?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Полотно написано в 1434 году в Брюгге, в ту пору бывшим крупным торговым центром Северной Европы. Из России и Скандинавии привозились в него лес и меха, с Востока через Геную и Венецию шелк, ковры и пряности, из Испании и Португалии лимоны, инжир и апельсины. Брюгге был богатым местом.




    Супружеская пара, изображённая на полотне ван Эйка, богата. Это особенно заметно по одежде. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах.




    ЗЕРКАЛО
    На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.




    Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.




    Присутствие зеркала говорит о девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной.


    СВЕЧА
    Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен, и она умерла при родах.




    Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте.
    Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.


    ОБУВЬ
    Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью.







    Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
    Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй».


    КРОВАТЬ
    Красный альков справа является намеком на «Песнь песней» и символизирует брачный чертог. В нидерландской живописи подобная кровать — непременный атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы, что еще раз напоминает о связи этой картины с богородичным культом.





    Источник: БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ

Recent Posts from This Journal

  • Церковь Космы и Дамиана в Калуге

    Храм святых Космы и Дамиана построили вблизи Московских ворот калужского кремля, где в XVIII в. располагались кузницы. Святые являются покровителями…

  • Замок Гаасбек

    Замок Гаасбек (Kasteel van Gaasbeek) — роскошный замковый комплекс, расположенный в коммуне Ленник к юго-западу от Брюсселя, Бельгия.…

  • Мраморная вуаль

    Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они выполнены настолько тонко, что некоторым современникам…

  • Замок Кратохвиле

    Государственный замок Кратохвиле, построенный во второй половине 16 века, благодаря своей архитектуре и месторасположению не имеет себе равных в…

  • Замок Корвинов

    Замок Корвинов (Castelul Corvinilor) — родовое гнездо феодального дома Хуньяди на юге Трансильвании, в современном румынском городе Хунедоара.…

  • Замок Швигов

    Замок Швигов (чеш. Hrad Švihov) — средневековый готический водный замок в городе Швигов в районе Клатови Пльзенского края Чехии.…

  • МОНСЕРРАТ

    Моя любимая подружка - РоМашка - вскоре собирается в Барселону, и у меня, бывалого путешественника, она поинтересовалась, что нужно обязательно…

  • Башня Калаорра в Кордове

    Монументальное сооружение башня Калаорра располагается на другом конце Римского моста (Puente Romano) относительно Кордовской мечети. На машине…

  • Севежский замок

    В 85 километрах от Кракова находится небольшой город Севеж, и главной его достопримечательностей является замок краковских епископов. Этот замок, а…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
danitta
Dec. 23rd, 2018 10:58 am (UTC)
сколько деталей.. Каждая картина- это целый символический мир
Вообще раньше художники были образованными, - по кр. мере, мифы Древней Греции и Рима и Библию они знали досконально, и закладывали в свои творения такой символизм, понять который способен только тот, кто обладает такими же глубокими знаниями
а сейчас в этом отношении, получается, живопись плоская.
sergeyurich
Dec. 23rd, 2018 01:23 pm (UTC)
Даша, несмотря на свою категоричность, в целом Вы правы.
Да и мне интереснее рассматривать картины средневековых художников и полотна мастеров эпохи Возрождения, в которых есть смысл (и множество подсмыслов), чем современную живопись, в которой чаще всего нет ничего кроме желания самовыражения.
ein_arzt
Dec. 23rd, 2018 01:05 pm (UTC)
Видел эту картину в Лондонской национальной галерее. Посетители задерживаются у нее, рассматривая детали. Там еще справа лежат дорогущие в то время апельсины, что тоже говорит о достатке, а сам Арнольфини многим напоминает того, о ком нельзя говорить вслух. :)
sergeyurich
Dec. 23rd, 2018 01:31 pm (UTC)
Андрей, неужели Арнольфини напоминает Волан де Морта? )))
Ведь именно его имя в "поттериане" нельзя было произносить.
Мне, например, никто не запрещает сказать, что персонаж этой картины напоминает молодого В. В. Путина. И я не думаю, что после этого ко мне домой придут сотрудники ФСБ, чтобы отправить меня в тюрьму за оскорбление президента. )))

Кстати, где Вы на этой картине увидели апельсины? Справа их точно нет, а те фрукты, что слева на апельсины как-то не слишком похожи.
ein_arzt
Dec. 23rd, 2018 03:51 pm (UTC)
Сергей, виноват. Ошибся стороной - слева на сундуке (?) у окна. Толкований изображенного на полотне существует много. Наверное, поэтому картина и привлекает внимание.
К слову, по поводу символов. Когда-то читал интервью Дэвида Линча, в котором он высказался примерно так: "Режиссёр показал в кадре изгибы горного хребта, и киноведы принялись искать в этом смыслы. А может быть режиссёру этот вид просто показался красивым?"
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 01:43 pm (UTC)
Да, Андрей, я понял, что на сундуке. Впрочем, все равно, на апельсины не очень похоже, очень уж маленькие эти плоды.
И я не стал бы сравнивать творчество Дэвида Линча (против которого совершенно ничего не имею) с творчеством художников Ренессанса. Как правило, на их картинах случайных деталей не бывает. И тем более, у Яна ван Эйка.
ein_arzt
Dec. 24th, 2018 08:08 pm (UTC)
Сергей, у меня и в мыслях не было сравнивать Линча с художниками Ренессанса. Я вспомнил его слова применительно к толкователям картины. На мой взгляд, лучше любоваться картиной, чем заниматься её "препарированием".
sergeyurich
Dec. 25th, 2018 04:43 pm (UTC)
Андрей, да я в этом и не сомневаюсь!
Но иногда просто любоваться картиной - мало, хочется разгадать те потаенные (или явные для современников, но скрытые от нас) смыслы, которые автор заложил к свое произведение. Здесь я с собой ничего поделать не могу. Я всегда рассматриваю произведение искусства в контексте эпохи, в которую оно было создано. А просто любоваться можно натюрмортами и пейзажами. Но эти жанры не относятся к числу моих любимых.
carina_marina
Dec. 23rd, 2018 06:59 pm (UTC)
Сомневаюсь, мех -горностай!
У горностая обязательно черные кончики, в этом его отличительная нарядность).
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 01:44 pm (UTC)
Марина, может быть и не горностай. Но все равно меховая оторочка, что могли тогда в Европе позволить себе только весьма состоятельные люди.
ignaciodeloyola
Dec. 24th, 2018 02:28 pm (UTC)
Ух ты как интересно!
Да и картина сама по себе великолепна! Может, поэтому и вызывает поиски смыслов, тайных знаков...
Спасибо!
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 02:31 pm (UTC)
Пожалуйста!
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com