?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    Оригинал взят у archistorik в Модерн («Новый стиль») и Иван Билибин

   Начиная с последнего десятилетия XIX века и вплоть до первой мировой войны,
Западная Европа и Россия становятся свидетелями развития Стиля модернНовое искусство»).







    Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, стиль модерн оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию. Боготворя природу как основной источник вдохновения, модерн стремился вырваться из оков "старых" стилей.

    А под старыми стилями, естественно, понимались стили, в основе которых лежало античное искусство.
В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как своеобразная свобода.




  А свобода всегда была мила людям, в большинстве своем и не догадывавшимся, что им преподносят очередной виток зависимости от горстки идеологов нового стиля. И если в архитектуре каждое сооружение стиля модерн было дорогостоящим удовольствием, которое можно было посмотреть с улицы, но не более того, то в прикладном искусстве, и особенно в книжной графике, модерн стал по настоящему любимым искусством. Архитектура, живопись и графическое искусство, прикладное искусство, дизайн интерьеров и мебель – все это в модерне сплетается в единый клубок, который мы сегодня и считаем стилем Модерн.

    Прекрасная эпоха Модерна в России длилась недолго, в основе своей до 1914 года, но отзвуки красивой жизни продолжались и во время первой мировой. И только февральская революция несколько отрезвила правящую элиту и заставила ее несколько умерить её масштаб. Великий Октябрь (который сегодня не пинает только ленивый), поставил окончательную и жирную точку в затянувшемся цветении искусства для «образованных и избранных». И началась новая эра, новые и очень непростые времена, которые, конечно не решили все социальные проблемы. Но – эра, которая открыла двери для образования  миллионам людей всей страны. И мы, их наследники, окончившие школы, колледжи, ВУЗы, аспирантуры и академии, сегодня научились понимать и ценить искусство Модерна. Что просто не могли сделать наши прадеды, работавшие на заводах по 12 часов в сутки, или на полях с рассвета до заката. А в наши дни модерн, можно сказать – родился второй раз. Или не сам модерн, а понятие высокого искусства, связанное с многообразными проявлениями модерна.
Модерн – о, это моя больная тема. Как прекрасен этот мир, посмотри!
Как он красив в своих высших проявлениях искусства. И темой данной статьи является не то, о чем я только что написал – а совсем другое. Именно искусство Модерна и графика замечательного художника Ивана Билибина. Вот небольшая экскурсия в это творчество:



Фото-1.jpg


Оставим в стороне сказку и её сказочные сюжеты и страшилки. Давайте посмотрим на рисунок художника.
Даже не читая его биографию, и ничего не зная о его поездках и знакомстве
с Древнерусской архитектурой, ясно – Иван Билибин знал, пристально изучал
и детально анализировал все аспекты архитектуры.
И вот мы видим город на горе, с куполами и церквами.
И даже дорогу, поднимающуюся в гору от пристани, где «пристают к заставе гости».






О, бедная Алёнушка, сколько у нее предстоит впереди сложностей.
А на первом плане снова дорога поднимается на пригорок, к деревне с церквушкой у околицы.
Но как четко и просто нарисованы дома, какая законченная модерновая графика.

Фото-3.jpg


Здесь на первом плане дом зажиточного крестьянина.
Бревенчатые стены, «красное окно», деревянная крыша «безгвоздевой» конструкции.
Телега простая, но вот расписная дуга выдает заботливого хозяина.
А вдалеке видна деревянная церковь с высокой колокольней.
   Очень похожие сооружения можно увидеть в Архангельской области, в качестве примера статья - http://e-aleks.livejournal.com/160822.html


Фото-4.jpg


А здесь можно увидеть темы Коломенского деревянного дворца, построенного в XVII веке.
Фото-5.jpg

И снова Древнерусская крепость на горе, как и положено настоящей Крепости.

Фото-6.jpg


 Что это? Это и Новгородская звонница, и кокошники московских церквей, и мощные башни Пскова.

Фото-7.jpg


И под занавес – царские хоромы, может быть тот же дворец в Коломенском.
Ну и конечно подтекст рисунка яркий и не оставляет сомнений в симпатиях художника.

    Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. Билибинские царства  действительно романтичны, пронизаны лукавой иронией. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах, появившихся в период первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю.

    О самом художнике написано много, каждый может найти и прочитать. Мне только хотелось показать связь его работ со стилем Модерн. Связь архитектуры с книжной графикой, и так характерное для времени модерна стремление к Синтезу искусств.
    Если моё опус Вас заинтересовал, я буду считать свою работу удачной.

    Москва, 5 марта 2017 года.

promo 4 11:00 7
Buy for 30 tokens
Что должно быть в рюкзаке путешественника? Я объехал 86 стран и представляю свою версию снаряжения для бесконечных покатушек своим ходом. Этот комплект для того, кто хочет много ездить по миру и рассказывать об этом всем вокруг. Снаряжение высушено до минимума многолетним опытом. Смотрите и…

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com