросима. Первые упоминания о…

  • Каменный мост в Сарагосе

    Каменный мост (исп. Puente de Piedra) — мост в центре города Сарагосы через реку Эбро. В туристических буклетах его также называют Львиным…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

flayverr
Sep. 18th, 2018 12:52 pm (UTC)
Я знаю. У меня дочь реставратор, я сама художник. Я высказала просто свои чувства. Я не стараюсь вас убедить.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com