?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Альтенбергский собор

    Альтенбергский собор (Altenberger Dom) - это, строго говоря, не собор, а церковь. Ее называют собором (Dom), хотя она никогда не была кафедральным храмом, то есть главным в епископстве. Говоря другими словами, здесь никогда не было епископской кафедры. Альтенбергский собор - старая монастырская церковь, построенная буквально в чистом поле. Вокруг - кажущийся диким лес и живописные холмы.






    Размеры церкви свидетельствуют о былом богатстве и значении находившегося здесь монастыря, от которого, увы, почти ничего не осталось, если не считать фрагментов массивной каменой ограды и часовни Святого апостола Марка 1225 года постройки.




    Современные названия Altenberger Dom и Bergischer Dom закрепились - с легкой руки одного летописца и краеведа - явочным порядком в XIX веке, когда история этой необычной церкви насчитывала уже более шести столетий. По большому счету, перед нами не Dom , а Munster . Именно так изначально называли монастырские церкви (от латинского monasterium ) или позже на юге Германии - большие и значительные храмы.




    Альтенбергский собор входит в число важнейших памятников готической архитектуры в Германии. В частности, его западное окно (Westfenster) размерами 18 на 8 метров, расположенное над главным входом, является самым большим готическим храмовым витражом в Европе севернее Альп.

    В лучах заходящего солнца начинает казаться, что выложен витраж на янтарном фоне из рубинов, изумрудов и других драгоценных камней, а не из простого цветного стекла. Однако в целом церковь производит очень трезвое впечатление, а ее внутреннее убранство трудно назвать богатым, как и требовал устав монашеского ордена цистерцианцев (Zisterzienser).




    После основания этого католического ордена в XI веке в Бургундии, а он стал ответвлением ордена бенедиктинцев, только на территории нынешней Германии возникло более 90 мужских монастырей, а позже - еще около 150-ти женских.

    Цистерцианцы предпочитали селиться в тихих уединенных местах. Они известны своим затворническим и созерцательным образом жизни, а также аскетическими практиками. Тихая долина Оденталь (Odenthal), по которой протекает горная речка Дюнн (Dhunn), идеально подходила для белых , как их называли из-за цвета одежды, монахов.




    Монастыри цистерцианцев становились не только форпостами распространения христианской веры, но и центрами экономической жизни. Монахи организовывали фермерские хозяйства, разводили лошадей, закладывали сады, занимались разведением рыбы, горным делом…

    В Альтенберг они пришли в 1133 году, а к строительству готического храма Вознесения Пресвятой Девы Марии (Klosterkirche Sankt Maria Himmelfahrt) на месте своей первой романской церкви приступили в 1259-ом, то есть более 750 лет назад. В торжественной церемонии участвовал архиепископ Кёльна - монастырь находился на территории его епархии.




    Свои земли монастырь получил от графов фон Берг (Grafen von Berg). Один из этих графов в старости стал его монахом, а многие представители рода похоронены в соборе. Согласно письменному свидетельству 1059 года, в этом месте у речки Дюнн находилось их поместье. Позже, когда фон Берги расширили свое влияние и построили новый замок на реке Вуппер (Wupper), они подарили свои старые владения монахам. Так возникло название Altenberg, то есть старый Берг , а бывшие земли графов до сих пор называются Землей Бергов (Bergisches Land).




    Альтенбергский храм является почти ровесником Кёльнского собора, строительство которого было начато в 1248 году. Издалека их силуэты даже чем-то похожи, но лишь издалека и на первый, беглый взгляд. Почти сразу в глаза бросается, например, отсутствие башен, что также объясняется строгими правилами цистерцианцев, избегавших украшений и роскоши. Этим же вызвана изначальная строгость внутреннего убранства и небольшое число резных каменных украшений снаружи.

    Занявшую несколько столетий постепенную либерализацию подхода цистерцианцев к оформлению храмов можно хорошо проследить на примере оконных витражей. Более старые из них у клироса выдержаны в темно-зеленых тонах, почти монохромных, без каких-либо изображений библейских персонажей или святых. Их ажурный орнамент составлен из листьев, словно только что собранных в соседнем лесу.




    Постепенно от окна к окну краски становятся более интенсивными и разнообразными, на витражах появляются изображения. Последним стал западный витраж (1380-1400 годы). На нем изображен Небесный Иерусалим (Himmlisches Jerusalem) - идеальный город, символ небесной церкви.

Источник:
#Германия@medieval_architecture

Recent Posts from This Journal

  • Локет

    Локет (Loket) — один из самых старых и живописных городов Чехии. Город Локет находится в изгибе реки Огрже, которая здесь обтекает…

  • Костёл Вознесения Христова в Каунасе

    Костёл Вознесения Христова (Kauno Kristaus Prisikėlimo bazilika) в Каунасе, Литва. Костел в Каунасе поражает своей удивительной историей. Его…

  • Дворец Юрисконсультов в Милане

    Дворец Юрисконсультов (Palazzo dei Giureconsulti) — роскошное здание, появившееся на площади Мерканти в Милане в 1562 году. Здание…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com