?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К 100-летию комсомола


    В Москве открылась выставка "Энергия созидания: 100 лет комсомолу".

    "Есть парнишка на селе,
    чернобровый хлопец:
    девки влопались в него,
    это комсомолец".



    В Музее современной истории России - новая выставка, которую стоит посмотреть. Причем не только членам Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (бывшим или тем, кто к таковым себя причисляет, до сих пор сохраняя членский билет), но и тем, кто строит будущее сейчас.


  Официально комсомол прекратил существование раньше, чем распался СССР. Постановление об этом было принято за пару месяцев до того, как Союза не стало. Правда, у некогда главной движущей силы страны сил и желания жить не осталось не в 1991-м, а раньше. У каждого своя версия, когда именно. Как и версия, какое же событие в истории ленинского комсомола стало главным? Строительство метрополитена? Освоение целины? БАМ?..




    На выставке комсомольцы представлены с положительной стороны. Бравые ребята и девчата-агитаторы. Активные общественники. Энтузиасты-строители. Люди, которые стремились изменить что-то в государстве и обществе. Зачастую с чувством, превышающем инстинкт самосохранения.





    Кажется, и теперь у государства (и у какой-то части общества) есть запрос на "новый комсомол", учитывая количество людей в молодежных организациях и форумах, которые проходят в России.

    На выставке нет рассказов о богоборческой деятельности комсомольцев, сожженных иконах и "перегибах", о том, как сложились судьбы первых секретарей ЦК ВЛКСМ. Ведь семеро человек были репрессированы в 1930-х, а шесть из них - расстреляны. Выжил в лагерях один - Александр Мильчаков.
    - Да, мы намеренно сосредоточились на позитивных моментах. Название выставки, напомню, - "Энергия созидания". Хотели показать достижения комсомола, людей, которые мечтали о лучшем и создавали его. По сути, были подвижниками, - говорит ведущий научный сотрудник Музея современной истории России Ярослав Полестеров.




    В экспозиции есть послереволюционный лубок. На картинке девушки влюбленными глазами смотрят на чернобрового парнишку с азбукой в руках. Автор отмечает, что - это комсомолец, а девушки в него "влопались". Есть и тачка с "козой" - так называлось приспособление для переноски кирпичей. При помощи них комсомольцы работали на первой ударной стройке - Волховской ГЭС...






    Организаторы выставки признают - ВЛКСМ превратился в формальность и в итоге исчез вместе с партией. Но им дороже глаза "навеки девятнадцатилетних" из документальной хроники: "Смотришь на счастливые и чумазые лица тех, кто рвался из удобных городов в палаточную сырость и зной, кто гордился не новой иномаркой, а выцветшей целинкой (так называлась куртка) в многочисленных нашивках, и тогда понимаешь, что бесследно такое исчезнуть не может".

    Не исчезли те, кто носил целинки. Кто колесил по стране с агитбригадами. Кто не просто мечтал о светлом будущем, но и создавал его. Так жили многие. Знакомились. Дружили. Влюблялись. Создавали свою моду, наконец.




    После революции девушек, агитировавших за вступление в колхоз на селе, называли краснокосынщицами или "красными свахами". Городские комсомолки, как правило, носили кожанки и штурмовки.








    Это было в 1920-х. Послевоенный атрибут. А для 1930-х характерен уже другой образ. Если говорить про летний, то это легкие светлые одежды. Популярны в ту пору были тюбетейки и вышиванки. Но тогда никто особо не думал о национальных особенностях - все жили в одном интернациональном государстве.




    А из динамиков в это время звучит песня "Комсомольцы-добровольцы" о том, как можно счастье найти...

    Выставка "Энергия созидания: 100 лет комсомолу" продлится в Музее современной истории России до 25 ноября.

