?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    За время пребывания в великолепном Стамбуле нам удалось, как мне кажется, неплохо познакомится с тем, как устроена в нем система городского транспорта.




    Данная заметка основана целиком и полностью на личных впечатлениях и проиллюстрирована собственными фотографиями, сделанными в апреле и июле 2017 года. Так что информация, которую вы сможете здесь прочитать довольно свежая, и я буду рад, если она кому-нибудь будет полезна при планировании своего путешествия в Стамбул.



    На мой взгляд, самый удобный для передвижения по городу транспорт в Стамбуле – это трамвай.




    Он имеет преимущество перед стамбульским метрополитеном прежде всего по двум причинам.

    Во-первых, не нужно спускаться под землю, что здорово экономит время. Особенно если учесть, что на многих станциях метро для того, чтобы выйдя из вагона оказаться на улице, потребуется от 5 до 10 минут времени; так, например, на одной из центральных станций – «Шишхане», от которой начинается знаменитая улица Истикляль, установлено 5 эскалаторов и еще один траволатор.
    Вот он этот самый траволатор:




    А если еще учесть и переходы между ними, то выходит, что никак не меньше 10 минут времени тратится просто на то, чтобы подняться на поверхность.

    Во-вторых, передвигаясь по городу на трамвае, можно с удовольствием рассматривать через его окна пробегающие мимо городские красоты, коих в Стамбуле огромное количество. Особенно это относится к линии Т1, проходящей через весь исторический центр города (по историческому полуострову через Галатский мост в Каботаш).







    Кроме того, все стамбульские трамваи современны и удобны для пассажиров (в Москве пока что мне известна только одна подобная линия – трамвай №17 от Медведково в сторону ВДНХ) не только сами по себе, но и тем, как устроена посадка-высадка пассажиров. Никакого турникета в передней двери как у нас, что существенно замедляет этот процесс, а с турникетами на каждой остановке, где дежурят сотрудники транспортной полиции.







    Проблема пробок для Стамбула не менее актуальна чем для Москвы, поэтому трамваи, следующие по выделенке, пользуются огромной популярностью как среди туристов, так и среди самих стамбульцев. По крайней мере, как я заметил, в час пик трамваи намного более переполнены пассажирами, чем метро.
    Да интервал движения просто замечательный. Как правило, не приходится ждать трамвая более 1 – 2 минут.

    Только однажды нам пришлось прождать трамвая аж целых пять минут! Но, правда, это был уже поздний вечер, когда из-за снижения пассажиропотока совершенно естественно увеличился и интервал.







    В общем, стамбульскому трамваю я бы поставил твердую пятерку по пятибалльной шкале оценок. Он ничем не уступает аналогичным трамваям в каком-нибудь Дюссельдорфе, а в некоторых отношениях даже и лучше (хотя бы в вопросе стоимости проезда; впрочем, об этом я расскажу ниже).

    Вот так после посещения Стамбула того и гляди вступишь в секту «свидетелей трамвая имени И. Варламова» (для постоянных читателей ЖЖ, надеюсь, понятно, что я имею в виду?).

    Метро в Стамбуле относительно молодо, чем и объясняются большинство его недостатков, главным из которых, как мне кажется, является частая невозможность сделать пересадку с одной линии на другую без того, чтобы не пришлось воспользоваться другими видами транспорта (тем же трамваем, фуникулером или автобусом). Все таки, нужно признать, что такая штука как Кольцевая линия в Московском метро – вещь замечательная!






    Да и в том, что касается интерьеров, стамбульский метрополитен мало чем примечателен (с нашим, конечно же, не идет ни в какое сравнение). Впрочем, некий декор на станциях и переходах все же имеется (в основном, к чести стамбульцев, на историческую тематику).

    Вот, к примеру, несколько фрагментов оформления одного из переходов уже упоминавшейся станции «Шишхане»:



















    И на других станциях:










     Впрочем, иногда попадается и такое вот оформление:




     Но метро в Стамбуле активно развивается и его пассажиропоток постоянно увеличивается.

    Так совсем недавно был построен метромост «Халич» через Золотой Рог, благодаря которому стало возможным попасть из района Фатих в Бейоглу, не пользуясь автомобилем, такси или автобусами.










      Этот мост, несмотря на свою недавнюю историю, уже стал одной из главных современных достопримечательностей Стамбула, тем более, что с его высоты открываются потрясающие виды на обе стороны Золотого Рога и его берега.























