?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  С Днём Знаний всех причастных к этому празднику!

    Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской.





    В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ. Но этих средств было недостаточно, чтобы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании.




    В Сети нередко можно встретить утверждения о том, что всеобщее начальное образование было законодательно введено ещё в царской России. Годом введения указывается 1908-ой. В большинстве случаев цепочка ссылок выводит на небезызвестную статью Б.Л. Бразоля «Царствование Императора Николая II в цифрах и фактах (1894-1917 гг.)», как на источник данного утверждения. В ней Бразоль указывает лишь год, в который «первоначальное обучение… сделалось обязательным», но не указывает конкретного законодательного акта, который установил такое положение:

    "Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России . Многими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г."



    Проректор Тамбовской Духовной семинарии, иерей Виктор Лисюнин, в своей статье пишет: "Участие духовенства в системе народного образования активизировалось после выхода закона 3 мая 1908 г. о постепенном (в течение 10 лет) введении всеобщего обязательного начального образования".

    В статье http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/khasbulatova.. доктора исторических наук, профессора Хасбулатовой Ольги Анатольевны «Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта дореволюционного периода» говорится: "В соответствии с законом от 3 мая 1908 г. предполагалось в течение 10 лет ввести обязательное бесплатное начальное обучение для детей от 8 до 12 лет".

    В статье Голиковой Ольги Александровны "Создание сети всеобщего начального обучения на территории Томской губернии в начале XX в." находим следующее: "Правительством был издан закон 3 мая 1908 г., положивший начало введения всеобщего образования в России. Он определял ряд важных моментов:

1.все дети обоего пола по достижению школьного возраста должны получить бесплатное начальное образование,
2.срок обучения в начальной школе должен составлять 4 года,
3.на одного учителя должно было приходиться 50 детей,
4.ответственность за открытие необходимых училищ, возлагались на органы местного самоуправления, под руководством и надзором Министерства народного просвещения,
5.Министерство должно было решить вопрос о финансировании новых учебных заведений

    Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений.



   Действительность

    На самом же деле закон от 3 мая 1908 г. носит название «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования», и в нём нет ни единого слова о введении на территории России всеобщего обязательного начального образования. Текст этого закона можно посмотреть в базе "Полное собрание законов Российской империи" (страница 228, № 30328) http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php

    Список же мероприятий, обозначенный в статье О. А. Голиковой («все дети обоего пола по достижению школьного возраста должны получить бесплатное начальное образование» и т.д.) на самом деле представляет собой пересказ положений законопроекта "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи", внесённого 20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. М. фон Кауфманом в Государственную думу.

    Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г.

    Основные положения правительственного проекта сводились к следующему: 1) формирование школьной сети и плана ее создания возлагалось на учреждения местного самоуправления, которые должны были выполнить эту работу в двухгодичный со дня введения закона срок; 2) нормальным пределом, который должна обслуживать одна школа, признавалась местность с трехверстным радиусом; 3) населению обеспечивалась бесплатность обучения в училищах, входящих в школьную сеть; 4) проект школьной сети должен был утверждаться министром народного просвещения; 5) церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получали казенное пособие на равных основаниях со школами Министерства народного просвещения; 6) отпускаемые из казны кредиты предназначались на вознаграждение учителей.

    Дума внесла свои изменения: 1) установила минимум суммы (10 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ; 2) признала предельным сроком для введения всеобщего начального обучения десять лет; 3) в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагалось на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству; 4) к делу составления всех школьных сетей привлекался также и инспектор народных училищ и др.

    Первое обсуждение законопроекта проходило 24 января, второе – 26 января, третье – 12 февраля 1911 г. Дума приняла решение об одобрении проекта 19 марта 1911 г. и передала его в Государственный совет. В ходе рассмотрения Государственный совет повысил минимальный размер кредита (до 10,5 млн. руб.), на который должны были увеличиваться в течение 10 лет ассигнования на нужды начальных училищ, исключил указание на предельный срок для введения всеобщего обучения и др.