    Еще несколько плакатов с выставки:
















































    Источник: Любители истории


Recent Posts from This Journal

  • Замок Таагепера в стиле модерн в Эстонии

    Замок Таагепера (Taagepera mõis) — мыза в одноимённой деревне, уезд Валгамаа, Эстония. Из-за своего большого размера, а также…

  • Дом Трех Королей в Трире

    Дом Трех Королей (нем. Dreikoenigenhaus) — один из немногих сохранившихся домов-крепостей Германии — расположен в историческом центре…

  • Базилика Святого Прокопа в Тршебиче

    Базилика Святого Прокопа (чеш. Bazilika svatého Prokopa) — католическая церковь в романско-готическом стиле, расположенная в чешском…

  • Церковь Святой Катогике в Ереване

    Церковь Святой Катогике XII в. | Կաթողիկե Սուրբ Աստվածածին եկեղեցի. Небольшая средневековая церковь в самом центре города Ереван. Самые старые…

  • Кто кому подражал? (Льюис Доменек-и-Монтенер и Антони Гауди-и-Конрнет)

    Почти любой неискушенный в отношении истории архитектуры человек, увидив это барселонское здание, наверняка решит, что автором его является…

  • Церковь Отхта

    Церковь Отхта (дословно - Церковь Четырех) является еще одним шедевром грузинской архитектуры, затерянным на территории нынешней Восточной Турции.…

  • Аббатство Пресвятой Девы Марии в Фонфруаде

    Аббатство Пресвятой Девы Марии в Фонфруаде (фр. Fontfroide, фр. Abbaye Sainte-Marie de Fontfroide) — бывшее цистерцианское аббатство во…

  • Замок Кохем

    Замок Кохем (Reichsburg Cochem) — бывший имперский замок в одноимённом немецком городе на реке Мозель в федеральной земле Рейнланд-Пфальц.…

  • Замок Валлё

    Замок Валлё (Vallø Slot) — замок в Дании, на острове Зеландия. Замок Валлё впервые упоминается как владение Эскильда Краге в…

Buy for 30 tokens
23 февраля 1918 года - не было не то что побед - большевистские части просто бежали перед малочисленными германскими отрядами, практически не оказав им сопротивления, и сдали Псков и Нарву. А Дыбенко, которому поручили оборону Нарвы, драпанул со своими матросами аж в Самару. В ночь на 24-е…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
viatorsta
Oct. 29th, 2018 01:15 pm (UTC)
Иными плакатами впору детей пугать.
Хорошо помню этот праздник. В этот день в школе обычно устраивали танцевальные вечера "на день комсомола". А ещё при вступлении в комсомол в райкоме любили задавать каверзнейший вопрос: "Принимали ли участие космомольцы в штурме Зимнего дворца?" (вариант "Сколько комсомольцев принимало участие в штурме Зимнего дворца?")
sergeyurich
Oct. 29th, 2018 01:37 pm (UTC)
Да был такой вопрос. Я это тоже помню.
У меня к моему комсомольскому прошлому тоже неоднозначное отношение.
misareg
Oct. 29th, 2018 01:51 pm (UTC)
прелесть ллакаты..респект.. вотзму часть для своего поста..
sergeyurich
Oct. 29th, 2018 01:54 pm (UTC)
Сколько угодно! )))
durasik
Oct. 29th, 2018 02:45 pm (UTC)
Я в мае 1987 года вышел из состава))) При уходе с работы в Музее истории г. Москвы просто не взял документы, соответственно, перейдя на работу в ИА АН СССР просто не поставился на учёт!!!)))

Никакой комсомольской деятельности уже не было, кроме сбора взносов, всем было наплевать на всё!!!)))
sergeyurich
Oct. 29th, 2018 03:05 pm (UTC)
Да, Игорь, согласен с тобой.
К концу 80-х комсомольская деятельность превратилась в профанацию.
Впрочем, я в армии тоже был главным комсомольцем батареи, в которой служил, и это мне здорово пригодилось: командировки в Москву на разного рода "слеты" и проч. Да и демобилизовался я самым первым в дивизии (не только потому, что из моего института к комполка пришло письмо, что студенту такому-то срочно необходимо продолжить образование, но и благодаря замполиту, с которым у меня были хорошие отношения из-за комсомола).
Серьезно к комсомолу я относился лишь в 1985 - 1996 гг., когда меня выбрали секретарем комсомольской организации школы. Но столкнувшись с горкомовскими комсомольскими бюрократами, я быстро понял, что комсомол, в который я верил, давно уже мертв.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com