    Открытие метромоста стало большим подарком для тех, кому далеко до трамвая, идущего через Галатский мост.




    Мне этот мост очень нравится, поэтому фотографий здесь будет много:























































    Местные мальчишки как купались в Золотом Роге до того, как был построен этот мост, так и теперь продолжают купаться, хотя пляжем это место никак не назовешь:








    Четвертой линией метро в дополнение к трем существующим ранее не так давно стала «Мармарай» (Marmaray), связавшая европейский и азиатские берега Стамбула. Ее прогон между станциями «Ускюдар» (азиатский берег) и «Сиркеджи» (европейский берег) проходит по туннелю под Мраморным морем.












    Где-то прочитал, что многие стамбульцы отказываются пользоваться этой линией, поскольку уверены в том, что во время строительства туннеля не соблюдались меры безопасности ради ускорения открытия линии, и опасаются, что в любой момент может произойти авария, и воды моря затопят туннель вместе с поездами и находящимися в них пассажирами.

    Не могу сказать, правда ли это, но по моим наблюдениям, пассажиров на линии Мармарай действительно намного меньше, чем на паромах, следующих из Ускюдара в Эминёню, служащих альтернативой этому подводному метрополитену.

    Впрочем, возможно, это объясняется еще и тем, что в отличие от других линий метро, Мармарай имеет значительно более длинные платформы станций и соответственно длинные составы поездов.








    Интересно, что за все время нашего пребывания в Стамбуле (а это в общей сложности получается почти две недели, на протяжении которых мы пользовались самыми разными видами общественного транспорта), единственный случай, когда нас сотрудники транспортной полиции попросили открыть для осмотра наши сумки (не какие-то огромные баулы, а обычные сумка-планшет у меня, клатч у дочки и небольшая женская сумочка у жены), произошел именно при входе на станцию «Ускюдар» линии Мармарай.
    Непонятно, то ли им было просто скучно от безделья (в тот момент кроме нас ни одного пассажира на станцию не спускалось), то ли действительно они именно на этом участке особенно опасаются терактов? Хотя на потенциальных террористов мы были ну просто никак не похожи. )) На станции "Ускюдар", прямо скажем, было совсем немноголюдно:











   Оформление станций Мармарая в том же духе, только с еще большим уклоном на возвеличивание истории Османской империи (ничего не скажешь, кафельную плитку турки класть умеют):





















   Такой транспорт как фуникулер («туннель» - по-турецки), на мой взгляд, предназначен прежде всего для тех, кому в лом подниматься по кривым улочкам постоянно в гору от Каракёя к началу улицы Истикляль (или от Каботаша к площади Таксим).
    Примерно по таким улочкам:






    Фуникулер (он же "Тюннель"):







    Впрочем, если есть большая усталость или (и) на улице не самая лучшая для подобных прогулок погода (жара или дождь), то данный вид транспорта весьма выручает. Хотя для большинства туристов этот фуникулер по большей мере воспринимается как любопытный аттракцион.

    Стамбульцы, кстати, весьма гордятся, что линия фуникулера, связывающая Каракёй с Шишхане, является, по их мнению, самой первой в континентальной Европе линией метрополитена!
    Вид на Галатский мост в конце XIX века, когда была открыта первая линия фуникулера (оформление станции "Каракёй"):




    Несомненно самый приятный (по крайней мере для туристов) способ перемещения по Стамбулу в том случае, если вам необходимо перебраться из европейской его части в азиатскую (или наоборот) – это паромы, причалы которых многочисленны (Эминёню, Каракёй, Бешикташ, Кабаташ, Ускюдар и т. д.), поскольку для многих местных жителей они являются таким же привычным видом общественного транспорта, как и все выше перечисленные.
















   Про автобусы и маршрутки (долмуши) сказать особенно нечего. Они почти ничем не отличаются от наших. В автобусах нужно проходить через переднюю дверь и прикладывать карточку к валидатору, а в долмушах заплатить за проезд водителю. В общем, все примерно как и у нас.

    Насчет дешевизны стамбульского такси, о которой пишут все путеводители, я бы не согласился. Нисколько оно не дешевое, что неоднократно проверено на собственном опыте. Так, например, добраться из аэропорта им. Ататюрка в центр города (Султанахмет) на такси обойдется от 20 до 25 евро (время в пути около 30 минут). Для сравнения: мне, чтобы из моих Мытищ доехать до Шереметьево (время в пути сопоставимое) достаточно 800 – 900 рублей, а до Внуково или Домодедово (около полутора часов – 1200 – 1300). Вот и считайте.