    28 января 1912 г. Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию, которая, однако, не пришла к единому мнению. Доклад комиссии был внесен в Государственную думу 9 апреля 1911 г., обсуждение доклада состоялось 21 мая 1912 г. Однако Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении. 6 июня 1912 г. Государственный совет отклонил законопроект!
Карикатура 1907 года "Министр просвещения М. П. Кауфман за работой":




    Остаётся только добавить, что либерально настроенный П. М. фон Кауфман недолго продержался на посту министра просвещения, и был уволен 1 января 1908 г. На его место был назначен попечитель варшавского военного округа Шварц Александр Николаевич, который провел ряд реакционных мероприятий: фактическую отмену университетской автономии (установленной в августе 1905), запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев и т. п. Подобную же политику Шварц вёл в отношении средней и низшей школы. В 1910 его сменил Л. А. Кассо, еще более яркий реакционер, при котором из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор (см. Дело Кассо).

    Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении. И вопреки распространенной мистификации закон о всеобщем и бесплатном начальном образовании принят не был. К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть в 3 %). К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.

    Нужно ли напоминать о том, когда всеобщее начальное ( а затем и не только начальное) образование стало действительностью, а не мифом?



Источник:
https://vk.com/historyvk



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
archistorik
Sep. 1st, 2017 03:03 pm (UTC)
Очень нужная статья, особенно для наших молодых читателей. Они часто по-детски верят свей интернетовской писанине, и никогда не смотрят настоящие исторические материалы. И усиленно повторяют глупости "антисоветской пропаганды"....
В Советском Союзе далеко не все было хорошо, но бесплатное и общедоступное образование - это действительно завоевание Октября!
sergeyurich
Sep. 1st, 2017 03:12 pm (UTC)
Вот и я о том же!
ignaciodeloyola
Sep. 1st, 2017 06:44 pm (UTC)
Очень интересная! И очень нужная статья!
Спасибо огромное!
Познавательно!

Особое спасибо за разгром мифа относительно введения всеобщего образования!
Спасибо!
sergeyurich
Sep. 2nd, 2017 08:02 am (UTC)
Пожалуйста!
akatov99
Sep. 3rd, 2017 11:26 am (UTC)
Качественные мозги, видимо, важнее качественного образования?
Один из элементов перехода Испании за 5 лет(1975-1981гг.) от диктатуры к демократии без майданов, дефолтов и шоковых терапий:
создание зажиточного среднего класса.
Правительство Ф.Франко:
1.Создало гос. банки с дешевыми займами для покупки частных домов.
2.Рискнуло отпускать испанцев миллионами на многие годы на заработки в Европу, откуда возвращались будущие владельцы этих домов не только с деньгами, но и с опытом жизни в передовых странах(знанием реалий, а не розовых соплей испанских Чубайсов).
Добавим сюда:
1.мощный экономический подъём :промышленный и туристический(тоже риск для диктатуры).
2.подготовка кадров для будущей демократии:
а)воспитание будущего короля с 11-летнего возраста:
б)подготовка его будущих министров(А.Суарес-лидер молодежной фаланги и будущий премьер);
в)демократические реформы при жизни Ф.Франко:гласность, многопартийность, свободные профсоюзы;
г)гос. политика примирения "белых" и "красных"("Долина павших").Антитеза:доска Колчака и памятник Маннергейму.
Все реальные заслуги каудильо перед Испанией замалчиваются "красными" историками также как реальные заслуги Ф.Кастро
перед Кубой замалчиваются "белыми" историками.
sergeyurich
Sep. 3rd, 2017 11:32 am (UTC)
Вадим, я неоднократно бывал в Испании, причем в разный ее регионах и городах. И как-то мне не думается, что это благополучная страна: около 20% безработицы (и более 40% безработных среди работоспособного населения в возрасте до 30 лет).
akatov99
Sep. 3rd, 2017 11:47 am (UTC)
Это органическая демократия романской страны, где все ещё недостаточно голландцев*(менее симпатичны в быту, по моему опыту, нежели испанцы).
----------------------------------------------------------------
*"Иностранец-голландец. Арифметика вместо души-то"-монолог С.Паратова голландцу-капитану его Ласточки("Бесприданница" А.Островского, а не фильм Рязанова)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

sergeyurich
sergeyurich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com