?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

    В южной части Вязьмы напротив Иоанно-Предтеченского монастыря за рекой Бебря стоит интереснейшее монументальнее здание – храм Петра и Павла, построенный с преобладанием признаков классицизма в 1805-1806 годах по заказу И. И. Барышникова.




    Майор артиллерии Иван Иванович Барышников владел огромными средствами и обладал при этом хорошим вкусом. К созданию архитектурных сооружений он привлекал лучших зодчих своего времени. Храм Петра и Павла возводили крепостные архитекторы Барышникова Дмитрий Поляков и Яков Жданов, ученики Матвея Казакова.




    Интересно, что нынешняя каменная церковь возникла на месте деревянной, построенной в 1725 году. В 1770 году у нее появились два придела, устроенные на деньги внезапно разбогатевшего мещанина Ивана Сидоровича Барышникова, основателя известного рода. На кладбище при деревянном храме были похоронены его мать и жена.

    Каменная церковь Петра и Павла была возведена сыном И. С. Барышникова в память о них, о чем свидетельствовала надпись на вделанной в западную стену храме доске (не сохранилась): "На месте покоящихся бабки Акулины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен сей храм во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-е".




   О происхождении сказочного богатства рода Барышниковых ходили легенды.
    Иван Сидорович, небогатый вяземский мещанин, в период Семилетней войны (1756-1763) участвовал в походе русской армии под командованием фельдмаршала С. Ф. Апраксина в Восточную Пруссию в качестве маркитанта, занимаясь поставкой съестных припасов к столу главнокомандующего.

    В битве под Гросс-Егерсдорфом (19 августа 1757 г.) войска Фридриха II были разбиты (правда, нужно отметить, что у русской армии было почти двукратное численное превосходство - 55 тысяч солдат против 28 тысяч), после чего дорога на Кёнигсберг была открыта.




    Но вместо того, чтобы развивать наступление, фельдмаршал Апраксин приказал отсупать за Неман в Лифляндию.
    Причиной этого, скорее всего, стала внутриполитическая ситуация в России: императрица Елизавета Петровна серьезно заболела, и узнавший об этом главнокомандующий русской армии, опасаясь опалы от наследника престола Карла-Петера-Ульриха (будущего императора Петра III Федоровича, большого поклонника короля Пруссии Фридриха II), решил пожертвовать победой русской армии ради своей будущей карьеры (впрочем, ради справедливости, нужно сказать, что в русской армии в это время началась сильнейшая эпидемия оспы, косившая солдат не хуже прусских пуль).
    Но так или иначе, фельдмаршал Апраксин просчитался.

Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин (1702 - 1758):




    Елизавета Петровна выздоровела, а мир с Фридрихом II, на что рассчитывал главнокомандующий не был заключен. Война продолжилась.

    Накануне своей отставки, чувствуя, что над ним сгущаются тучи, Апраксин поручил своему верному, как ему казалось, маркитанту Барышникову доставить в Россию своей семье несколько бочонков, в которых, по его словам, находилось вино, однако на самом деле они были наполнены золотыми червонцами. В пути Барышников узнал о смерти Апраксина, который, повелением императрицы Елизаветы был заключен в крепость, где и умер.
    Предприимчивый маркитант передал вдове фельдмаршала вино, а все золото присвоил себе.

    Именно таким образом Иван Сидорович Барышников (не правда ли, характерная фамилия?) и сделался миллионером и обладателем более 10 тысяч крепостных крестьян.
    Не будучи дворянином и не имея поэтому права владеть крепостными, Барышников скупал на чужое имя многочисленные имения, причем не только на Смоленщине, но и в Пензенской, Нижегородской и Саратовской губерниях. Огромное состояние И. С. Барышникова унаследовал его единственный сын Иван, получивший дворянство в 1789 году.

    Иван Иванович Барышников, в отличие от своего отца, стремился не только к накоплению богаств, но и активной культурно-просветительной деятельности. В частности, он прославился как крупнейший коллекционер картин самых известных художников своего времени: в его галерее были представлены работы Левицкого, Брюллова и даже Рафаэля. В его имении Алексино работала школа крепостных художников и был создан оркестр из крепостных музыкантов. Для него  и его семьи более 15 лет работал В. А. Тропинин.

    Вот, например, портрет А. И. Барышникова, выполненный Тропининым в 1829 г.:





  Храм Петра и Павла, который вязьмичам больше известен как Георгиевский – по названию одного из приделов, - требует как можно более скорой реставрации.
    Несмотря на то, что он, как видите, является архитектурным памятником, находящимся под защитой государства,



состояние его более чем плачевное.













   В 1992 году храм был передан епархии, но, видимо и РПЦ он оказался не слишком нужным. Ведь после этого прошло уже четверть века, а никаких видимых улучшений в его состоянии, увы, так и не наблюдается.
















    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

    Полный текст о Вязьме, ее истории и других памятниках можно прочитать здесь:

http://sergeyurich.livejournal.com/959010.html.

  
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Aug. 17th, 2017 07:42 pm (UTC)
Любопытно! Храм капитальный по устойчивости и по впечатлению. История богатства Барышникова поразила, не слышал) Сколько у Апраксина золота то было в бочонках!)
sergeyurich
Aug. 18th, 2017 07:09 am (UTC)
Привет, Володя!
В бочонках Апраксина было около 500 тысяч рублей золотом. По тем временам колоссальная сумма!
vladimirdar
Aug. 18th, 2017 04:09 pm (UTC)
Круто!
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com