?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    В 1926 году Управление ВВС СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу – создать для авиашкол дешевый, надежный и простой в обслуживании самолет. Конструктор Николай Николаевич Поликарпов сразу же приступил к решению этой задачи.




    В начале 1927 года  был построен первый опытный экземпляр. Он был прост по конструкции, технологии, но его летные качества не удовлетворили Поликарпова, и он коренным образом переделал самолет. Второй вариант был готов в декабре 1927 года.




    Испытания легендарного У-2 состоялись в январе 1928 года. Выполнить первый полет на новой машине предстояло знаменитому летчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову.






    После испытательного полета, посадив самолет на аэродром, Громов сказал: «Замечательная машина!»
После Громова У-2 проверяли еще несколько летчиков-испытателей, и все без исключения были восхищены новой машиной. Самолет обладал удивительными качествами: он не входил в штопор, а если его вводили в штопор намеренно, то при нейтральном положении ручки управления он сам выходил из него.

    Вот что рассказывал Н. Н. Поликарпов о своей работе над созданием самолета У-2: «Я задался целью построить сугубо учебную машину и был далек от мысли, что ее можно будет использовать для военных целей». Время показало, что конструктор ошибся в оценке собственного творения.

    У-2 был изготовлен из полотна, фанеры и деревянных брусков. Он оказался самой простой и дешевой в производстве машиной, предназначенной для учебных целей. Он не был рассчитан на вооружение и бомбовый груз, но это, однако, не помешало в годы Великой Отечественной войны с успехом использовать У-2 как ночной бомбардировщик.







    Способность бесшумно спускаться на цель с приглушенным мотором и сбрасывать бомбы с небольшой высоты обеспечивала такую точность удара, на которую не были способны лучшие немецкие пикировщики.






    Первое время пилоты немецких скоростных истребителей, завидев медленную и неуклюжую с виду «русфанер», как они презрительно называли У-2, бросались за ней в погоню. Кончалось это для них нередко плачевно: У-2 прижимался к земле, а немецкий ас с разгону врезался в землю.

    Минусы У-2 неожиданно превратились в плюсы. Благодаря малой скорости и небольшой высоте полета самолет мог беспрепятственно появляться ночью над вражескими позициями и с абсолютной точностью бомбить их объекты. Этот маленький труженик войны мог взлетать с любой мало-мальски ровной площадки, заправляться несколькими ведрами горючего и садиться в самых неподходящих местах. Немцы так и не смогли придумать эффективных средств борьбы с этим тихоходным самолетом.

    У-2, переименованный в 1944 году в ПО-2 (в честь своего создателя Н. Н. Поликарпова), с успехом применялся и после войны в самых различных отраслях народного хозяйства. Этот самолет оказался самым долговечным в мире: серийное производство У-2 началось в 1928 году и фактически продолжалось до 1953 года, почти четверть века. Заводы построили за это время около 40 тысяч таким машин.







ПО-2 в музее польской авиации:






    Из воспоминаний В. В. Маслова (ветерана Великой Отечественной войны, кавалера двух орденов Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды, гвардии полковника, летчика-истребителя, сбившего во время войны 7 самолетов противника, выпускника Мытищинского аэроклуба 1940 г., учившегося летать на У-2):

    «По своей схеме У-2 – биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. – первый полностью отечественной конструкции.
До начала Великой Отечественной войны было построено около 13 500 самолетов различных модификаций. А во время войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС (войсковая серия), располагалась стрелковая тоска с пулеметом. Боевая серия У-2 окрашивалась в темно-зеленый цвет, нижняя поверхность крыльев и фюзеляж – голубые. Этот самолет был любимцем наших воинов, называвших его ласково «кукурузник» (из-за бреющего полета), а немцы проклинали – назлойливый «рускартон» или «русфанер», причинявший им много беспокойства. Все, без исключения, летчики, воевавшие в Великую Отечественную войну, прошли первоначальный курс обучения летному делу на самолетах типа ПО-2». (См.: «Маленький труженик большой войны». – Специальный выпуск газеты «Мытищи». - С. 7).





    Памятник У-2 (ПО-2), установленный в Мытищах в 2008 году, примерно в том месте, где в 1930-е годы находился аэроклуб, точнее, его летное поле, закрытое лишь в 1959 г. (кстати, и улица, на которой находится этот монумент, не случайно называется Летной):








    Инициаторами установки этого памятника были бывший инструктор аэроклуба Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова (1913 - 2009):




и воспитанник аэроклуба Виктор Васильевич Маслов.


    Наверно всем хорошо известно, что подвиг женщин-летчиц, тех самых, которых враги называли «ночными ведьмами», неоднократно запечатлен в прозе, поэзии, и, конечно же, во всеми любимых кинофильмах.

   Вот лишь три из них, самых знаменитых:

   1. «Небесный тихоход» (1945 г.)


    2.  «В бой идут одни старики» (1973 г.)




    3. «В небе «Ночные ведьмы» (1981 г.).




    На эту тему, если интересно, можно также прочитать в моем посте «Ночные ведьмы» - http://sergeyurich.livejournal.com/921795.html









Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Jul. 1st, 2017 04:35 pm (UTC)
Спасибо преогромнейшее!
Очень хорошие посты!
Спасибо Вам!
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com