?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Полотно написано в 1434 году в Брюгге, в ту пору бывшим крупным торговым центром Северной Европы. Из России и Скандинавии привозились в него лес и меха, с Востока через Геную и Венецию шелк, ковры и пряности, из Испании и Португалии лимоны, инжир и апельсины. Брюгге был богатым местом.




    Супружеская пара, изображённая на полотне ван Эйка, богата. Это особенно заметно по одежде. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах.




    ЗЕРКАЛО
    На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.




    Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.




    Присутствие зеркала говорит о девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной.


    СВЕЧА
    Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен, и она умерла при родах.




    Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте.
    Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.


    ОБУВЬ
    Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью.







    Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
    Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй».


    КРОВАТЬ
    Красный альков справа является намеком на «Песнь песней» и символизирует брачный чертог. В нидерландской живописи подобная кровать — непременный атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы, что еще раз напоминает о связи этой картины с богородичным культом.





    Источник: БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ

Recent Posts from This Journal

  • Замок Мнишек-под-Брды в Чехии

    Романтический замок Мнишек-под-Брды, воздвигнутый в XIII веке, был полностью реконструирован в 1910 году, и лишь в 2000 годах ему был присвоен…

  • "Прекрасный фонтан" в Нюрнберге

    "Schöner Brunnen" - "Красивый фонтан" или "Прекрасный фонтан" находится на Главной рыночной площади (Hauptmarkt).…

  • Замок Куэльяр в Сеговии

    Замок Куэльяр, известный как замок герцогов Альбукерке (исп. Castillo de los Duques de Alburquerque), – это величественный исторический…

  • Храм Баграта в Кутаиси

    Храм Баграта — храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь…

  • Собор Святого Петра в Бове

    Собор Святого Петра в Бове — самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Расположен на севере Франции в городе…

  • Замок Браганса

    Замок Браганса (порт. Castelo de Bragança) — средневековый замок во фрегезии Санта-Мария города Браганса округа Браганса Португалии.…

  • Церковь Хусабю (Швеция)

    Церковь Хусабю (швед. Husaby kyrka) — церковь в шведском городе Хусабю. Церковь в Хусабю, что находится в шведском лёне Вестра-Гёталанд, в 15…

  • Королевский дворец Дроттнингхольм

    Королевский дворец Дроттнингхольм (Drottningholm) — величественный дворцово-парковый ансамбль в Швеции, а также объект всемирного наследия…

  • Готический квартал Барселоны

    Готический квартал находится в центре Старого города в Барселоне. Квартал начинается от площади Каталонии и простирается от Ла Рамбла до проспекта…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
danitta
Dec. 23rd, 2018 10:58 am (UTC)
сколько деталей.. Каждая картина- это целый символический мир
Вообще раньше художники были образованными, - по кр. мере, мифы Древней Греции и Рима и Библию они знали досконально, и закладывали в свои творения такой символизм, понять который способен только тот, кто обладает такими же глубокими знаниями
а сейчас в этом отношении, получается, живопись плоская.
sergeyurich
Dec. 23rd, 2018 01:23 pm (UTC)
Даша, несмотря на свою категоричность, в целом Вы правы.
Да и мне интереснее рассматривать картины средневековых художников и полотна мастеров эпохи Возрождения, в которых есть смысл (и множество подсмыслов), чем современную живопись, в которой чаще всего нет ничего кроме желания самовыражения.
ein_arzt
Dec. 23rd, 2018 01:05 pm (UTC)
Видел эту картину в Лондонской национальной галерее. Посетители задерживаются у нее, рассматривая детали. Там еще справа лежат дорогущие в то время апельсины, что тоже говорит о достатке, а сам Арнольфини многим напоминает того, о ком нельзя говорить вслух. :)
sergeyurich
Dec. 23rd, 2018 01:31 pm (UTC)
Андрей, неужели Арнольфини напоминает Волан де Морта? )))
Ведь именно его имя в "поттериане" нельзя было произносить.
Мне, например, никто не запрещает сказать, что персонаж этой картины напоминает молодого В. В. Путина. И я не думаю, что после этого ко мне домой придут сотрудники ФСБ, чтобы отправить меня в тюрьму за оскорбление президента. )))

Кстати, где Вы на этой картине увидели апельсины? Справа их точно нет, а те фрукты, что слева на апельсины как-то не слишком похожи.
ein_arzt
Dec. 23rd, 2018 03:51 pm (UTC)
Сергей, виноват. Ошибся стороной - слева на сундуке (?) у окна. Толкований изображенного на полотне существует много. Наверное, поэтому картина и привлекает внимание.
К слову, по поводу символов. Когда-то читал интервью Дэвида Линча, в котором он высказался примерно так: "Режиссёр показал в кадре изгибы горного хребта, и киноведы принялись искать в этом смыслы. А может быть режиссёру этот вид просто показался красивым?"
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 01:43 pm (UTC)
Да, Андрей, я понял, что на сундуке. Впрочем, все равно, на апельсины не очень похоже, очень уж маленькие эти плоды.
И я не стал бы сравнивать творчество Дэвида Линча (против которого совершенно ничего не имею) с творчеством художников Ренессанса. Как правило, на их картинах случайных деталей не бывает. И тем более, у Яна ван Эйка.
ein_arzt
Dec. 24th, 2018 08:08 pm (UTC)
Сергей, у меня и в мыслях не было сравнивать Линча с художниками Ренессанса. Я вспомнил его слова применительно к толкователям картины. На мой взгляд, лучше любоваться картиной, чем заниматься её "препарированием".
sergeyurich
Dec. 25th, 2018 04:43 pm (UTC)
Андрей, да я в этом и не сомневаюсь!
Но иногда просто любоваться картиной - мало, хочется разгадать те потаенные (или явные для современников, но скрытые от нас) смыслы, которые автор заложил к свое произведение. Здесь я с собой ничего поделать не могу. Я всегда рассматриваю произведение искусства в контексте эпохи, в которую оно было создано. А просто любоваться можно натюрмортами и пейзажами. Но эти жанры не относятся к числу моих любимых.
carina_marina
Dec. 23rd, 2018 06:59 pm (UTC)
Сомневаюсь, мех -горностай!
У горностая обязательно черные кончики, в этом его отличительная нарядность).
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 01:44 pm (UTC)
Марина, может быть и не горностай. Но все равно меховая оторочка, что могли тогда в Европе позволить себе только весьма состоятельные люди.
ignaciodeloyola
Dec. 24th, 2018 02:28 pm (UTC)
Ух ты как интересно!
Да и картина сама по себе великолепна! Может, поэтому и вызывает поиски смыслов, тайных знаков...
Спасибо!
sergeyurich
Dec. 24th, 2018 02:31 pm (UTC)
Пожалуйста!
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com