?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Это интересно!


Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Москвы до Мытищ

С детства, путешествуя электричкой в Москву, я задавал маме множество вопросов: "если есть станция Москва -3-я, то куда потерялась вторая?", "а Маленковская - это потому что станция маленькая?", "что мыли в Мытищах?" и "какие тайны таит Тайнинская?". Детские вопросы, оставшиеся без ответа, иногда предопределяют судьбу. В наши дни многие мои знакомые, даже обзаведясь личным автотранспортом, предпочитают ежедневно ездить в Москву пользуясь той же железной дорогой. Каждый день, проезжая одни и те же станции, они вынуждены бороться с дорожной скукой...

Некоторое время тому назад я задумал сделать наглядное пособие, призванное помочь им в этой борьбе, а именно, - краткую историческую иллюстрированную карту Ярославского направления Московской железной дороги, на которой были бы указаны даты и причины (обстоятельства) появления тех или иных станций и платформ, приведены краткие судьбы людей, в честь которых некоторые эти станции получили своё название, размещены их старые фотографии, которые можно было бы сравнить с современными видами, глядя в окно вагона...

Конечно, в инфографику вставить более развёрнутые и подробные данные трудно, да и едва-ли надо, поэтому привожу их ниже. Сегодня едем от Москвы до Мытищ...


Станция Москва-3.
Как платформа была открыта в 1929 году для нужд Экспериментального института путей сообщения (ныне - Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Грузовая железнодорожная станция "Москва-2" располагается на соединительной ветке с Ленинградской и Ярославской ж/д. на Казанскую. Недалеко от Сокольников.

Платформа Маленковская.
Платформа была открыта в 1934 году и названа в память об уроженце Петровской слободы Богородского уезда (г. Лосино-Петровский) Емельяне Михайловиче Маленкове (1890-1918).

Емельян Михайлович Маленков (1890-1918).
Участник революционного движения 1905 года, Е.М. Маленков работал слесарем на на заводе Вартце и Макгилля. Вступив в Коммунистическую парстию в 1912 году, с 1915 года он работал в Петровских железнодорожных мастерских Казанской дороги, где стал активным деятелем профсоюза металлистов «Единение». В 1914-1915 годах он вел антивоенную пропаганду, добился создания большевистской группы в профсоюзе. В 1915 году за антивоенную агитацию 25-летний Емельян Маленков был осужден на 4 года каторги, но после Февральской революции 1917 года вышел на свободу. В дни октябрьского вооруженного восстания в Москве он командовал красногвардейским отрядом. После победы революции он стал председателем Сокольнического районного совета и членом московского Центрального штаба Красной Гвардии. Как военный комиссар района он стал организатором  Красной Гвардии в Сокольническом районе Москвы. В 1918 году Е.М. Маленков участвовал в боях с интервентами на Западном фронте, в разгроме мятежа Дутова. Затем состоял на командно-политической работе в частях Восточного фронта. В возрасте 28 лет он погиб в бою и посмертно был награждён орденом Красного Знамени.

Платф. Маленковская. Фотография 1975 г. Отсюда.

Состав из Москвы, перегон между Маленковской и Яузой. Открытка ок.1914 г. Отсюда.

Платформа Яуза.
Под названием "Платформа 6-й версты" была открыта в 1915 году. Остановка была открыта для обслуживания больницы Северной железной дороги, строившейся рядом с 1911 года при участии архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. В непосредственной близости от платформы и в наши дни располагается корпус работников больницы. Платформа сохраняла своё название до 1929 года [иногда ошибочно пишут, что была переименована в 1917 году]. В том же 1929 году она была электрифицирована и переименована в нынешнее наименование.

Дом работников больницы у пл. Яуза. Фотография 1955-1960 гг. Отсюда.
http://oldmos.ru/upload/photos/5/0/f/800_50f72f0e7ea8d7416ffd659017226631.jpg
На платформе в 1955-1960 гг. Фотография отсюда.
Платформа Северянин.
Платформа была открыта в 1929 году. [1]  вместе с электрификацией линии Москва Пассажирская-Мытищи [См.]и первоначально названа по располагавшемуся здесь посёлку рабочих Северной железной дороги "Красный северянин" [См.]. В 1932 году была переименована в нынешнее наименование.

На пл. Северянин, ок. 1957 г. Отсюда.

Станция Лосиноостровская.
Платформа, открытая в 1893 году первоначально носила название "10-я верста" (с 1902 г – сортировочная станция Лосиноостровская) и была сооружена для доставки пассажиров из Москвы до одной из крупнейших подмосковных дачных местностей: посёлков Лосиноостровск, Дубняки, Торговых служащих, "Красная сосна" (1911 г.).

Станция Лосиноостровская. Открытка 1914 г.

В письмах выдающегося русского живописца Константина Коровина тех лет есть строки: «Лосиная все больше начинает походить на европейский курортный городок, пожалуй, только более шумный и оживленный, чем у немцев. Но та же яркая гуляющая публика, те же непременные больные в окружении услужающих и врачей, дети с гувернантками, скучающие барыньки. Как-то странно видеть все это на пути в лавру. Меняются времена, ничего не поделаешь, меняются!». В 1939 году город Лосиноостровск переименовывается в город Бабушкин в память уроженца соседней деревни Бордино известного полярного летчикаМихаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938).
В августе 1960 года под этим именем бывший Лосиноостровск  вошёл в состав Москвы.

http://img.zema.su/http://lib.rus.ec/i/41/94941/babushkin_ms_1928g.jpg
Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938).

