?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Давно подмечено, что стройная конструкция готического собора в определенном смысле соответствует композиции знаменитых схоластических «сумм», одной из важнейших форм книжной учености того времени.
    В этих в подлинном смысле энциклопедиях знаний, как и в архитектуре средневековых западноевропейских храмов, реализуется стремление к воспроизведению всей иерархии мироздания, к охвату абсолютной полноты универсума, к определению и постановке всех возможных дискуссионных вопросов и проблем с необходимым привлечением всех аргументов «за» и «против», авторитетных суждений и логических доказательств.






    В средневековых соборах были наглядно представлены наиболее значимые религиозно-нравственные образцы и идеалы поведения человека в мире сем, заповеданные библейскими сюжетами и примерами святости. В этом смысле и храм, и «сумма» суть своеобразные «зеркала» (speculum) мира, отражающие в своих архитектурных и мыслительных построениях, неизбывно устремленных ввысь, в небеса, величие Божественного Творца с соответствующей степенью доступного для человека совершенства и полноты воспроизведения Божественного образа.



  Если же вспомнить о том, что современная архитектура с господствующими в ней принципами утилитарного функционализма и комфортности в некотором смысле отражает перспективу нашего мировидения, то мы будем вынуждены признать, что понимание многозначности и сложности строения универсума в гораздо большей мере было присуще культуре Средних веков, чем новейшей научно-технической цивилизации.

    Интересное мнение по данному поводу высказал русский философ и богослов С.Н.Булгаков: «До сих пор средневековая архитектура представляет непревзойденный идеал и даже не достигнутый предел напряжения идеалистически-религиозного искусства (так же как непревзойденной и не достигнутой — в совершенно другой сфере — остается для нас красота античного искусства). И по сравнению с этими величавыми памятниками душевной жизни средневекового человечества современность со своими вокзалами кажется такой мелкой, прозаической, мещанской. Нужно уметь поклоняться этой старине».

  См: Философия западноевропейского Средневековья: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.В.Шмонин.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — С. 104.

    Правда, я бы отметил, что всему вышесказанному соответствует не только культовая, но и светская готическая и даже неоготическая архитектура, что, впрочем и неудивительно, поскольку для строителей готических ратуш и прочих общественных гражданских сооружений образцами являлись все те же готические храмы.

    Вот например, знаменитый "Дом Короля" на Гранд Плас Брюсселя:





    Не находите ли вы, что это сооружение, дошедшее до нас в том виде, в котором его перестроили в 1873 - 1875 гг., не в меньшей, а даже в большей степени соответствует "композиции схолластических сумм", чем готический кафедральный собор Святого Михаила и Святой Гудулы бельгийской столицы?



    Что вы, уважаемые друзья, думаете по этому поводу?

Сергей Воробьев.

Recent Posts from This Journal

  • Московские вокзалы

    Любителям старой Москвы предлагается подборка ретро-фотографий и открыток московских вокзалов, сделанных на рубеже XIX - XX веков (и не только).…

  • Папский дворец в Авиньоне

    Папский дворец (фр. Palais des papes d'Avignon) — памятник истории и архитектуры в Авиньоне, Франция. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и…

  • Базилика Святого Эгидия

    Базилика Святого Эгидия (Bazilika svätého Egídia) — католический храм в Бардеёве, Словакия. Строительство собора…

  • Башня слонов в Копенгагене

    Башня слонов (Elefanttårnet) — самая известная достопримечательность района Карлсберг в Копенгагене, Дания. Башня получила своё…

  • Доминиканский костёл в Тернополе

    Доминиканский костёл (Домініканський костел) — памятник сакральной архитектуры, кафедральный храм в Тернополе, Украина. При…

  • Костёл Святой Марии в Гданьске

    Костёл Святой Марии или Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии (польск. Bazylika konkatedralna Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny w Gdańsku…

  • Крепость и замок Кленова

    Приблизительно 15 км южнее от Клатов, близко Яновиц-над-Углавой, на возвышенном месте в одноименной деревне на одном месте находится крепость и…

  • Костёл Святой Гертруды в Каунасе

    Костёл Святой Гертруды (Šv. Gertrūdos bažnyčia) — католический храм в Каунасе. Является одним из старейших примеров кирпичной готики в…

  • Норвежский музей истории культуры в Осло

    Норвежский музей истории культуры (Bygdøy Folk Museum) — яркая достопримечательность полуострова Бюгдёй в Осло, Норвегия. Он был…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
barbra_forever
Nov. 14th, 2018 06:47 pm (UTC)
Похоже, архитекторы готических храмов могли объять необъятное!
sergeyurich
Nov. 15th, 2018 01:19 pm (UTC)
Или, по крайней мере, пытались это сделать. Поэтому готическая архитектура так завораживает.
ignaciodeloyola
Nov. 23rd, 2018 08:54 pm (UTC)
Понятно, что архитектура отражает свое время. Как светская, так и религиозная - Вы абсолютно правы!
другой вопрос, что это совсем не повод говорить о превосходстве архитектуры Средневековья над современными зданиями. Другие цели, другое мировоззрение - другие результаты.
Но Ваши рассуждения очень интересны! Спасибо!)
sergeyurich
Nov. 24th, 2018 08:26 am (UTC)
Никто и не говорит о превосходстве средневековой архитектуры над зодчеством любого другого периода. Но все же стоит признать, что готическая архитектура прекрасна и своей величественностью, и своей одухотворенностью.
Кстати, это в полной мере относится и к русской средневековой (прежде всего, культовой, конечно же, архитектуре). К примеру, я не знаю более совершенного сооружения, чем храм Покрова на Нерли, конкурентом которому может являться разве что Дмитриевский храм во Владимире и Успенский собор того же города.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com