?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Вокруг культуры Средневековья существует много мифов. Например, некоторые убеждены, что в XII–XIII веках не было профессиональных архитекторов и здания строили без всяких расчетов.
    Искусствовед Ксения Смирнова объясняет, откуда берутся такие утверждения и как в действительности возводилась средневековая архитектура.








    То, что в Средние века строили очень долго, известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки, если это был королевский или императорский заказ, на который выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство.

    Например, собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за шесть лет и стоил три годовых бюджета Византии (!). В летописи сохранились и имена архитекторов — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
    Кстати, в Милете еще со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы, скорее всего, назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя некоторое время уже был рассчитан следующий купол большего диаметра.

    Конечно, Византия была наследницей Римской империи, и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, которые изучали сопротивление материалов и позволяли рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.






    Впрочем, не стоит противопоставлять «ученую Византию» и «варварский Запад». Распространено мнение, что после падения Римской империи в Европе «все все забыли», утратили все навыки и строили на глазок. К XII веку, когда в Европе возникли крупные государства, начался активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К XIII веку их осмыслили и дополнили накопленным опытом.





    Например, в 1268–1271 годах Фома Аквинский сделал научный комментарий к «Физике» Аристотеля. В его знаменитую «Сумму» вошли «Органон» Аристотеля, «Тимей» Платона, «Начала» Евклида, а также тексты Гиппократа, Галена, Аверроэса и Авиценны. Примерно в это же время Винсент из Бове составил еще более глобальный труд под названием «Великое зерцало». Также были созданы учебники по математике: в XI веке Герберт из Орийака составил первый учебник «О правилах абака», а в XII веке Леонардо Пизанский усовершенствовал его и внедрил арабские цифры, продемонстрировав, что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

    К чему это все? К тому, что к началу строительства великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что «все строилось на глазок».





    К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов «Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нем. В книге вы найдете полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии».




    Там действительно много полезного: например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартмента (длина, ширина). Есть и другие трактаты, которые упоминаются и в «Великом зерцале», и в «Сумме». Также есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) «Об освещении церкви Сен-Дени», но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.




    В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной.
    Что необходимо было рассчитать в Средние века? Расчеты велись, и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было.
    Например, при «королеве соборов» — Шартрском соборе — сложилась грандиозная научная школа. Знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего.



    В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Сами мастера были заинтересованы в том, чтобы сохранить авторство — это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых архитекторов.
    Например, в Амьенском и Реймском соборах мастера оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольнского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в Европе ввели в практику архитектурные конкурсы.

Источник: https://vk.com/history.europe



promo 4 11:00 7
Buy for 30 tokens
Что должно быть в рюкзаке путешественника? Я объехал 86 стран и представляю свою версию снаряжения для бесконечных покатушек своим ходом. Этот…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Jul. 6th, 2017 10:05 am (UTC)
Познавательно.
sergeyurich
Jul. 6th, 2017 10:15 am (UTC)
Ну так понемногу работаем в духе "культуртрегерства". ))
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com