Платформа Лось
Платформа была открыта в 1929 году для доставки пассажиров в бывший дачный посёлок Джамгаровка, основанный ок. 1896 года на средства купцов I гильдии, владельцев банкирского дома, братьев Афанасия Исааковича, Исаака Исааковича и Степана Николаевича Джамгаровых и соседнюю деревню Малые Мытищи.

http://ru.hayazg.info/images/4/4f/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
Исаак Исаакович Джамгаров (1845-?).

В 1939 году посёлок вошёл в черту г. Бабушкин.

Платформа Лось, 2000 г. Отсюда.

Платформа Перловская.
Платформа была открыта в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Перловка, основанного ок. 1864 г. потомственным почетным гражданином, представителем известной династии чаеторговцев, Василием Семёновичем Перловым (1841-1890) [4].


После кончины Василия Семёновича имение перешло во владение его братьев Николая Семёновича  (1849-1911) и Ивана Семёновича (1843-1900).

Николай Семёнович Перлов  (1849-1911).
Иван Семёнович Перлов  (1843-1900).

В 1887 году М. П. Захаров в книге "Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге" писал: "Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями". В 1910 годах здесь было уже около 200 дач, а в 1920-е – 400. После революции дачи национализировали, превратили в общежития и дома для постоянного проживания рабочих и служащих московских и мытищинских заводов.

Платформа Перловка. Открытка ок. 1914. Изд. С.П. Муравьёва, Пушкино.

Билет и брошюра отсюда.

Платформа Тайнинская.
Платформа открылась ок. 1897 года под названием "Платформа Тайницкая" для обслуживания дачной местности. В том же 1897 году платформа была упомянута в книге П. Канчаловского "От Москвы до Архангельска по Московско-ярославско-архангельской железной дороге": "...На растоянии версты от Перловской платформы, по направлению к Мытищам, находится платформа Тайнинская. Возле неё расположенонесколько хороших, но не дешёвых дач в лесу. Эти дачи построены разными владельцами на земле, арендуемой ими у удельного ведомства" [2].В 1905 году у платформы был основан новый дачный посёлок из 32 дач, сдававшихся на летнее время. Посёлок принадлежал купцу Исидору Анисимовичу Комиссарову.После революции дачи были национализированы и переданы в жилищный кооператив "Пролетарий", который приспособил их под постоянное жильё для рабочих и служащих.


Тайнинская. Платформа, 1912 г.

В 1930 году автор путеводителя "Дачи и окрестности Москвы" писал: "Тайнинка необычайно разрослась за последние 2 года. Жилищным кооперативом "Пролетарий" выстроен целый новый городок, с хорошими одно- и двухэтажными деревянными домами, снабженными террасами. Дачи и просеки освещаются электричеством ; на всех участках колодцы. Тут же находятся клуб и кино "Пролетарий"... 


Платформа Тайнинская, Ярославское направление, страницы истории
Платформа Тайнинская. Фотография 1928 г. (?) Отсюда. И отсюда.

...Близ платформы, с правой стороны, большой кооператив, по левой стороне имеется отделение кооператива. Почта в Перловке, но письма доставляются на дом в Тайнинку. В конторе жилищного кооператива телефон. Комнаты сдаются от 25-30 р. в месяц; дачу найти почти невозможно. Недостаток Тайнинки - скученность построек". [3]


Платформа Тайнинская, Ярославское направление, страницы истории
Платформа Тайнинская.

Тайнинка сохраняла свою самостоятельность до 1932 года, а затем была включена в черту города Мытищи.

Станция Мытищи.
Станция была открыта в 1862 году вместе с началом железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом.Открытие железной дороги для публики состоялось 18 августа 1862 года. По воспоминаниям очевидцев, специальный поезд из Москвы в Сергиевский Посад отправился в три часа пополудни. Первыми пассажирами вместе с представительной комиссией, возглавляемой Андреем Ивановичем Дельвигом, был митрополит Московский Филарет, именитые акционеры и члены Правления Общества — И. Ф. Мамонтов, Ф. В. Чижов и Н. Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотькове, в половине пятого поезд прибыл на станцию Сергиево. Весь путь был преодолён за полтора часа.

http://www.sorokagazeta.ru/media/old_photo/5.jpg
Вокзал Мытищи. Открытка ок. 1914 г.
Здание вокзала было построено в 1896 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева в связи со строительством вагоностроительного завода.


Здание вокзала в Мытищах нач. ХХ века постройки. Предположительно фотография 1920-1930 гг.

Участок Москва — Мытищи был электрифицирован 29 августа 1929 года. В 1941-1942 гг. электрификация была демонтирована.

Рад поправкам, уточнениям и дополнениям.
Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. У Р.А. Агеевой приведена дата 1932 год. Агеева Р.А. Улицы Москвы: старые и новые названия. М., 2003, с. 262.
2. Канчаловский П. От Москвы до Архангельска . М., 1897, с.38.
3. Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.71/
4. Семенов (Тян-Шанский) П.П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1.2 СПб., 1899, с. 254.





Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Jun. 25th, 2017 03:12 pm (UTC)
Очень познавательно!
Спасибо!

Получается, из Москвы до Сергиева Посада доехали за полтора часа? - А сейчас сколько времени на этот путь уходит? Или сейчас поезд везде останавливается, поэтому получается столько же? Или больше?

Очень интересно! Спасибо!
sergeyurich
Jun. 26th, 2017 07:02 am (UTC)
И сейчас тоже полтора часа (если со всеми остановками).
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com