?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Существует мнение, что высочайшим живописным произведением, созданным в Западной Европе до Джотто, т. е. до начального становления великой итальянской живописи Ренессанса, следует признать не фреску, картину или книжную миниатюру, а витраж Шартрского собора «Богоматерь с младенцем», исполненный на рубеже XII и XIII вв. в переходный период от романского стиля к готике.




    В центре композиции Мария в голубой одежде, восседающая подобно царице на троне, с золотистым, как и ее корона, лицом; по звучности и насыщенности Цветовой гаммы это — великое произведение живописи, в котором цвет явился решающим средством художественного выражения.




    Как видим, по своему эмоциональному воздействию сюжет росписи или витража, переданный рисунком, стоит здесь на последнем месте, а на первом — цвет и вместе с ним свет.




    В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и света.

    По мере того как утверждалась каркасная система и стена становилась ажурной, в храме оставалось все меньше места для настенных росписей — их все чаще заменяли витражи. Огромные оконные проемы готического собора сверху донизу заполнялись оправленными в свинец цветными или раскрашенными стеклами.




    Но витраж не просто заменил фреску. Он открыл новые возможности для цветовых эффектов, в которых средневековые живописцы видели конечную цель своего искусства. Витраж выполнял в искусстве более северных европейских стран ту же роль, что в Византии мозаика. Ту же роль — в сочетании света и цвета, их взаимном обогащении, при котором цвет придает свету окраску, а свет наделяет цвет своим сиянием. Разница состояла лишь в том, что византийская мозаика принимает через распахнутые окна яркие лучи южного солнца и окунает их в свою цветовую гамму, чтобы цветным пламенем озарить внутреннее пространство храма, между тем как через витраж любой свет проникает в это пространство уже расцвеченным, играя на колоннах и в сводах своими искусно подобранными красочными переливами.




    Игра света и цвета, то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от набежавшей тучи или в час заката, рождала под головокружительным взлетом могучих готических сводов волнующе-сказочное настроение, увлекавшее молящихся от земного, конкретного к небесному, неосязаемому, но лучистому. Там, где сохранились по сей день средневековые витражи, они захватывают своим волшебством и нашего современника, благодарного за подобную, созданную человеческим гением красоту.




    Свет, льющийся с неба, согласно средневековому мышлению, означал идущий от бога свет, наделенный всеми чарами цвета! Словно наряжая изнутри огромными самоцветами остов собора, витраж идеально согласуется с готической архитектурой и в то же время в плане мистических упований как бы скрашивает телесность, живую выразительность готической пластики. Ибо в период своего расцвета (вторая половина XII в. — первая половина XIII в.) витражная живопись, монументальная по своей сути, не стремится передать пространственную глубину, которая в ней не больше чем фон. Ее изображения уже потому не создают впечатления реальности, что для нашего глаза их четкие контуры прежде всего отделяют один светящийся цвет от другого. Как и в представлении о живописи монаха Теофила, рисунок тут выполняет лишь подсобную функцию.

    Позднее подражание картине, смешение тонов, поиски светотени вместе с перерождением самой готики привели и к перерождению витражного искусства, которое при большей утонченности утратило былую, сияющую чистыми красками монументальность.

    Из дошедших до нас витражных ансамблей высокой готики самый замечательный в Сен Шапель в Париже включает 146 окон с 1359 различными сюжетами.

    Витраж как обязательная часть храмового интерьера не пережил готики. Но колористические достижения средневековой витражной живописи оставили глубокий след в искусстве и, в частности, в конце позапрошлого века вызвали восхищение художников-импрессионистов.

    Источник: Архитектура Средневековья

Recent Posts from This Journal

  • Замок д'Аркур

    Замок д'Аркур (Château d'Harcourt) — cредневековый замок в регионе Верхняя Нормандия, Франция. Замок д'Аркур -…

  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ В ЖИВОПИСИ

    Православные христиане отметили вчера Вербное воскресенье. Это праздник в память о том дне, когда Христос въехал в Иерусалим, и весь город…

  • Йиндржихув-Градец

    Самые красивые города Чехии. Йиндржихув-Градец Йиндржихув-Градец - это небольшой город в Южно-Чешском крае, население которого насчитывает…

  • Больница святителя Алексия, митрополита Московского (Пятая Градская больница)

    На самой длинной улице Москвы, пока еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы,…

  • Ратуша Картахены

    Ратуша Картахены (Palacio consistorial de Cartagena) — одна из главных достопримечательностей города, в котором располагается Мэрия города и…

  • Соборы и небоскребы

    Несколько интересных фактов из сравнения христианских соборов и небоскребов. Хотя, может быть, это просто совпадения. Ульмский собор (нем. Ulmer…

  • Замок де Хаар

    Замок де Хаар (нид. Kasteel de Haar) — самый старый и одновременно самый современный замок Голландии. Был построен еще в XIV веке, однако…

  • Небольшая прогулка по Мецу. Часть первая

    НЕБОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ПО МЕЦУ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Предлагаем вашему вниманию относительно небольшой фотоотчет об однодневной поездке в Мец, совершенной в…

  • Замок Фалькенштайн

    Замок Фалькенштайн (Burg Falkenstein), Австрия. Нижний замок комплекса Фалькенштейн, один из древнейших в Каринтии, находится в долине Мелль, в…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Nov. 21st, 2018 09:04 pm (UTC)
Даже не знаю...
Кстати, очень интересный вопрос! Что считать "величайшим произведением живописи" эпохи Средневековья, если сократить географические рамки до Западной Европы... - Может, это, действительно, витражи... Или алтарь... Или фрески?
Спасибо, что подняли этот вопрос! Как увлекательно будет поразмышлять...) Спасибо!
sergeyurich
Nov. 22nd, 2018 12:26 pm (UTC)
Ну, это ведь субъективное мнение автора, на которое он, как и каждый, имеет полное право.
Я вот тоже с ним не совсем согласен. Но витраж просто великолепный!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com