   Теперь самая полезная информация!
    Если вы не планируете передвигаться по Стамбулу исключительно пешком, что вряд ли возможно, если вы хотите посмотреть все его хотя бы самые интересные достопримечательности, то лучше всего приобрести транспортную карту (Istanbulkart), которая является практически полным аналогом московской «Тройки». Она действует в трамвае, метро, на пароме, фуникулере, автобусах, и позволяет не только сэкономить время (чтобы не приобретать постоянно билеты), но и деньги: одна поездка обойдется вам на 25 – 40% дешевле. При этом, одну карту можно использовать для нескольких человек (просто прикладывая к валидатору нужное количество раз), и пополняется она точно также как наша «Тройка».

    Буду рад, если этот мой пост был для вас полезен или интересен!
    Впрочем, продолжение заметок о Стамбуле все еще следует…
    Благодарю за внимание.



    Сергей Воробьев.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ignaciodeloyola
Jul. 28th, 2017 01:38 pm (UTC)
Спасибо огромное!
Очень интересно и познавательно!

Увлекательнейший пост!
Спасибо Вам!
sergeyurich
Jul. 28th, 2017 01:44 pm (UTC)
Пожалуйста!
Буду рад, если этот пост вам пригодится, если вы вдруг соберетесь в Стамбул.
durasik
Jul. 28th, 2017 02:53 pm (UTC)
Привет, Сергей!

Во-время вы эвакуировались из Стамбула!!! ))) Ты видел, что там творится??? (((

Пост нужный и интересный. Хотя я в Стамбул не собираюсь. Мне там не понравилось, когда я там был))) Чужой это для меня город)))

Впрочем, это моё личное мнение. Я его ни в коем случае не навязываю. Я знаю многих людей, которые в восторге от этой помойки)))
sergeyurich
Jul. 29th, 2017 10:31 am (UTC)
Привет, Игорь!

Стамбул - город, конечно же, не для всех. Но мне (и жене с дочкой) он очень нравится. Иначе мы бы не вернулись в него через три месяца. И, как я думаю, не в последний раз. Да и Володя тоже был в полном восторге.

Да, стихийное бедствие, что произошло в Стамбуле 27 июля - это кошмар! Еще 18 июля, за два до отъезда в Стамбуле тоже прошел сильный ливень. для нас-то в принципе ничего особенного, а турки были в шоке, и говорили, что такого уже 40 лет в Стамбуле не было. Представляю, что они говорят теперь!

Вообще, у меня складывается такое впечатление, что некоторым странам мой визит приносит несчастье. Например, вернулся я из Египта, тат там вскоре президента Мубарака свергли; вернулся из Греции - там начался глубочайший экономический кризис. Теперь вот Стамбул. Это шутка, конечно. Но теперь вот думаю, не мотануть ли мне в США на пару деньков? ))
durasik
Jul. 29th, 2017 11:22 am (UTC)
)))Хе-хе!!)))

Я тебе в придачу своего шурина, брата Ксюшиного дам!!!)))

Он поехал в Венецию, там все каналы замёрзли))) Съездил в Израиль - там амбассада началась)))

Да! Светлая мысль - пиндосию проведать!)))
sergeyurich
Jul. 29th, 2017 12:09 pm (UTC)
Да, два "терминатора" - это будет убойная вещь!!! )))
ampol
Jul. 28th, 2017 03:09 pm (UTC)
Был в Стамбуле весной 2013.
Линий метро через залив ещё не было!

Это вам не развязка на мкаде за 11 ярдов и те же 4 года... навеяно соседним постом..
sergeyurich
Jul. 29th, 2017 10:33 am (UTC)
Да, еще нужно отметить что за то же время как турки построили метромост Халич, они успели открыть еще один мост через Босфор (у самого Черного моря) и запустить туннель под Мраморным морем!
vladimirdar
Jul. 28th, 2017 08:09 pm (UTC)
Транспорт там динамичный, это касается трамвая. Он скоростной и очень быстро набирает скорость, с нашим не сравнить.
sergeyurich
Jul. 29th, 2017 10:33 am (UTC)
Да, Володя, он там не просто динамичный, но еще и динамично развивающийся!
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com